Организационно – методические указания.




1.Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления).
2.Предмет курса.
Это общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.
3.Цели курса
- дать представление 1) о месте и роли административного права в системе отраслей российского права; 2) определить правовой статус органов государственного управления в процессе реализации административно-правовых отношений; 3) определить правовой статус граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в системе административно-правовых отношений; 4) определить понятие административного правонарушения и роль субъектов административной юрисдикции при решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности.
- сформулировать у студентов стремление и привить навыки 1) в применении административно-правовых норм в процессе правового регулирования административно-правовых отношений; 2) в сравнительном анализе раннее действовавших и ныне действующих норм административного права; 3) формулировании навыков при решении конкретных вопросов, касающихся осуществления управленческой деятельности.
4.Задачи курса.
1.Иметь устойчивые знания в области реализации и защиты прав человека в современном административном праве.
2.Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике.
3.Знать основные источники административного права, концепции основные работы отечественных и зарубежных авторов по изучаемым темам.
5.Требования к уровню освоения содержания курса
От студента требуется успешно освоить требования, выдвигаемые целям и задачами курса административное право. Иметь устойчивые знания в области реализации и защиты прав человека в современном административном праве. Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать основные источники административного права, концепции основные работы отечественных и зарубежных авторов по изучаемым темам.
6.Принципы построения курса
Курс адресован студентам, обучающиеся на всех формах образования в КРАГСУ. В структуре курса выделяется общая и особенная часть. Они изучаются путем проведения лекционных занятий по темам посвященным изучении прав и законных интересов граждан в области административно-правовых отношений, а также путем проведения практических занятий. Оценка знании студента производится в форме экзамена.
7. Методы, используемые в учебном процессе.
В процессе преподавания данного курса используются такие методы, как формально-юридический, сравнительного проведения, исторический, научного и эмпирического анализа, анализа нормативно-правового характера.

2.1. Программа дисциплины

Тема 1. Предмет, метод, система административного права.
Общественные отношения, регулируемые административным правом. Их виды. Метод административно-правового регулирования, его особенности. Значение науки для развития административного права и административно-правовых отношений. Современные проблемы административного права в России. Соотношение административного права с другими отраслями права России. Система административного права.
Тема 2. Административно-правовые нормы.
Понятие и особенности административно-правовых норм. Классификация административно-правовых норм.
Тема 3. Источники административного права.
Понятие источников административного права. Виды источников административного права.
Тема 4. Административно-правовые отношения.
Понятие административно-правового отношения. Структура административно-правового отношения. Специфика административно-правового отношения. Виды административно-правовых отношений. Критерии их классификации. Основания возникновения административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве.
Тема 5. Субъекты административно-правовых отношений.
Понятие субъектов административного права. Виды субъектов административно-правовых отношений. Право- и дееспособность субъектов административно-правовых отношений.
Тема 6–7. Административная (исполнительная власть) власть и ее аппарат. Система органов исполнительной власти Российской Федерации.
Понятие и основа правового статуса органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Понятие системы и структуры исполнительной власти. Принципы построения исполнительной власти в России. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Правительство Российской Федерации. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах: их правовой статус, полномочия, ответственность. Федеральные органы исполнительной власти: отраслевые и территориальные.

Тема 8. Государственная служба Российской Федерации.
Понятие и принципы государственной службы Российской Федерации. Правовая основа государственной службы. Виды и система государственной службы. Права, обязанности, ответственность государственных служащих. Прохождение государственной службы.
Тема 9. Административная ответственность.
Понятие административной ответственности. Понятие административного правонарушения. Признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения. Признаки и состав: общее и особенное. Административное наказание


2. Программа практических занятий

Тема 1. Введение в курс административного права. Предмет, метод, система административного права.
1. Общее понятие управления.
2. Управление как социальное явление.
3. Государственное управление.
4. Понятие, принципы и характерные черты.
5. Предмет и метод административного права.
6. Система административного права.
7. Понятие и виды источников административного права.
Задания:
1. Представить доклад, основанный на различных научных точках зрения ведущих ученых, в рамках темы.
2.Провести сравнительно-правовой анализ предмета и метода правового регулирования административного права с другими отраслями права.

Тема 2. Административно-правовые нормы.
1. Понятие и особенности административно-правовых норм.
2. Виды административно-правовых норм.
3. Реализация административно-правовых норм.
4. Многообразие источников административного права.
Задания:
1. Представить доклад, основанный на различных научных точках зрения ведущих ученых, в рамках темы.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу и представить конкретные источники административного права, выраженные в различных правовых формах.

Тема 3. Источники административного права.
1. Понятие и система источников административного права.
2. Федеральные законы как источники административного права.
3. Подзаконные акты в системе источников административного права.
4. Место правовых актов субъектов Российской Федерации в системе источников административного права России.
Задание: Принести на практическое занятие правовые акты – источники административного права. Проведение правовой экспертизы подготовленного индивидуального материала на предмет соответствия требованиям к источникам административного права.

Тема 4. Административно-правовые отношения.
1. Понятие и основные черты административно-правового отношения.
2. Виды административно-правовых отношений.
Задание: Сконструировать различные административно-правовые отношения на основе конкретных юридических фактов (по отдельному плану).

Тема 5. Субъекты административно-правовых отношений.
1. Понятие субъектов административного права.
2. Виды субъектов административно-правовых отношений.
3. Право- и дееспособность субъектов административно-правовых отношений.
Задания:
1. Сформулировать административно-правовой статус гражданина, закрепленный в Конституции Российской Федерации 1993 г.
2. Провести сравнительно-правовой анализ норм Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. и Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" 1996 г.: общее и особенное.

Тема 6–7. Административная (исполнительная власть) власть и ее аппарат. Система административных органов Российской Федерации.
1. Понятие органа исполнительной власти.
2. Структура и система исполнительной власти России.
3. Правовой статус Правительства Российской Федерации.
4. Органы исполнительной власти Республики Коми:
а) правовой статус органов исполнительной власти Республики Коми;
б) система и структура органов исполнительной власти Республики Коми. Схема управления Республикой Коми.
Задание: На основе положений Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" подготовить правовые акты, регулирующие деятельность исполнительной власти РФ (назначение на должность, освобождение от должности, утверждение положения о конкретных органах исполнительной власти – по отдельному плану).

Тема 8. Государственная служба Российской Федерации.
1. Понятие и виды государственных служащих.
2. Правовая основа государственной службы в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
Задание: Сравнительно-правовой анализ норм Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации " 1995 г. и Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" 1996 г.: общее и особенное.

Тема 9. Административная ответственность.
1. Понятие административной ответственности
2. Понятие административного правонарушения.
3. Признаки правонарушения.
4. Состав правонарушения.
5. Признаки и состав: общее и особенное.
Задание: Проанализировать институт административных наказаний в нормах кодексов: РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. и Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. и порядок их наложения.

При проведении текущего контроля проверяется выполнение студентами очной формы обучения заданий самостоятельной работы, которые включают подготовку докладов, решение задач, проведение деловых игр.
Самостоятельная работа для студентов заочной формы обучения включает в себя подготовку докладов по темам спецкурса.
Итоговый контроль знаний проводится в виде экзамена по дисциплине.

Вопросы к экзамену (зачету):

1. Общее понятие управления.
2. Управление как социальная функция общества.
3. Понятие государственного управления.
4. Понятие исполнительной власти.
5. Основные черты исполнительной власти.
6. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
7. Метод административного права.
8. Предмет административного права.
9. Система административного права.
10. Место административного права в системе права Российской Федерации.
11. Соотношение административного права со смежными отраслями права.
12. Понятие и особенности административно-правовых норм.
13. Виды административно-правовых норм.
14. Источники административного права, понятие и их виды.
15. Понятие и особенности административно-правовых отношений.
16. Виды административно-правовых отношений.
17. Возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.
18. Юридические факты в административном праве.
19. Понятие и система субъектов административного права.
20. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
21. Административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства.
22. Административно-правовой статус беженца и вынужденного переселенца.
23. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
24. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
25. Административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих.
26. Административно-правовой статус юридических лиц.
27. Административно-правовой статус общественных объединений.
28. Принципы построения системы органов исполнительной власти.
29. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
30. Правительство Российской Федерации: правовой статус.
31. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти в России.
32. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: их правовой статус, полномочия.
33. Федеральные органы исполнительной власти.
34. Структура и виды органов исполнительной власти Республики Коми.
35. Порядок формирования системы органов исполнительной власти в Республики Коми.
36. Понятие административно-правовых форм.
37. Виды административно-правовых форм.
38. Правовые акты управления.
39. Подготовка, оформление, принятие и прекращение действия административно-правовых актов.
40. Понятие административно-правовых методов.
41. Виды административно-правовых методов.
42. Административное принуждение, его сущность и виды.
43. Понятие административной ответственности.
44. Правовые основы административной ответственности.
45. Понятие административного правонарушения.
46. Ограничения административной ответственности.
47. Понятие и виды административных взысканий.
48. Порядок наложения административных взысканий.
49. Административная ответственность юридических лиц.
50. Административно-юрисдикционная деятельность судов общей юрисдикции.
51. Виды административных процессов.
52. Порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих.
53. Законодательство Российской Федерации об административном производстве.
54. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
55. Участники административного производства.
56. Доказательства в административном производстве.
57. Возбуждение административного дела.
58. Рассмотрение административного дела.
59. Обжалование, опротестование постановления по делу об административном правонарушении.
60. Понятие и принципы государственной службы Российской Федерации.
61. Правовая основа государственной службы.
62. Виды и система государственной службы.
63. Права, обязанности, ответственность государственных служащих.
64. Прохождение государственной службы.

Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее трудных вопросов учебной дисциплины, выработки навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства.
Процесс подготовки к семинарским занятиям студент должен начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. Затем студенту целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому обсуждаемому на семинаре вопросу.
Кроме рекомендованной литературы, студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные законодательные акты и результаты обобщения местной практики. В ходе семинарского занятия студент должен принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов и приводить примеры из практики.
На семинарских занятиях студенты могут выступать с тематическими рефератами по обсуждаемым проблемам. Сообщения или рефераты могут готовиться по инициативе самого студента, а также по заданию преподавателя. Тема выступления должна быть согласована с преподавателем. Продолжительность выступления не должна превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный характер содержать анализ, выводы и примеры. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный материал и конспект своего ответа.
Выполнение данных рекомендаций поможет получить твердые знания по курсу «Административное право».

Методические указания по решению задач
Задача представляет собой казус (случай из судебной практики). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы) сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму, конкретного нормативного акта на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и отвечая на вопрос показать всю логику решения (последовательность действий).

Задание к контрольным работам студентов
вариант 1.
Задача 1.
Находясь в состоянии алкогольного опьянения, Колобков потерял водительское удостоверение. На следующий день он обратился в Республиканское управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения с заявлением, в котором просил выдать ему новое водительское удостоверение взамен утраченного. Рассмотрев заявление, начальник РУ ГИБДД отказал Колобкову в удовлетворении его просьбе, пояснив, что для получения нового водительского удостоверения ему необходимо вновь сдать квалификационные экзамены.
Разрешите сложившуюся ситуацию. Законы ли требования начальника РУ ГИБДД о повторной сдаче Колобковым квалификационных экзаменов?

Задача 2.
Определите, какие из нижеприведенных актов могут рассматриваться как источники административного права.
- Указ Президента Российской Федерации;
- Приказ Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
- Федеральный Закон;
- Письмо Министерства Российской Федерации по связи и информатизации;
- Решение Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации;
- Закон Удмуртской Республики;
- Постановление Правительства Российской Федерации;
- Международный договор Российской Федерации;
- Постановление Президиума Верховного Совета СССР;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации;
- Постановление Совета Министров СССР;
- Письмо Центрального Банка Российской Федерации;
- Приказ министерства внутренних дел Российской Федерации;
- Постановление Правительства Удмуртской Республики;
- Указание Федеральной таможенной службы России;
- Инструкция Министерства связи Республики Татарстан.

Задача 3.
Суслов, страдающий психическим заболеванием, находился на принудительном извлечении в психиатрическом стационаре. Объявив, что исповедует религию «додонизм», Суслов обратился к главному врачу с требованием предоставить ему возможность свободно исполнять религиозные обряды, заключающиеся в убийстве кошек с последующим произнесением молитв над их трупами. Рассмотрев обращение Суслова, главный врач психиатрического стационара запретил ему отправлять религиозные обряды. Суслов направил в суд жалобу, в которой просил признать решение главного врача незаконным.
Какое решение должен принять суд?

Задача 4.
ЗАО «Бонус», уведомив таможенные органы России, осуществило ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, в связи с чем в его отношении было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В период проведения административного расследования, ЗАО «Бонус» было реорганизовано в ЗАО «Бонус Трек» путем слияния с ЗАО «Трек». Несмотря на то, что ЗАО «Бонус» прекратило свое существование и возникло новое юридическое лицо ЗАО «Бонус Трек», производится по делу об административном правонарушении прекращено не было. Решением начальника таможни, осуществлявшей производство по делу, в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было привлечено ЗАО «Бонус Трек».
Законно ли решение начальника таможни?

Задача 5.
Ермаков был уволен из органов внутренних дел в связи с достижением им предельного возраста пребывания на службе. До истечения одного года после увольнения Ермакова был призван инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного им в период прохождения службы. В связи с этим Ермаков обратился в суд с исковым о выплате ему страховой суммы.
Какое решение примет суд?
В каких случаях сотрудники органов внутренних дел имеют право на выплату им страховых сумм?

вариант 2.

Задача 1.
01 августа 2002 года глава администрации – мэр города утвердил Правила проезда в городском общественном транспорте. В частности, в указанных Правилах устанавливался порядок посадки и высадки пассажиров, права и обязанности пассажиров, водителей и кондукторов, ответственность за нарушение правил проезда в городском общественном пассажирском автомобильном транспорте.
Можно ли признать деятельность по установлению правил проезда в городском общественном пассажирском автомобильном транспорте государственно-управленческой?

Задача 2.
При замене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации, Смирнов пожелал, чтобы в новом паспорте была указана его национальность. В целях реализации своего желания, Смирнов написал заявление на имя начальника паспортно-визовой службы отделения внутренних дел. Заявление Смирнова было рассмотрено и в удостоверении его просьбы было отказано. В обоснование отказа была приведена ссылка на постановление Правительства РФ от 08.07.07 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, абзаца паспорта и описания паспорта гражданина РФ», в котором установлен закрытый перечень сведений о гражданине и такая графа как «национальность» в данном перечне отсутствует.
Правомерен ли отказ в удовлетворении требования Смирнова?

Задача 3.
ООО «КультПросвет» осуществляло самовольную добычу янтаря из месторождения, на котором сбор янтаря запрещен, чем совершало административное правонарушение, квалифицирующееся по ст.7.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В связи с этим, судья, рассмотревший дело, наложил на ООО «Культ Просвет» административный штраф в размере десяти минимальных размеров оплаты труда. Директор ООО «КультПросвет» обжаловал постановление судьи в части наложения на него административного штрафа. Свои требования директора обосновал тем, что согласно ч. 5 ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, а судья фактически дважды привлек к административной ответственности ООО «КультПросвет», т.к. штраф был наложен и на ООО «КультПросвет» как на юридическое лицо в целом, и на его руководящий орган – директора.
Какое решение будет принято по жалобе директора ООО «КультПросвет»? Ответ мотивируйте.

Задача 4.
В автобусе общественного транспорта при проверке документов, дающих право на проезд, кондуктором Петровой был обнаружен пятнадцатилетний Зайцев, ехавший без оплаты за проезд в общественном транспорте без оплаты, на что он вновь ответил отказом. Петрова пригласила водителя автобуса и совместно с ним, применив физическую силу и нецензурно бранясь, удалила Зайцева и автобуса. На остановке Петрова досмотрела карманы Зайцева в поисках денег. Обнаружив паспорт Зайцева, Петрова составила в отношении Зайцева протокол об административном правонарушении.
Какие меры административного принуждения были применены в отношении Зайцева? Какие нарушения действующего законодательства имеются в действиях сторон?

Задача 5.
За появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, приказом директора предприятия Сычева был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора. Помимо этого, начальник органа внутренних дел посчитал, что, появившись на рабочем месте в состоянии сильного алкогольного опьянения, Сычев совершил административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В связи с этим, было вынесено постановление о назначении Сычеву административного наказания. Сычев посчитал привлечение его к административной ответственности незаконным и обжаловал постановление начальника органа внутренних дел в суд. В своей желобе Сычев просил постановление о назначении ему административного наказания отменить, ссылаясь на то, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение, а он уже подвергнут дисциплинарному взысканию.
Какое по Вашему мнению решение должен вынести суд по жалобе Сычева?
В каких случаях сотрудники органов внутренних дел имеют право на выплату им страховых сумм?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: