· Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
· Экспозиции и выставки на территории детинца
· Главное здание музея (ранее здание Присутственных мест)
· История Новгородской земли
· Древнерусская иконопись XI—XVII вв.
· Резное дерево XIV—XVII вв.
· Русское изобразительное искусство XVIII—XX вв.
· Софийский собор
· «Древние колокола Великого Новгорода» в Звоннице Софийского собора
· Владычная (Грановитая) палата
· Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI—XX вв.
· Отдельно стоящие памятники Софийской и Торговой стороны
· Церковь Симеона Богоприимца
· Выставочные залы Ярославова Дворища
· Воротная башня («Гридница»)
· Выставка «Спасённые фрески» (фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалёве, XIV в.)
· Знаменский собор
· Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
· Собор Рождества Богородицы в Антонове
· Церковь Рождества Христова на Красном поле
· Георгиевский собор Юрьева монастыря
· Музей деревянного народного зодчества «Витославлицы».
· «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» в Десятинном монастыре
· Музейный цех фарфора
В настоящее время цель приезда в Великий Новгород – это древняя архитектура и музеи, город живет прошлым. Поэтому одна из задач Фестиваля – добавить в жизнь города современное событие, другой ритм, изменения, чтобы не было ощущения, что это законсервированный город-музей.
Необходимость создания Фестиваля:
В последние годы значительно усилился интерес к народному искусству. Но этот интерес натыкается на отсутствие информации, отсутствие постоянных экспозиций, недоступность изданий хорошего качества (из-за небольшого тиража или высокой цены). В результате информационная лакуна заполняется профанирующими публикациями дилетантов, сувенирная продукция отвратительного качества подается как изделия традиционных, исконных народных промыслов. Подобные сведения теперь можно встретить чаще, чем аутентичные произведения, свидетельствующие о высоком мастерстве и глубоком значении традиционного искусства.
|
От недоступности образцов изделий старых гончаров, резчиков, игрушечников страдают и современные народные мастера и люди, стремящиеся возродить промысел. Полноценного показа редких промыслов, а также экспозиции с расширенным набором сюжетов игрушки или видов традиционной посуды не существует.
Народное искусство ближнего и дальнего зарубежья редко экспонируется в Москве и остальной России, мало известна и плохо изучена в России.
Нет постоянной площадки для проведения народными мастерами мастер-классов по изготовлению глиняной игрушки, работе на гончарном круге, изготовлению тряпичной куклы и т.д.. Такие мастер-классы пользуются неизменным успехом и очень востребованы, но их приходится проводить в непрофильных музеях (например, в Государственном Дарвиновском музее или Биологическом музее им. К.А. Тимирязева в Москве)
Подобный фестиваль был бы интересен и доступен всем возрастам, начиная с детского, неискушенному зрителю и специалисту:
- детская аудитория – цель: знакомство с культурой Родины и других стран, знакомство с традиционным деревенским укладом жизни, расширение кругозора. Необходимо отметить воспитательно-педагогическую функцию: общение с народным искусством способствует развитию фантазии, образного мышления, восприятию в дальнейшем профессионального искусства, пониманию логики развития истории искусств. Народное искусство – прекрасная визуальная среда для формирования хорошего вкуса, творческой интуиции. Экскурсии могли бы стать частью курса МХК в школе и дошкольных образовательных учреждений.
|
- искусствоведов, специалистов в области декоративно-прикладного и народного искусства Фестиваль должен привлечь, в первую очередь, демонстрацией эксклюзивного, ранее не публиковавшегося материала.
- антропологам, социологам, историкам Фестиваль может предоставить возможность исследований в области межкультурной коммуникации, взаимовлияний культурных традиций разных народов, религиозных и мировоззренческих представлений и их временном изменении, вопросов национальной идентичности.
- художников Фестиваль познакомит с шедеврами народного искусства, с пластическими особенностями и образной системой традиционного творчества.
Отдельно стоит подчеркнуть важность фестиваля для повышения статуса русских северных промыслов, существующих в настоящий момент:
- каргопольская глиняная игрушка (г. Каргополь, Архангельская область)
- глиняная игрушка Череповца, Ёрги
- дымковская глиняная игрушка (Киров, Кировская область)
- петровская глиняная игрушка (с.Петровское, Костромская область)
- гончарство Вологды, оятская керамика
- ткачество, вышивка
- тряпичная кукла русского Севера
- щепная игрушка (поморы, Архангельская область)
|
- резная игрушка
- деревянная посуда
- поморские козули (обрядовая выпечка) (Архангельская область)
- резьба по кости (Холмогоры, Архангельская область)
- берестяное плетение
- умершие промыслы:
глиняная игрушка д. Сомово Вологодской области
глиняная игрушка д. Алеховщина Ленинградской области
глиняная игрушка д. Хахино Псковской области
глиняная игрушка д. Федоровка Тамбовской области
К Русскому Северу относятся области:
Архангельская,
Вологодская,
Кировская,
Костромская,
Ленинградская,
Псковская,
Тамбовская
Мероприятия, возможные во время проведения фестиваля:
- выставки произведений народного искусства
- фотовыставки
- круглый стол по вопросам современного состояния народных искусств и ремесел
- мастер-классы народных мастеров
- творческие встречи с народными мастерами, музейными работниками, коллекционерами, журналистами, искусствоведами и исследователями
- выступления этнографических клубов, коллективов аутентичной музыки и пения.
- ярмарка произведений народных мастеров.