Почему заговорить бывает трудно




Развитие речи ребенка третьего года жизни.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грам­матические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется ро­дительный падеж, затем — дательный, творительный, пред- ложный. Фразы становятся многословными, появляются при­даточные предложения, соединительные союзы и местоиме­ния. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собст­венной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста осо­бенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окру­жающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо нау­читься внимательно, с интересом выслушивать его. Постоян­ные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью вы­полняет простые словесные поручения -— идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использу­ет местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характери­зуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». За­тем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспро­изведение слогового ряда — звукового оформления, к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИ-ШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и во­все — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, назва­ния картинок в котором располагаются в определенной слого­вой последовательности:

—односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

—простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА,

КОЛЯ, МЫЛО;

—двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

—трехсложные слова без стечения согласных — КОРО­ВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

—трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

—слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;

—четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных —

БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТО­МОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различ­ных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово, сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в ос­воении родного языка — овладение грамматической структу­рой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допус­кают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Ка­тя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола». Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, "вы соблюдаете те же правила: «Ма­шина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина вы­езжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех зву­ков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БА-ЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заменяют шипящие — свистящими (шайба - СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук - ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляци­онного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя че­люсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжет­ными импровизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. По­кажи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погла­дить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мня-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскры­вая рот, то быстро, то медленно. «У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить по­толок и стены» — кончиком языка погладить небо и внутрен­нюю поверхность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — широкое движение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуля­ционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внима­ние. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как по­ют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется во­да из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Пода­рите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губ­ную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они разви­вают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, ка­кая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Коло­бок», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите ма­лыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улуч­шается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофи­зиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчи­ками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начи­нают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напро­тив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окру­жающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного сло­ва, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научив­шийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В об­щении же с людьми его речь заменяется жестами, движения­ми, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным, и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необ­ходимо включать в предметные действия с ребенком актив­ную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрос­лым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понят­но. Для исправления создавшегося положения и возникнове­ния первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже расска­зывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, из­давая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосре­доточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хло­пот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к за­держке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вер­нуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взгядом. Можно по­играть и в «сороку-ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заража­ясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного про­изношения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: