Особенности структуры и динамики сессии




У кого из двоих потребность в помощи «говорит» гром­че? Понять это могут помочь невербальные знаки до начала разговора: кто первым зашел, как рассаживались и как сели, кто первым заговорил, что и о чем сказал и др. Какие детско-родительские паттерны взаимодействия уже явлены до формулировки запроса и даже — до словесного обращения к психологу вообще?

Например, мама ведет за руку 12-летнего мальчика, снимает с него куртку, хлопочет, куда ему сесть, и он этому подчиняется. По опыту можно предположить симбиотические, зависимые отношения, скорее всего, у мальчика имеются трудности со сверстниками, возможно, эмоционально-воле­вые трудности. Во всяком случае, возможно проверить эти гипотезы, даже если это не будет озвучено.

Ситуации, требующие реакций консультанта, возникают иногда еще до предъявления каких-либо «жалоб». Например:

Папа с дошкольником, в нерешительности застывает перед входом в кабинет и спрашивает: Как нам лучше заходить, вместе или по одному?

Консультант мог бы отреагировать: Вы можете сде­лать так, как Вам кажется удобнее (лучше).

В этом случае консультант еще ничего не знает об этих конкретных людях (а также не знает, какую помощь адекватно будет предложить) и избегает навязывания своих профес­сиональных стереотипов (например, «Зайдите сначала вы»). Одновременно он высказывает доверие к способности опре­делиться самостоятельно.

Сравните с другой ситуацией.

Мама проговорила с консультантом почти всю сессию, пока четырехлетняя дочь играла в «детском уголке». Она сознает, что беспокоящие ее реакции ребенка связаны с происходящим в семье, однако об отно­шениях с мужем и мамой говорила иносказательно и метафорами, скосив взгляд на девочку. В итоге говорит: Я пришла к Вам по поводу ребенка... Как Вы думаете, мне в следующий раз стоит прийти поговорить одной, или ее привести, что бы Вы еще посмотрели?

Консультант (утвердительно): Вы можете прийти и одна.

В данном случае консультант подтверждает, что воз­можно поговорить о том и так, о чем и как могут поговорить взрослые (при очевидной потребности). В этом случае есть возможность заключить контракт с мамой на индивидуальную консультацию. А вот другой пример:

Мама и мальчик лет 5-6 на вид заходят из коридора в комнату. Мама и консультант садятся друг напротив друга, мальчик, мгновение постояв возле матери, быстро подходит к полкам с игрушками.

Мама (просительно, тревожно): Ваня, не надо брать игрушки!...Нам надо поговорить с доктором.

Мальчик (в нерешительности смотрит на консультанта).

Консультант (ребенку): Игрушки в этой комна­те, — чтобы ими можно было играть. (Маме.) Итак, это — Ваня. Ко мне можно обращаться —...А как луч­ше обращаться к Вам?...Хотели бы вы пока (взгляд в сторону играющего ребенка) рассказать мне, что привело вас?

Здесь консультант вводит ребенка в пространство иг­ровой комнаты (но не так, как при игровой терапии. Срав­ните, например: «Игрушки в этой комнате, — чтобы ты мог ими играть»), показывает маме, что ситуация под контролем (все происходящее— нормально), структурирует разговор (знакомство, запрос), помогая маме преодолеть замеша­тельство.

После процедуры знакомства, если затрудняется гово­рить тот, кто начал говорить, консультант может использовать варианты обычных вопросов:

• Что привело вас ко мне?

• Кто кого привел в этот кабинет? (шутливо-игровой контекст)

• Кто что-то хотел от прихода сюда? (при очевидном нежелании ребенка входить или разговаривать) и другие.

Во многом опыт и интуиция могут подсказать, начинать ли разговор с позиции семейного терапевта с использованием соответствующих техник, или выступать в роли медиатора, или быть более активным во взаимодействии с кем-то одним.

Выяснять запрос необходимо у каждого из пришедших.

Вот наиболее частые примеры того, как родители фор­мулируют цели в начале сессии:

Формулировка целей родителем Чувства, иногда стоящие за этим Потребности, которые могут лежать глубже
Манипуляция с ребенком («Сделайте с ним то-то и то-то») Страх потери контроля, страх некомпетентность, несостоятельности Потребность в безопас­ности
«Выведывание тайны» («Вы поговорите с ним, а потом мне скажете, объясните») Страх близости, интим­ности Потребность в доверии, в том, чтобы разделить внутренний опыт
«Посоветуйте, что мне делать» Избегание выбора, страх, что не готовы кпоследствиям Потребность в уверен­ности, спокойствии
Намеки и «недоговаривание», «детскость» поведения родителя при ребенке («мы с вами взрослые, поймите сами, что мне нужно») Страх открытости, соб­ственной незрелости Потребность принять «ребенка в себе»
«Поймите, как мне плохо и тяжело...» Одиночество, страх отвержения Потребность чувство­вать себя нужным
«Да можно ли что-то изме­нить!?» Страх изменений (паника), отчаянье Потребность в посто­янстве, чтобы понять, что происходит
«Я вам все рассказал (а), а теперь — Вы специалист. Вам виднее» Страх ответственности, усталость Потребность в покое и собственном про­странстве
Запрос на поддержку в по­иске собственных ресурсов Неудовлетворенность способами разрешения трудностей Потребность в большей зрелости

Переформулирование родительского запроса служит цели обеспечения психологической безопасности ребенка.

Например:

Мама, приведшая упирающегося пятиклассника Лешу, который сидит напряженно насупившись и опустив голову, пожаловалась на плохое поведение в шко­ле, конфликт с новой учительницей, которая звонит домой и вызывает родителей в школу. Поделившись общим описанием ситуации, обращается к ребенку: Ну, расскажи доктору, почему тебя вывели позавчера опять из класса?!

Консультант рискует стать «прокурором» или «до­ктором» (неизвестно, что хуже в данной ситуации), одновременно с тем, что ребенок вообще не хочет здесь присутствовать и находится в явно оборони­тельной позиции.

Консультант мог бы поступить, например, так: Одну минуточку! (Обоим) Я не успел еще сказать о принятом в этой комнате важном правиле: пока кто-либо нахо­дится здесь, он может не делать того, чего делать не хочет... (Пауза) Ну, например, если кто-то не хочет даже отвечать на вопросы, можно не отвечать. (Обращаясь к ребенку): Однако мне важно было бы понять как кое-что происходит. (Обращаясь к маме): Я услышал, как возмущает вас происходящее в школе. От этого плохо и Вам, и Леше. Хотели бы вы рассказать мне, как по­завчерашняя ситуация была представлена вам?

Консультант (после рассказа мамы и переформули­рования его обращается к ребенку): Мамы не было рядом, когда все это происходило. Как тебе кажется, нужно ли что-то добавить, чтобы стало понятнее? (Если ребенок отказывается отвечать, возвращается к разговору с мамой.)

В данном примере консультант прерывает непродук­тивный паттерн взаимодействия, а вводя правило «Стоп», обеспечивает безопасность ребенку. Акцент же делается на важности того, что могут сообщить оба. Ребенку предлагается соучаствовать в обсуждении, т. к. у каждого может быть свое видение ситуации.

Здесь же стоит сказать о том, как можно использовать одну из возможностей, которую дарит ситуация совместного пребывания родителя и ребенка. Это иногда весьма полезный для родителей контекст «игры». В предыдущем примере кон­сультант обращался к обоим, говоря о правиле в этой ком­нате. Родителям легче бывает поначалу принять некоторые правила, потому что они относятся не к их миру, а к другому, с которым они граничат (но в который они не всегда попадают), благодаря ребенку. В нем (как иногда еще помнится) можно крикнуть «Я в домике» и чувствовать себя безопасно. А этот странный психолог ведет себя уверенно, — наверное, знает, что делает. А попробуйте-ка только представить себе, как вы произнесите такое правило начальнику на работе!

Другой случай:

Маму семиклассницы Кати беспокоит зажатость и скованность девочки в школе, отсутствие подруг, частая плаксивость, о причинах которой она не рассказывает. В ходе беседы мама описывает напряженную атмосферу в семье, свою занятость и усталость, сложные отношения между родственниками, с тревогой говорит о нравах «современных» детей. Она высказывает надежду, что девочка получит здесь помощь. Консультант перефра­зирует информацию так, что становится понятным его сочувствие трудностям Кати в такой ситуации. В резуль­тате консультант решает своевременным задать вопрос молчавшей до сих пор девочке:

Скажи, Катя, есть ли нечто в том, что происходит, что ты хотела бы, чтобы изменилось?

Девочка молчит, но порозовела лицом, появилось напряжение в позе, губы шевельнулись.

Консультант (после паузы): Ты можешь не рассказы­вать, а просто кивнуть, если «Да» и помотать головой, если «Нет». Девочка кивает.

Консультант: Я правильно понял, что есть что-то, что ты хотела бы изменить? (Кивает.) Ты хотела бы поговорить об этом со мной! (Пауза, молчание.) Если бы я сказал: «Да, тебе хотелось бы поговорить об этом, но не сейчас», — это будет правильно? (Кивок.) Я предлагаю тебе поговорить со мной, пока мама подождет нас в коридоре. Только в этом случае я не имею права рассказывать никому, о чем мы по­говорили. Даже вам (обращаясь к маме). Согласна? (девочка и мама смотрят друг на друга)

Мама (обращается к Кате): Ну, поговоришь? (Катя кивает.)

Консультант (маме): Минут за десять до конца време­ни я приглашу вас, и мы поговорим еще вместе. Мо­жет быть, у меня будут какие-нибудь предложения.

В данной ситуации консультант осторожно предоставляет ребенку возможность (пространство) поговорить о собственном запросе. Безопасность обеспечивается косвенной поддержкой при переформулировании маминого рассказа, ненасильственной коммуникацией, введением правила конфиденциальности. Остав­лено время на заключение контракта с родителем (о правилах посещений), если удастся развить контакт и заключить контракт на следующую (уже индивидуальную) сессию с девочкой.

В структуру сессии, кроме всего, в зависимости от кон­текста и запроса, приходится вводить элементы обучения для родителей (например, обращать внимание на способы взаи­модействия консультанта с ребенком и достигаемые эффекты или предупреждать о возможных последствиях повторяющихся родительских реакций). А также давать достаточно информации о принципах и возможностях разных видов терапии, о принципах выбора терапии или терапевта и т. п., чтобы родитель мог опре­делиться в перспективе. Необходимо отвечать на некоторые вопросы, требующие информации и специальных знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышесказанное в основном очерчивает особенности ситуации и позиции консультанта, когда на первый прием прихо­дят родитель и ребенок. Не только семейное консультирование, но и индивидуальное консультирование с ребенком требует осо­бой организации и имеет специфику контракта. Так, в идеале, с родителем должен бы встречаться другой специалист, если есть запрос на помощь ребенку. В крайнем случае, можно встретиться сначала с родителем, договорившись с ним о работе с ребенком (хотя в этом случае на контакт консультанта с ребенком может влиять «фоновая информация»). Кроме того, помощь семье и детям предполагает и групповые формы работы (с родителями, детьми или совместно), а также консультирование родителей, учителей и воспитателей.

Исходя из этого, в структуре организации психологической помощи семье и детям целесообразно иметь специалиста, кото­рый мог бы предварительно проконсультировать обратившихся родителей. В данном случае подразумевается и исследование ситуации со сбором информации (оценка и предварительная «диагностика» для консультанта, возможно использование оп­росников), и работа с запросом, и информирование о возмож­ностях и особенностях консультирования для принятия решения о наиболее адекватном и доступном варианте психологической помощи, и заключение контракта на соответствующий ее вид. Здесь же возможно оформление финансовой и организаци­онной (например, разрешение на аудиозапись) документации. Все это позволило бы сделать психологическую помощь более специализированной и приближенной к запросу людей, как это ни парадоксально звучит, при введении дополнительного «звена» на пути к ней. Да и консультанты не так «выгорают» при простоте и определенности позиции и профессиональных задач.

Если по разным причинам организовать это не удается, работа консультанта на первой сессии — сродни искусству. В ходе ее он осторожно и постепенно движется от неизвестнос­ти к большей определенности как в ситуации, которая привела клиентов на консультирование («диагностика»), так и в самой ситуации консультирования (прояснение, что происходит и кто я в этом; работа с запросом; заключение контракта).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: