ВВЕДЕНИЕ
Специфичность предлагаемого материала состоит в том, что при любой глубине изложения все равно каждый раз при конкретном применении приходится обращаться к первоисточникам, т.е. текстам соответствующих стандартов, и каждый раз выискивать в них необходимые положения и их толкование. Поэтому целью настоящего пособия является общее ознакомление с системой, позволяющей регламентировать отношения Заказчика и Исполнителя, обеспечить взаимопонимание сторон и понимание ожидаемого результата.
Знание и умение ориентироваться в этой системе важно как Заказчику, так и Исполнителю. Первому это важно для того, чтобы не оказаться ―у разбитого корыта‖ и за потраченные деньги получить от Исполнителя заданную работу по максимуму. Второму важны эти знания, чтобы не пришлось работать больше, чем оплачено Заказчиком. Можно сказать, что речь идет о юридическом образовании сторон, с одной оговоркой, что этими знаниями должен владеть не некий штатный юрист, а руководитель проекта и желательно исполнитель.
Известно, что основными документами, регламентирующими взаимоотношения Заказчика и Исполнителя, являются Договор (контракт) и техническое задание. Не вызывает сомнений что Договор должен выполняться в рамках действующего законодательства. Вот тут и появляется подводная часть айсберга, на которой стоит и Договор, и Техническое задание (ТЗ) - это система стандартов. Все что не оговорено в ТЗ и Договоре или допускает неоднозначное толкование, регламентируется действующими стандартами и другими нормативными документами.
Материал настоящего пособия построен следующим образом. Вначале излагаются общие вопросы стандартизации в России, затем рассматриваются общие вопросы стандартизации разработки и производства продукции, в том числе и программной. Остальной материал посвящен рассмотрению вопросов применения ГОСТов и других нормативных документов при разработке программной продукции. Рассмотрение этих вопросов ведется на примере требования, предъявляемых к опытно-конструкторским работам (ОКР) оборонного назначения. При разработке программной документации во время выполнения НИОКР гражданского назначения используются те же самые стандарты. Все изложение ведется на основе имеющихся в свободном доступе текстов ГОСТов.
Система стандартизации РФ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ определяется ГОСТ Р 1.0-92. ГОСТ переиздан в 1997 г.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).
Задачи стандартизации
Основными задачами стандартизации являются:
- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
- установление метрологических норм, правил, положений и требований;
- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
- установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий; - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научнотехнических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
Виды стандартов
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).
Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции.
Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный предприятием.
Стандарт научно-технического, инженерного общества стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.
Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.
Примечание - Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.
Обозначения стандартов Обозначение стандартов производится по правилам, установленным в ГОСТ
1.0. Обозначение стандарта состоит из:
- индекса категории стандарта - ГОСТ;
- цифры, присвоенной комплексу стандартов;
- цифры (после точки), обозначающей номер группы стандартов в соответствии с таблицей;
- двузначного числа, определяющего порядковый номер стандарта в данной группе;
- двух последних цифр (после тире), указывающих две последние цифры года утверждения стандарта.
Пример обозначения:
Организация контроля за соблюдением стандартов при выполнении работ
Для надзора за соблюдением стандартов в процессе выполнения работ на предприятии создается специальное подразделение нормоконтроля. Деятельность нормоконтроля регламентируется ГОСТ 2.111-68, переизданного в 2002 году. Этот стандарт устанавливает порядок контроля в конструкторской документации норм и требований, установленных нормативными документами по стандартизации.
В соответствии с ГОСТ 2.111-68 нормоконтроль является завершающим этапом разработки конструкторской документации, т.е. подразделение нормоконтроля это не внешний надзиратель, а полноценный участник разработки. Целями нормоконтроля являются:
1. Контроль выполнения конструкторской документации в соответствии с нормами, требованиями и правилами, установленными нормативными документами.
2. Обеспечение однозначности применения конструкторской документации и установленных в ней норм, требований и правил на всех стадиях жизненного цикла изделия.
Основными задачами нормоконтроля являются обеспечение:
а) соблюдения в конструкторской документации норм, требований и правил, установленных в стандартах
ЕСКД и в других нормативных документах, указанных в документации;
б) достижения в разрабатываемых изделиях высокого уровня унификации и стандартизации на основе
широкого использования ранее спроектированных, освоенных в производстве и стандартизованных изделий, типовых конструкторских и схемных решений;
в) рационального применения ограничительных номенклатур покупных и стандартизованных изделий и их документов, норм (типоразмеров, квалитетов точности, условно-графических обозначений и др.), марок материалов, полуфабрикатов и т. п.;
г) достижения единообразия в оформлении, учете, хранении, изменении конструкторской документации;
д) возможности соблюдения нормативных требований в условиях выпуска документов автоматизированным способом.
Нормоконтролю подлежит конструкторская документация на изделия основного и вспомогательного производства независимо от форм собственности, подчиненности и служебных функций организаций, выпустивших указанную документацию.