Тема 1.9
Методы и средства обучения
1 Сущность методов обучения. Классификация методов обучения.
2 Традиционные методы обучения
3 Инновационные методы обучения
4 Дидактические средства
Ч1. Методы обучения
Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.
Наблюдая за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения.
Любой метод предполагает поставленную цель, соответствующую ей деятельность, необходимые средства.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В. И.Андреев). Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.
Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.
|
Данные определения требуют разведения понятий «метод» и «прием». Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.
По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов убеждения, и в то же время она может быть методическим приемом, используемым на различных этапах реализации метода приучения.
Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Известно много классификаций методов обучения, что связано с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.
1) Классификация методов по назначению, т.е. по их основным задачам (авторы М.А.Данилов, Б.П.Есипов).
Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно разделить на следующие группы:
|
Ø методы приобретения новых знаний;
Ø методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;
Ø методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.
2) по характеру движения мысли от незнания к знанию:
Ø индуктивный (умозаключения от частного к общему),
Ø дедуктивный (умозаключения от общего к частному).
3) Традиционная классификация по источникам знаний или по способу восприятия информации: словесные методы, наглядные и практические.
Словесные методы:
Рассказ – это монологическое, последовательное изложение учебного материала в повествовательной или описательной форме. Он используется для соощения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, его стиль и объем. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблюдается в обучении младших школьников.
|
Основные требования к рассказу:
· достоверность и обоснованность фактов;
· достаточное количество ярких примеров, доказывающих изложенные положения;
· четкая логика и доказательность изложения;
· образность и эмоциональная окрашенность;
· наличие элементов личной оценки и отношения педагога к содержанию материала, который изучается;
· должен быть коротким (до 10 мин).
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Характерна доказательная форма изложения. Используется в различных возрастных группах.
Требования:
· Точная и четкая формулировка сути проблемы
· Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств
· Использование сравнения, аналогии, сопоставления
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами и моет перерасти в беседу.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа используется для того, чтобы, во-первых, с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать известные учащимся знания, и, во-вторых, достичь усвоения ими новых знаний путем самостоятельных обдумываний и обобщений.
Выделяют такие виды бесед:
· вводные или вступительные, организующие беседы;
· беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические);
· синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие;
· контрольно-коррекционные.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Особенности использования метода «беседа»:
· каждая беседа должна представлять собой систему взаимосвязанных последовательно выстроенных вопросов, направленных не решение конкретной цели;
· беседы не должны быть излишне продолжительными, поскольку каждая из них направлена на решение одной конкретной цели;
· проведение беседы завершается заключительным словом учителя (вывод, который в идеале формулируют учащиеся вместе с учителем), подытоживающим результаты учебной работы по данному вопросу;
· в беседу должно быть вовлечено как можно больше учащихся;
· проведение беседы, организуемой на уроке должно дополняться различными видами наглядности;
· не стоит задавать двойные, подсказывающие вопросы, содержащие готовые ответы.
В зависимости от целей урока, беседы могут включать в себя вопросы как репродуктивного, так и продуктивного уровня. При подготовке вопросов беседы важен учет реального уровня знаний, которым владеют учащиеся. Так, если учащиеся в процессе беседы затрудняются с ответом на вопрос учителя, то следует сформулировать несколько наводящих вопросов.
Лекция. Лекция отличается от рассказа тем, что используется для развернутого теоретического сообщения, анализа и обоснования сложных и объемных вопросов. Лекция, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вступительной части обозначаются цели, тема и актуальность лекции. Основная часть дает всесторонний анализ вопроса. В заключительной части кратко анализируются рассмотренные во время лекции проблемы, формулируются выводы и определяются задачи для самостоятельной работы.
При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов.
Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор имеет самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся слушают, смотрят и конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала. Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.
Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это, во-первых, самый «привычный» метод подачи материала, а во-вторых, далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала.
Условия эффективности школьной лекции:
· составление учителем детального плана лекции;
· сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;
· логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
· краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
· логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
· проблемность и эмоциональность изложения;
· живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;
· контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
· многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;
· оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;
· выделение (задиктовка) того, что следует записать;
· использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;
· сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.
Плюсы лекционной подачи материала:
Преподаватель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности оперативно изменить последовательность, полноту раскрытия отдельных тем или отдельных вопросов и темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей.
Возможность охвата большой аудитории.
Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).
Ограничения лекций:
Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.
Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.
Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель способны добиться высокого уровня внимания и включенности слушателей на всем протяжении лекции.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция – стимулирование познавательного интереса.
Этот метод целесообразно использовать, если обучающиеся имеют знания по теме дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. К дискуссии поэтому надо готовить учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.
Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации и ограничении по времени. Ее участники не должны выходить за рамки 15,-2 мин, необходимо обязательное подведение итогов по разделу, главе, темам курса.
Работа с учебником или книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство метода — возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.
Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица;
составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо разбить текст на части и озаглавить их;
цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;
составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;
составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;
составление матрицы идей – представление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов
пиктографическая запись – бессловесное изображение