Развитие речи ребенка 5-7 лет.




Мама: «Ты у меня совсем самостоятельная стала!» 5-летняя Марина: «Я не только самостоятельная, я и самолежательная и самосидетельная!»

М. М. Кольцова. «Ребенок учится говорить»

«Я прав дун!» «Я намакаронился!» «Спокочи ночи!» «Я вся такая пахлая! Я вся такая духлая!»

К. И. Чуковский. «От двух до пяти»

К 4—5 годам малыш овладевает падежами, сначала роди­тельным, затем дательным, творительным, предложным. По­являются глагольные времена и многословные фразы, прида­точные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается вто­рой период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни — заключительная фаза в развитии язы­ка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвис­тическое совершенство детского словообразования, построен­ного по законам родного языка, поразительная чуткость ма­лышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Психолог Т. Н. Ушакова выделила основные принципы, по которым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула большим прыгом». А иногда к корню одно­го слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезья­ны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрас­те 4—5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начина-

ются словами: «Жил-был...» или «Жила-была...» В каждое повествование старается внести что-то свое, и это способству­ет развитию его творческих способностей.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение со­гласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произ­носит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать мно­госложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки прохо­дят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволя­ет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность раз­личать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

Дети с удовольствием подражают взрослым, точно вос­производя различные интонацонно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свободно, в течение 3—5 секунд они мо­гут произносить гласный звук, поскольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает ин­терес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Паша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собст­венные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается при­близительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наре­чиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными пред­ложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференци­ровать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структу­рой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора

Уснул...

Лег в коробку

На...»

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выра­ботать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чистоговорки:

«Са, са, са — вот летит оса.

Со, со, со — у Сони колесо.

Су, су, су — мы видели лису.

Це, це, це — румянец на лице.

Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла.

Ра, ра, ра — высокая гора.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

Ткет ткач ткани на платки Татьяне.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ласточки свили гнездо

под нашей крышей.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне он смешон.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Можете вместе с ребенком сочинять чистоговорки. На­пример: «Иска, иска — маленькая киска» или «Иска, иска — на столе миска» и т. д.

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы, над темпом, плавностью, ритмом, выра­зительностью речи — заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обра­щает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, гра­мотной, четкой.

Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий — он чувствует уверенность в своих силах.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5—6 тысяч слов и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и

пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг опре­деленного уровня физической, нервно-психической и интел­лектуальной зрелости.

Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения при­нято называть дислексией, а письма — дисграфией.

У взрослого человека процесс чтения и письма автомати­зирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зри­тельного восприятия слова, различения и узнавания букв, со­отнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смы­словое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структу­ры слова, определение последовательности звуков, проговари-вание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и на­конец, воспроизведение с помощью руки — зрительного об­раза буквы.

Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего — и как можно раньше — родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию от­дельных звуков, так как даже те дети, которые до школы за­нимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответст­вующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространен­ных нарушений письменной речи и получило название «кос­ноязычия на письме».

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним — о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, дет­ского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старай­тесь указать на ошибку только после того, как ребенок закон­чил свой рассказ.

Подготовкой к грамотному письму может послужить со­вершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, впереди — позади; ориентация во временах года, времени суток и т. д. Как прави­ло, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, каран­дашами, бумагой, а также в беседе.

Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.

Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской по­зволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотно­сить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и бук­вы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и каранда­шей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны.

Выполняя следующие задания, ребенок научится опреде­лять количество, последовательность и место слов в предло­жении:

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и оп­ределить в нем количество слов.

2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.

5. Определить место слова в предложении — какое по счету.

6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.

 

А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

1. Выделить гласный звук из слога и слова.

2. Определить место гласного звука в слове.

3. Назвать гласные в слове.

4. Записать только гласные звуки данного слова.

5.Определить пропущенный слог в слове: буз, жа, жа, ли.

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

7.Выделить в предложении слова, состоящие из опреде­ленного количества слогов.

Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа:

1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: па...ка, по...ка, ры...ба, шта...га.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).

3. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.

4. Выбрать из предложений слова с определенным коли­чеством звуков, устно их назвать и записать.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

НО... (НОС) НО... (НОГА) НО... (НОЧЬ) НО... (НОМЕР) НО... (НОРКА)

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков:
А У С

АНЯ УЛЯ СОН

АГАТ УКАЗ САНИ

АРБУЗ УЛИЦА САХАР

АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ

7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с со­ответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.

8. Преобразование слов:

а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;

б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов:
СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;

в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;

9. Какие слова можно составить из букв одного слова:
РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД.

10.Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука пре­дыдущего слова:

СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦБ1ПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ.

11.Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12.Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывает­ся, записывается вторая буква слова и т. д. (С-СОРЕВНОВАНИЕ).

13.Назвать слово, в котором звуки расположены в обрат­ном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС.

14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки:
ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют пер­вый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).

15.Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.

16.Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА-РОЗА)?

17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СО­БАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах рабо­ты делается опора на проговаривание.

Следующий цикл упражнений направлен на формирова­ние лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и сло­воизменение. Работа над предложением строится по следую­щему плану:

— Двусоставные предложения, включающие существи­
тельное в именительном падеже и глагол 3-го лица настояще­
го времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)

— Другие двусоставные предложения.

Распространенные предложениям из 3—4-х слов: сущест­вительное, глаго#, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО).

Предложения типа:

ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ. - ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.

МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.

В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозна­чающих признак предмета.

СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫЗАДАНИЙ:

—ответы на вопросы;

—составление предложений устно;

—составление предложений в письменной форме.

Если ребенок длительное время читает по слогам, это ме­шает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез.

РЕБЕНКУ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ УПРАЖНЕНИЯ:

— назвать слово, произнесенное отдельными звуками
(К,O,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А);

— назвать слитно слово, произнесенное по слогам;

— составить слово из слогов, которые даны в беспо­рядке;

— произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

Наконец, проводится работа над пониманием прочитан­ных слов, предложений, текстов:

—прочитать слово и показать соответствующую картин­ку; выполнить действие, ответить на вопросы;

—прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;

—выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки;

—найти в тексте ответ на вопрос;

—прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

Параллельно необходимо обогащать словарный запас ре­бенка, уточнять с ним обобщающие понятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: