Схема № 3. Влияние автомобильных дорог на окружающую среду




 

 

8. Контроль качества строительных работ

 

Для улучшения качества автомобильных дорог необходимо осуществлять контроль качества выполненных дорожно-строительных работ. Но в процессе строительного контроля возникает много интересных и спорных вопросов, связанных с приемкой выполненных работ. Мы решили выяснить, каким образом эти вопросы решаются в различных регионах России.

 

Принципиальным в этом вопросе должно быть слово «ремонт». Если говорить о строительстве или реконструкции, то контроль носит двухуровневый характер. Первый – это контроль заказчика, то есть технический надзор, который осуществляет заказчик на протяжении всего периода строительства или реконструкции объекта. А второй уровень – это государственный контроль, который осуществляется силами государственного строительного надзора. В том случае, когда мы говорим о ремонте, то есть об устранении возникших в ходе эксплуатации дефектов, чаще всего имеющих нефатальный характер, система контроля замыкается на заказчике. И он осуществляет технический надзор с момента разработки подрядчиками проекта производства работ, схемы ограждения производства работ и дальше уже контроль за производством работ, включая вопросы безопасности дорожного движения, оценку технических параметров устраиваемого ремонта (толщина покрытия, продольный и поперечный уклоны, если они были предметом для ремонта), оценку качества смеси, которая использовалась для устройства верхних слов покрытия, итоговую оценку качества (готового асфальтобетона после его уплотнения).

 

Оборудование мы используем самое передовое. В части технической оснащенности для контроля мы должны соответствовать уровню технической оснащенности подрядчика, который эти работы осуществляет. Если речь идет об измерении геометрических параметров, то испытательный центр КГКУ «крудор» оснащен самыми современными геодезическими приборами, включая электронные роботизированные тахеометры, спутниковые приемники, которые позволяют определять геопозицию с миллиметровой точностью. Если речь идет об измерении оценки качества асфальтобетона, который уложен, то тут тоже мы во всеоружии. У нас имеется компьютеризированное прессовое оборудование, которое позволяет формовать и испытывать образцы, есть техника, чтобы проверять качество исходных материалов, набор приборов, которые позволяют определять качество битума, прочность и другие параметры каменных материалов, минеральных порошков. Также имеются базовые и вспомогательные приборы, чтобы определять качество композитов. То есть оборудование у нас самое передовое, и главная задача, стоящая перед нами, следить за тем, чтобы ни один из образцов оборудования, который используется нами в ходе контроля, не вышел на линию в неповеренном виде. Это еще один момент взаимодействия с государством, который обеспечивает метрологическую выверенность наших действий. Мы строжайшим образом следим за тем, чтобы метрологическое соответствие было обеспечено всегда.

Определение несущей способности конструкции дорожной одежды

 

Подрядные организации также ведут контроль за своей работой. И это их обязательство! Все крупные подрядные организации имеют в своем составе лабораторные центры, лабораторные посты, если объект находится достаточно далеко, которые позволяют сделать приблизительно то же самое, что делаем мы. Они могут определить на стадии входного контроля основные физические и механические характеристики битумов, прочностные и иные характеристики инертных материалов, морозостойкость материалов и другие характеристики, связанные с плотностью и пористостью композитов. Вообще наличие подобного лабораторного поста является признаком классности организации. Ну а в тех случаях, когда у нас работают субъекты, которые в силу малой объемности работ не могут позволить себе содержать в своем штате лабораторные центры, они обязаны использовать внешние лабораторные группы, не зависящие ни от кого, чтобы проверять себя. Однако при этом, несмотря на то что весь комплекс работ по контролю качества подрядчиками осуществляется, итоговые заключения о том, как у них все получилось, делает заказчик – Управление автомобильных дорог – с помощью своего испытательного центра.

 

Действующая нормативная база определяет способы и методы оценки соответствия того, что сделал подрядчик, требованиям действующих норм. Но, к сожалению, у нас нет единого нормативного подхода к тому, как должен вести себя заказчик, если он выявляет какое-то несоответствие. Ситуация относительно точечных несоответствий понятна: точечные несоответствия, которые однозначно увязаны с каким-то элементом дорожно-мостового изделия, должны быть устранены, в противном случае приемке не подлежат! Но дорога является объектом континуальным, то есть сильно вытянутым в одном направлении. Поэтому всегда стоит одна и та же проблема перед всеми заказчиками, которые выявляют несоответствие в той части конструктивного элемента дороги, которая имеет большой геометрический размер. Условно говоря, он на 7 тыс. Кв. М делает три вырубки и выясняет, что одна из них по коэффициенту уплотнения не соответствует действующим нормативам. Это на 1 км. А если этих километров 20? И он, используя те же самые способы, выясняет, что из 60 вырубок одна проверку не прошла. Что делать? Каким образом ему ассоциировать эту вырубку, показавшую неудачный результат, с тем объемом работ, который якобы сделан неудачно? Это очень сложный вопрос. Ответ на него должен быть закреплен в контракте, потому что если этого не сделать, то будет очень тяжелая ситуация и для подрядчика, и для заказчика. Они не смогут определить, что считать размером дефекта – саму вырубку (30х30 см) или весь участок автомобильной дороги? При этом мы знаем, что из 60 вырубок забракована только одна. Поэтому очень важно четко определить уровень распространения дефекта, если конструктив носит континуальный характер.

 

В наших контрактах это предусмотрено. Мы посчитали необходимым сделать следующее: действующие нормативы предполагают, что одна вырубка берется с площади 2 300 кв.м. И если мы в ходе проведения работ выявляем, что вырубка имеет неудовлетворительно низкие характеристики и не может быть принята, то зоной распространения этого дефекта является 2 300 кв. М, в центре которых находится данная вырубка. Других способов как-то упорядочить наши взаимоотношения мы не нашли.

 

Если речь идет о браке с явно выраженным сосредоточенным характером? Условно говоря, у меня на каком-то участке не пошли поперечные уклоны автомобильной дороги. Совершенно очевидно, что заказчик принимает решение, чтобы все уклоны на этом участке были восстановлены, точнее сказать, доведены до требуемых норм. Если я на каком-то участке вижу мост, прочность отдельных элементов которого не соответствует требуемым нормам, я обязан потребовать восстановления, потому что здесь зона этого дефекта ясно видна и ограничена. Это очень хороший вопрос, хотя и очень сложный. И без описаний в контракте взаимоотношений заказчика и подрядчика у нас ничего не выйдет!

Оценка прочности дорожной одежды

Проводить оценку качества асфальтобетонной смеси, которая еще не возникла в виде конструктивного элемента, должна подрядная организация. Она обязана в ходе всего производства работ постоянно контролировать качество смеси. Заказчик не является постоянным участником процесса, поэтому его технические инспекционные возможности по постоянной оценке качества смеси существенно ограничены. Да и действующий норматив, который определяет наши отношения в области контроля качества, говорит, что предметом приемочного контроля является, в частности, не качество смеси в асфальтоукладчике, а качество асфальтобетона, уложенного в покрытии. Поэтому здесь мы должны задачи разделить: подрядчик должен контролировать все, начиная от момента начала работ, заказчик принимает у подрядчика готовый конструктив. Жаль, конечно, если подрядчик допустил, что в ходе производства работ на дорогу был уложен асфальт, состав инертной части которого, например, не соответствует требованиям действующих норм. Но это его проблема. Заказчик может в ходе приемки установить этот момент и отказать ему в приемке, заставить переделывать и не оплачивать до переделки.

 

Для строительства (ремонта) качественной дороги необходимы непременно пять условий:

 

-Хороший проект,

-Качественные материалы,

-Хорошие механизмы и техника,

-Квалифицированные кадры,

-Новые технологии.

 

Зачастую качество бывает бесполезно контролировать. Уверен, что контроль является одним из элементов управления. Качественный продукт можно получить только в том случае, если все элементы управления процессом строго соблюдены. А это означает, что нам необходимо запланировать какие-то работы, организовать их выполнение, проконтролировать качество, внести коррективы, если это качество не соответствует требованиям норм, причем внести его в ходе производства работ, а не постфактум, и принять работу. На самом деле, вопрос управления качеством существенно отличается от понятия контроля качества. Контроль – это всего лишь один из элементов. Если мы не будем иметь подрядную организацию, которая умеет нормально управлять качеством, то усилия, направленные на контроль этого качества, будут направлены на то, чтобы в очередной раз понять, что все у нас не очень хорошо. Разве это наша цель? А если у нас будет подрядная организация, которая будет уметь управлять этим вопросом, то сам контроль качества будет одним из органичных элементов процесса, который еще раз подтвердит, что все было запланировано, организовано и выполнено абсолютно верно.

На том участке дороги, где пробы не отвечают нормативным требованиям, отбираются новые пробы с целью определения участка не-соответствующего качества. После определения границ участка, выполненного с отклонением от нормативов, подрядчик обязан его переделать и предъявить к приемке повторно. Работа несоответствующего качества приемке и оплате не подлежит.

Отбор проб асфальтобетонного покрытия

 

Чтобы улучшить качество выполненных работ, в первую очередь нужны квалифицированные кадры и современная техника, функционирование на предприятиях системы контроля качества ISO 9001, что очень проблематично для малых предприятий. Также необходимо внести поправки в Федеральное законодательство в части изменения критериев определения победителей аукционов по показателям опыта и качества выполненных ранее работ, а не по предложенной цене. Ограничить возможность снижения предложений на аукционе 10–15 %, так как большее снижение приводит к применению менее качественных материалов, а также выработать более гибкий механизм финансирования работ, который в настоящее время заставляет подрядчика выполнять работы в неблагоприятных погодных условиях в конце финансового года по причине отсутствия гарантий финансирования в следующем году.

 

Необходимо отметить, что строительный контроль осуществляется непрерывно на всех этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Система строительного контроля формируется с учетом сложности объектов капитального строительства.

 

Способы и методы оценки соответствия выполненных работ требованиям действующих норм определяются правовой базой. В случае обнаружения несоответствия качества (критический дефект) выполненных работ по любому из конструктивных элементов подрядной организации выписывается предписание на устранение брака путем переделки в полном объеме некачественно выполненных работ, а также накладываются штрафные санкции.

Для обеспечения требуемого качества выполнения дорожно-строительных работ прежде всего необходимо постоянное повышение уровня профессионального образования работников подрядных организаций, а также неукоснительное соблюдение требований нормативно-технических документов и государственных контрактов на всех стадиях выполнения работ, касающихся разработки проектно-сметной документации, качества применяемых материалов, технологической последовательности выполнения работ, а также соблюдение правил приемки выполненных работ.

 

Одним из механизмов, способствующих улучшению контроля качества выполняемых работ, является действующий с начала этого года Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Реализация закона способствует внедрению единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов.

 

Так, в целях достижения максимального положительного результата обеспечения муниципальных нужд целесообразно закупки строительно- монтажных работ на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, стоимость которых превышает 150 млн рублей, а также проектно- изыскательских работ вне зависимости от стоимости осуществлять путем проведения открытых конкурсов.

 

При использовании данного способа закупок победителем признается участник закупки, предложивший не наименьшую цену, а лучшие условия исполнения контракта.

Заказчик устанавливает в документации о закупке помимо цены такие критерии оценки заявок, как качественные и функциональные характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

 

Контроль качества при строительстве автомобильных дорог крайне консервативная область. Так, при оценки качества используются только гостированные технологии и средства измерения. При геодезическом контроле применяют тахеометры, лазерные уровни, системы геопозиционирования (с использованием дополнительных станций). При определении мест отбора образцов асфальтобетона из покрытия используются приборы контроля плотности ультразвукового действия.

 

При обнаружении несоответствия требованиям проекта или нормативным актам выдается предписание на устранение несоответствия в установленный контрактом срок. При строительстве или ремонте оплата подрядчику осуществляется только при условии подтверждения качества выполненных работ. За ненадлежащее исполнение обязательств начисляются штрафные санкции, размер которых предусмотрен контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

По моему мнению в настоящий момент для обеспечения лучшего качества работ необходимо усовершенствовать снип и госты и увеличить число сертифицированных средств измерения и контроля. Сейчас работа по усовершенствованию нормативных актов ведется не так быстро, как хотелось бы.

 

Кроме того, необходимо ужесточить ответственность подрядных организаций за качество выполненных работ не только за счет гарантийных обязательств, но и участия организации в эксплуатации дороги путем заключения долгосрочных контрактов. В данном случае основная прибыль подрядчика идет за счет долгосрочного содержания, и, соответственно, организация заинтересована в качественном выполнении работ уже на начальном этапе.

 

 

Вывод

В процессе прохождения практики Строительных работ по изучению модуля ПМ 03. Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов, я применил полученные знания по МДК 03.01 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

Хочу с благодарностью сказать, что мне очень пригодились знания, при изучении теоретических знаний и разработки курсового проекта по МДК 03.01 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. Благодаря этому, я получил большой первоначальный профессиональный опыт для своей будущей профессии, а также поставил себе новые цели.

Получение практических знаний действительно является важной и обязательной частью в любой отрасли, поэтому практика в каждой деятельности всегда носит положительный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: