Можно ли носить одежду, края которой ниже щиколоток?




Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Необходимо напомнить всем, что основа в одеянии – это дозволенность, так как это относится к бытовым вопросам. И, несмотря на то, что на известное правило: «Основа в бытовых вещах дозволенность, кроме того, на что пришел запрет в Коране и Сунне, тогда как в поклонении основа запретность, кроме того, на что указали Коран и Сунна» указывают многие доводы, есть также прямые доводы, указывающие на то, что основа в одеянии дозволенность. Так, например, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия!» Ахмад 6708, Ибн Маджах 3605, аль-Хаким 7188. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим.
Ибн ‘Аббас сказал: “Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие!” Ибн Аби Шейба 8/218. Иснад достоверный.
Эти тексты указывают на то, что основа в одеянии, как в его виде, так и в форме – это дозволенность. И все в этих вещах остается в своей основе дозволенным, кроме того, на что пришел ясный запрет из Корана и Сунны, как например, ношение шелковой одежды мужчинами и т.п.
Что же касается непосредственно обсуждаемой темы об опускании одежды ниже щиколотки, то следует знать, что ученые были единогласны, как сказал Къады ‘Ийяд, что совершение этого по причине высокомерия является большим грехом.
Что же касается того случая, когда край одежды опускается ниже щиколотки не по причине высокомерия, то относительно этого среди ученых было разногласие во все времена. Ученые разошлись в этом вопросе на три мнения:
Одни сказали, что запрет в хадисах указывает на опускание одежды ниже щиколоток, как по причине высокомерия, так и без этой причины, однако в первом случае человек совершает больший грех, нежели во втором случае.
Другие же ученые сказали, что запрет на опускания одежды ниже щиколотки связан именно с высокомерием, поскольку обобщенные хадисы они конкретизировали частными.
А третьи сказали, что опускание края одежды не по причине высокомерия нежелательно.
Чтобы выбрать в данном случае одно из мнений на основании знания, необходимо изучить доводы всех сторон.
Приведем с соизволения Аллаха эти доводы.

Доказательства на то, что опускание краев одежды ниже щиколоток по причине высокомерия, является большим грехом
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из высокомерия». аль-Бухари 5787, Муслим 2087.
От Хубайба ибн Мугъаффаля сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!»Ахмад 4/437, Абу Я’ля 3/112. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль. См. “аль-Исаба” 6/281, «Сахих аль-джами’» 6592, “Сахих ат-таргъиб” 2040, “аль-Джами’ ас-сахих” 4/252.
Со слов Абу Са’ида аль-Худри передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Изар мусульманина до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток. Но все то, что ниже щиколоток, окажется в Огне, а на того, кто станет волочить свой изар по земле из высокомерия, Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Абу Дауд 4093. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса.
Относительно того, что опускание изара ниже щиколотки по причине высокомерия и горделивости относится к числу больших грехов, не было среди ученых разногласий, как об этом упоминалось в начале. По этой причине имам аз-Захаби поместил этот грех в число тяжких грехов в своей известной книге о больших грехах. См. “аль-Кабаир” 170.

Доводы тех, кто счел дозволенным опускание краев одежды ниже щиколоток, если это делается не по причине высокомерия
Ученые, связавшие запрет опускания краев одежды только с высокомерием, сказали, что хадисы, в которых не упоминается такая причина как высокомерие, объясняются хадисами, в которых запрет на опускание краев одежды связан именно с высокомерием. Среди их доводов следующие хадисы:
От Ибн ‘Умара сообщается, что однажды он увидел человека, опустившего края изара и сказал ему: “Откуда ты?” Тот ответил: “Из племени Бану Лейс”. Тогда Ибн ‘Умар его узнал и сказал: “Я слышал своими двумя этими ушами, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто опустил свой изар, делая это лишь из-за высокомерия, то Аллах не посмотрит на него в День воскрешения!»” Муслим 2085.
Они говорят, что в данном хадисе ясно говорится, что причина запрета на опускание одежды связана именно с высокомерием.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды, когда один человек шел, опустив края своего изара, проявляя высокомерие, он провалился под землю, и он будет проваливаться вплоть до Судного дня!» аль-Бухари 2/373.
Ибн ‘Умара рассказывал: “Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из-за высокомерия!» Услышав это, Абу Бакр сказал: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!” На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!”» аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085.
‘Икрима рассказывал: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда надевал изар, опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238.
Также эта сторона в качестве довода использует некоторые сообщения от сподвижников и их последователей:
Абу Ваиль рассказывал: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»”. Ибн Аби Шейба 25313. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сильным.
Абу Исхакъ рассказывал: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся частями ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-з-заваид” 9/285.
Му’мар рассказывал: “Рубаха Ибрахима ан-Наха’и была до ступней”. Ибн Аби Шейба 24845.
Хаммад ибн Зайд рассказывал: “Однажды Айюб ас-Сахтияни повелел мне укоротить край его одежды и сказал: «Сделай так, чтобы его края касались ступней»”. ‘Абдуллах ибн Ахмад № 841.
‘Умар ибн Мухаджир рассказывал: “Края рубахи ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и прочей его одежды были между щиколотками и ремешком сандалий”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/322, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/403.
Однажды Абу Ханифа опустил края одежды ниже щиколотки и ему сказали: “Разве нам это не запрещено?!”На что он ответил: “Поистине, это было запрещено по причине высокомерия, а мы не из их числа!” См. “аль-Фатава аль-хиндия” 5/332.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа о хадисах, запрещающих опускать края одежды ниже щиколоток, говорил: “Эти тексты запрещают опускание одежды по причине высокомерия. И те хадисы, которые упоминаются обобщенно объясняются конкретизирующими, поскольку большинство хадисов указывает на запрет с высокомерием”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/363.
Но у шейхуль-Ислама есть также и другие слова, в которых он не связывал запрет лишь с высокомерием. Так, он говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды, если будет опускаться, она не должна быть ниже щиколоток, как на это указывают достоверные хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. См. “Маджму’уль-фатава” 22/144.
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Бассам говорил: “Шариатское правило указывает на то, что обобщенные тексты необходимо возвращать к конкретизирующим. И шариат связал запрет опускания краев одежды именно с причиной высокомерия. И основа в одеяниях состоит в том, что все дозволено, и ничего из этого не является запретным, кроме того, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. И шариат связал запрет именно с проявлением высокомерия, а в противном случае все остается в своей основе дозволенным. Если мы обратим внимание на все виды одеяния и их фасон, то мы не найдем из них что-либо запретным, кроме того, что имеет причину. И по этой причине понимание хадисов указывает на то, что опускание краев одежды не по причине высокомерия не относится к числу тех вещей, за которые обещаны угрозы!” См. “Таудых аль-ахкам” 6/246.

Доводы тех, кто счел нежелательным опускание краев одежды ниже щиколоток, даже если это не является следствием высокомерия
В качестве довода ученые этого мнения так же аргументировались вышеприведенным, но вместе с тем, они объединили упомянутое выше с хадисами, в которых содержится веление поднять края одежды, по причине чего считали опускание краев одежды ниже щиколоток нежелательным.
Среди доводов этой стороны следующие:
Хузайфа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронул меня за мышцу голени и сказал: «Это место подола изара! Если же нет, то ниже, а если нет, то не может быть изар ниже щиколотки!»” Ахмад 9/104, ан-Насаи 6/206, ат-Таялиси 425. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Албани.
Имам Ибн Къудама говорил: “Порицаемо опускать края рубахи, изара или штанов ниже щиколотки, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал поднимать края изара. Но если это делается из-за высокомерия, тогда это запрещено (харам)!” См. “аль-Мугъни” 2/298.
Самым главным их доводом является следующий хадис: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хурайм аль-Усайди был бы прекрасным человеком, если бы он не носил такие длинные волосы и не опускал подол своего изара», – и когда об этом узнал Хурайм, он поспешил взять бритву и обрезал ею свои волосы до уровня ушей, а изар поднял до середины голеней”. Ахмад 4/321, ат-Табарани 4127. Имам ан-Навави и имам Ибн Муфлих назвали хадис хорошим.
Сторонники этого мнения сказали, что в этом хадисе указание на то, что опускание подола одежды ниже щиколоток нежелательно, но не запрещено, ибо если бы подобное было запретным однозначно, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не связал бы исправление данного поступка с желанием самого Хураймы.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Тот, кто опускает изар без высокомерия и гордыни, не заслуживает того устрашения, которое упоминается в хадисах. Однако опускание изара, рубахи и любой одежды порицаемо в любом случае!” См. “ат-Тамхид” 3/244.
Имам ан-Науауи сказал: “Если края одежды опускаются по причине высокомерия, то это запрещено, а если нет, то порицаемо”. См. “аль-Минхадж” 14/88.
Шейх ас-Сараранфури говорил: “Ученые говорили, что желательно, чтобы края изара и прочей одежды доходили до середины голени, но дозволено без каких-либо порицаний и опускание до щиколоток. Если же края одежды будут опускаться ниже щиколотки, то это не дозволено! Если делается подобное по причине высокомерия, то это харам, а если не по причине высокомерия, то нежелательно!” См. “Базалюль-маджхуд” 16/411.

Доводы тех, кто счел запретным опускание краев одежды ниже щиколоток в любом случае
Ученые, которые запрещали опускать края одежды в любом случае, опиралась на другие хадисы, в которых содержится запрет этого и не упоминается такая причина, как высокомерие. Их доводом были следующие хадисы:
От Абу Хурайры сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
‘Абдуль-‘Азиз ибн Аби Рувад рассказывал: “Однажды я рассказал Нафи’у хадис: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне» и спросил: «Речь идет об изаре или же о ступнях?» Нафи’ ответил: «В чем грех изара?! Речь идет о ступнях!»” ‘Абду-р-Раззакъ 1991, Ибн ‘Абдуль-Барр 20/228. Иснад достоверный.
В этом хадисе содержится серьезная угроза в адрес тех, кто опускал края своей одежды, и в этом хадисе не упоминается такая причина, как высокомерие!
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “В этих хадисах указание на то, что опускание изара из-за высокомерия является тяжким грехом. Что же касается опускания края одежды без высокомерия, то внешне хадисы указывают на запрет и этого”. См. “Фатхуль-Бари” 10/267.
Передается от Абу Зарра, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскрешения, не посмотрит на них и не похвалит их, и им уготовано мучительное наказание!» Абу Зарр сказал: “Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?!” Он сказал: «Опускающий края одежды, попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв!» Муслим 106.
Однако ученые, считавшие, что опускать края одежды ниже щиколотки запрещено только из-за высокомерия сказали, что имам ан-Насаи приводит этот же хадис с добавкой: «Опускающий края одежды из-за высокомерия». См. “ас-Сунан аль-Кубра” 6050.
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда мы сидели с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нам подошел ‘Амр ибн Зурара аль-Ансари, чей изар был ниже щиколотки. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял край его одежды и стал говорить (обращаясь к Аллаху):«Раб Твой, сын Твоего раба, сын Твоей рабыни». Когда ‘Амр это услышал, он сказал: «О посланник Аллаха, у меня худые голени». На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!»” Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
В этих хадисах не упоминается такая причина запрета, как высокомерие.
Также доказательством на то, что опускание одежды ниже щиколоток запрещено, являются хадисы, в которых содержится веление поднять края одежды. Джабир ибн Сулейм рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ему сказал: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколотки. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» Ахмад 5/378, ат-Тирмизи 2/327, аль-Хаким 4/186. Имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз ас-Суюты, шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Хузайфа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тронул меня за мышцу голени и сказал: «Это место подола изара! Если же нет, то ниже, а если нет, то не может быть изар ниже щиколоток!»” Ахмад 9/104, ан-Насаи 6/206, ат-Таялиси 425. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Албани.
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Я видел, как однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, увидев юношу, который опустил подол своего изара, позвал его к себе и сказал: «У тебя что месячные?» Тот ответил: «О правитель правоверных! Разве у мужчины могут быть месячные?!» ‘Умар сказал: «Тогда почему подол твоего изара доходит до твоих ступней?!» Затем ‘Умар послал за ножницами и обрезал то, что было ниже щиколотки”. Ибн Аби Шайба 8/205. Иснад достоверный. См. также “Канз аль-‘уммаль” № 41894.
Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти, после нанесения ему удара мечем) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” И Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха!” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шейба 25312.
Анас говорил: “Изар должен быть до середины голени или же до щиколотки, и нет блага в том, что ниже этого!” Ибн Аби Шейба 5/106. Иснад достоверный.
Имам Ахмад говорил: “То, что ниже щиколоток будет в Огне! И человек не должен опускать ниже щиколотки какую-либо одежду!” См. “аль-Адабу-ш-шар’ия” 3/492.
Также от имама Ахмада передается, что он говорил: “Я не передаю хадисы от такого-то, поскольку край его шаровар (сируаль) достигал ремня сандалии”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/366.
Имам Ибн Хиббан в своем Сахихе назвал одну из глав, в которой приводил хадисы данной главы так:“Разъяснение того, что для опускающего изар ниже щиколоток есть опасность наказания Огнем, да упасет нас от этого Аллах!” См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/260.
Имам Ибн Хазм говорил: “Истина состоит в том, что любая одежда, которую надевает мужчина, не должна быть ниже щиколоток, и ни в коем случае ниже! Если же одежда опуститься случайно или по забывчивости, то нет в этом проблем”. См. “аль-Мухалля” 4/73.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Не дозволенно для мужчины опускать края своей одежды ниже дозволенного и говорить: «Я делаю это не из-за высокомерия!», поскольку запрет приходит и общий, и связанный с причиной”. См. «‘Аридатуль-ахвази» 7/238.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Наказание того, кто опускает свою одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, будет намного хуже, чем наказание того, кто просто носит одежду ниже щиколоток. У того, кто просто носит одежду ниже щиколоток, та часть тела, которая ниже щиколоток – будет в Огне. А что касается того, кто носит одежду ниже щиколоток из-за высокомерия – его наказание хуже, а это то, что Всевышний Аллах не будет с ним разговаривать, не посмотрит на него в Судный День, не очистит его и ему будет уготовано мучительное наказание!” См. “Фатава Ибн ‘Усаймин” 2/924.
Однако среди саляфов были такие, кто относил к числу тяжких грехов опускание подола одежды даже без высокомерия. Когда Мухаммаду ибн Сирину рассказали о словах сподвижника ‘Убады ибн Къурса: «Вы совершайте деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, однако во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы относили это к губительным вещам!», Ибн Сирин сказал: “Он прав! И я отношу к числу этого (губительных грехов) опускание изара!” ад-Дарими 2/407, ‘Абдуллах ибн Ахмад 3/470, аль-Байхакъи 5/149. Имам аль-Хаким и имам ад-Дыяъ аль-Макъдиси подтвердили достоверность.

Дискуссии ученых различных мнений
Итак, с соизволения Всевышнего мы рассмотрели основные доводы всех сторон. А теперь хотелось бы упомянуть о дебатах ученых различных сторон по обсуждаемому вопросу, и их ответы на доводы друг друга.
Ученые, связывавшие запрет опускания одежды ниже щиколотки лишь с высокомерием сказали, что ошибочно мнение тех, кто говорит, что опускание краев одежды без высокомерия влечет наказание в виде волочения того, что ниже щиколоток в Огне, а в случае если это делается из-за высокомерия, то наказание такого будет в том, что Аллах не посмотрит на этого человека, не похвалит и накажет мучительным наказанием. Это деление упоминали имам ас-Сан’ани и шейх Ибн ‘Усаймин, опираясь на хадис: «То, что ниже щиколотки из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
Однако ученые, считавшие, что опускать края одежды ниже щиколоток запрещено только из-за высокомерия сказали, что такое же наказание, т.е. «Все, что ниже щиколотки будет в Огне», упоминается в другом хадисе, в котором подобное ожидает опускавшего края одежды именно из-за высокомерия: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!» Ахмад 4/437, Абу Я’ля 3/112. Хадис достоверный. См. “аль-Исаба” 6/281, “Сахих ат-таргъиб” 2040.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “В Муснаде имама Ахмада приводится хадис: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!» Этот хадис разъясняет хадис, который приводится у аль-Бухари: «То, что ниже щиколоток из изара, будет в Огне!» Смысл хадиса в том, что все что ниже щиколоток – одежда и ступни, человек будет волочить в Огне так же, как он делал это по причине высокомерия в мирской жизни!” См. “ат-Тахвиф мина-н-нар” 118.
Но даже если именно это разделение в наказании ошибочно, то все равно это не делает опускание краев одежды ниже щиколотки дозволенным, поскольку запрет этого выражается во многих недвусмысленных хадисах. Например, хадис: «Все то, что ниже щиколоток, окажется в Огне, а на того, кто станет волочить свой изар по земле из высокомерия, Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Абу Дауд 4093. Хадис достоверный.
В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминает оба случая опускания краев одежды и разделяет их! Случай, когда одежда опускается сознательно ниже щиколоток, не связывая это с высокомерием, и случай, кода это делается именно по причине высокомерия.
На самом же деле такое понимание, что все хадисы, в которых содержится запрет на опускание ниже щиколоток края одежды и не упоминается такая причина, как высокомерие, конкретизируется хадисами, в которых сказано о таком поступке по причине высокомерия, не удовлетворяет и не делает сердце спокойным относительно этого вопроса! Ведь такое понимание противоречит многим хадисам данной главы. Например, хадис: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани.
Имам ас-Сан’ани в комментарии к этому хадису сказал: “Ибн ‘Умар не уточнил, в каком случае запрещено опускать края одежды, по причине высокомерия или нет? А тебе известно из шариатского правила, что оставление уточнения подробности в том месте, когда подразумевается несколько положений, указывает на обобщенность”. См. “Истифа аль-акъваль” 50.
Или же хадис: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколоток. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» Ахмад 5/378, ат-Тирмизи 2/327, аль-Хаким 4/186. Имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Ученые, считавшие запретным опускание краев одежды в любом случае, сказали, что в данном хадисе содержится весьма сильный аргумент на то, что опускание одежды ниже щиколотки является признаком высокомерия само по себе. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, автор известного комментария на сборник хадисов Абу Дауда, приведя мнение имама аш-Шаукани, который ограничил запрет опускания края одежды ниже щиколоток с высокомерием, сказал: “Это мнение аш-Шаукани очень слабое, правильным же является то, что любое опускание одежды ниже щиколоток относится к проявлению высокомерия, если совершается сознательно!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/143.
Однако ученые противоположного мнения сказали, что если бы любое опускание одежды ниже щиколотки было бы само по себе проявлением высокомерия, то не было бы смысла связывать этот поступок именно с высокомерием, как об этом говорится во многих хадисах!
Нет никаких противоречий между этими мнения, ибо даже если опускание краев одежды изначально не является признаком высокомерия само по себе, то это рано или поздно приведет к этому. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Опускание одежды ниже щиколоток влечет к тому, что человек будет волочить свою одежду, а подобное вызывает высокомерие, даже если надевший такую одежду не имел намерения высокомерия!”См. “Фатхуль-Бари” 10/263.
И хадис, в котором сообщается, что когда ‘Амр ибн Зарара аль-Ансари, чей изар был ниже щиколотки, назвал причину опускания подола своего изара: “О посланник Аллаха, у меня худые голени”. Несмотря на эту причину посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!»Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
Этот хадис является сильным доводом на то, что опускание краев одежды ниже щиколоток запрещено даже, если человек делает это не по причине высокомерия, поскольку причина ‘Амра ибн Зарары состояла не в высокомерии, но вместе с тем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему это! Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Внешне этот хадис указывает на то, что ‘Амр не желал высокомерия тем, что опустил край изара, но вместе с тем это было ему запрещено!” См. “Фатхуль-Бари” 10/275.
Эти аргументы весьма сильные, и никак невозможно связать все это лишь с высокомерием!
Также ученые, запрещавшие опускать края одежды ниже щиколоток в любом случае, сказали, что если бы причина запрета была бы связанна только лишь с высокомерием, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не порицали бы каждого, кто опускал края одежды, ведь проявление высокомерия – это деятельность сердца, о котором ведомо одному только Всевышнему Аллаху! См. “Рисаля хадду-ссауб” 22.
Неужели можно себе представить, что все сподвижники, которых за опускание краев одежды порицали посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другие сподвижники делали это по причине высокомерия?!
Относительно ответа на самый главный аргумент тех, кто связывал запрет лишь с высокомерием, а это хадис Абу Бакра, сказавшего: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!”На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!» аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085.
Ученые, считавшие запрещенным любое сознательное опускание одежды ниже щиколоток, ответили на этот хадис тем, что Абу Бакр не опускал сознательно свой изар, ибо это происходило случайно, поскольку он был худым. Что же касается того, что Абу Бакр был худым, то об этом рассказывал Къайс ибн Аби Хазим:“Однажды я зашел со своим отцом к Абу Бакру, и это был белокожий, худой человек”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 3/204. Иснад достоверный.
Ведь в хадисе говорится о том, кто опускает край одежды по причине высокомерия, но тем не менее услышанное от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, испугало Абу Бакра, а ведь он знал, что делает это не по причине высокомерия, тем более его изар спадал не по его воле!
Имам аз-Захаби говорил: “Можно встретить факъиха, который живет в роскоши, длина одежды которого ниже щиколотки, и если сказать ему: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне!» Он отвечает: «Это было сказано относительно того, кто поступает так, проявляя высокомерие, а я не проявляю высокомерия!» И ты видишь его, проявляющим высокомерие, не считая себя глупым и опираясь на обобщенные тексты, ограничивая запрет хадисом, в котором говорится о высокомерии. И он ищет послабление в словах Абу Бакра, сказавшего: «О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается», которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!» На это мы говорим, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не затягивал свой изар так, что он был ниже щиколоток, это во-первых! Наоборот, его изар был затянут выше, однако впоследствии опускался. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Изар верующего до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток!» Поэтому опускание одежды относится к высокомерию, и хоть кто-то из поступающих таким образом заслужит оправдания по причине незнания, однако нет оправдания ученому, оставившему порицание дела, совершенного по незнанию!” См. “ас-Сияр” 3/234.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что же касается тех, кто использует против нас в качестве довода хадис Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то мы ему говорим: «Нет в этом хадисе для тебя довода по двум причинам! Во-первых, Абу Бакр сказал: «Поистине, часть моей одежды иногда опускается, если я не слежу за ней!» Он, да будет доволен им Аллах, не опускал одежду по своему желанию, она сама опускалась, а он вновь ее поднимал. Что же касается тех, кто опускает края своей одежды, заявляя, что они это делают не из-за высокомерия, то они совершают это сознательно! Во-вторых, Абу Бакра похвалил сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал о нем, что он не из числа высокомерных. Но разве на тех, кто поступает иначе, распространяется это свидетельство пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Но шайтан открывает для некоторых людей следование за сомнительными доводами, чтобы они считали благим совершаемое ими!” См. “Фатава Ибн ‘Усаймин” 12, вопрос № 223.
Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури в комментарии к сборнику «Сахих Муслим» писал: “История с Абу Бакром ясно указывает на то, что его изар опускался не по его желанию, а по его неведению, о чем он узнавал потом. И это указывает на то, что нет проблем в подобной ситуации, если одежда человека опустится ниже щиколоток. Однако возникает вопрос относительно того, кто опускает свою одежду ниже щиколоток сознательно, по своей воле, после чего заявляет, что он не делает этого по причине высокомерия, как часто проявляется эта болезнь в наше время. Ответом на это является хадис, который приводят Абу Дауд, ан-Насаи и аль-Хаким, который назвал его достоверным: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколотки. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» И тебе становится ясно, что опускание одежды ниже щиколоток имеет три положения: Положение, когда одежду опускают по причине высокомерия; когда одежда сама опускается не по желанию; и когда одежду опускают сознательно, заявляя, что это делается не из-за высокомерия. Первый и третий случаи запрещены (харам), а второй дозволен”. См. “Миннатуль-му’ним фи шарх Сахих Муслим” 3/397.
Что касается хадиса ‘Икримы: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда одевал изар опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе указание на то, что ношение изара именно в таком виде не относится к запретному опусканию одежды. Относительно этого хадиса высказывали множество различных мнений, которые не успокаивали сердца. То, что я говорил относительно него (что в нем далиль на дозволенность именно такого вида ношения изара), является наилучшим мнением, которое выбрал шейх наш Хусайн ибн Мухсин аль-Ямани, и этому же мнению отдал предпочтение шейх ‘Абдуль-Хаккъ ад-Дахляуи в «Шарх аль-Мишкат»”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/155.
Что же касается довода в сообщении от Абу Ваиля: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»” Ибн Аби Шайба 25313, то на это сообщение ответил хафиз Ибн Хаджар, сказав: “Смысл его вероятно в том, что Ибн Мас’уд опустил края одежды ниже желательного, а это середина голени. Или вероятно до него не дошла история ‘Амра ибн Зарары”.См. “Фатхуль-Бари” 10/276.
Ибн Хаджар имеет в виду хадис, в котором сообщается, что когда ‘Амр ибн Зарара аль-Ансари сказал: “О посланник Аллаха, у меня худые голени”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!» Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682.
А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Если кто-то скажет: «Но ведь Ибн Мас’уд опускал края своего изара!», то ответом на это является то, что вероятно ему это дозволил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как он дозволил ‘Арфадже, чтобы он вставил себе нос из золота”. См. “ат-Тамхид” 20/228.
Но вероятно правильным является тот вариант, что Ибн Мас’уд опускал изар ниже середины голени, но не ниже щиколоток. Да и как может быть иначе, если он сам был из числа тех, кто передавал хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о запрещении опускать края одежды, а также сам порицал опускавших подол одежды ниже щиколоток! Сообщается, что когда Ибн Мас’уд увидел бедуина, который совершал молитву, опустив края одежды, он сказал ему: “Опускающий края одежды в молитве не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!” ат-Табарани. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 10/257.
Имам аль-Мунави сказал об этих словах: “Было сказано: «Смысл этих слов в том, что такой человек не верует в то, что Аллах сделал запретным и дозволенным»”. См. “Файдуль-Къадир” 6/171.
И ведь сам Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” А затем Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха!” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шейба 25312.
А что касается того, что передал Абу Исхакъ: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся иногда ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-з-заваид” 9/285.
В данном случае речь идет о том, что Ибн ‘Аббаса изар опускался не по его желанию, и вероятно причина этому было столпотворение во время Хаджа, поскольку Абу Исхакъ говорит, что видел таким изар Ибн ‘Аббаса в долине Мина, что происходило во время Хаджа. Именно так следует понимать это сообщение, поскольку Ибн ‘Аббас сам является передатчиком хадиса: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
Более того, одежда самого Ибн ‘Аббаса в обычное время не была ниже щиколотки, как это рассказывал Наср ибн ‘Имран: “Я видел Ибн ‘Аббаса, край рубахи которого был выше щиколотки”. ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид фадаилю-с-сахаба” 2/953. Иснад достоверный.
Также говорил и Хиттан ибн Хуфаф: “Я видел изар Ибн ‘Аббаса, края которого доходили до середины голени или немного выше”. Абу ‘Ауана. Имам аз-Захаби подтвердил достоверность. См. “ас-Сияр” 3/353.
Но даже если принять во внимание, что мнением некоторых сподвижников было то, что опускание краев одежды без высокомерия дозволено, то все равно в этом не было бы аргумента, так как их мнение противоречит многим упомянутым достоверным хадисам.
Кто-то может сказать: «А разве понимание сподвижниками пророческих хадисов не является аргументом?»
Ответ: Да, несомненно, но, во-первых, такое понимание от сподвижников не передается. А во-вторых, есть ясные и недвусмысленные указания от других сподвижников, которые порицали опускание одежды в любом случае, как это передается от Ибн ‘Умара и его отца ‘Умара, что уже приводилось, когда он взял ножницы и отрезал край одежды одного юноши.
Также следует отметить, что ограничивать все хадисы, запрещающие опускать края одежды ниже щиколоток только лишь высокомерием неправильно, поскольку при наличии высокомерия запретным станет любой вид одежды, а не только опущенные края одежды. Имам аз-Захаби говорил: “Любую одежду, которая вызывает в человеке высокомерие и самообольщение, обязательным является оставлять, даже если это не золото и не шелк!” См. “ас-Сияр” 4/234.
И в опускании одежды ниже щиколоток есть уподобление высокомерны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: