Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека. Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции РФ, которая, провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, требует от государства проведения политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой же статье, включенной в содержание основ конституционного строя России, закреплены положения, определяющие все экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. "В Российской Федерации, - подчеркивается в ст.7 п.2 Конституции, - охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
а) Право на предпринимательскую деятельность. Это право впервые закреплено в Конституции РФ 1993 года, которая устанавливает, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности" (ст. 34 п.1 Конституции РФ).
б) Право на частную собственность. В отличие от всех ранее действовавших конституций России социалистического типа, Конституция РФ 1993 года закрепила институт частной собственности. Определяя основы конституционного строя, Конституция РФ включила в их содержание признание частной собственности, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту наряду с другими формами собственности.
В ст.35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
в) Право на землю. Впервые в истории конституционного строительства в Российской Федерации Конституция 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.
г) Право на свободный труд. Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституции устанавливает: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
Конституция РФ 1993 года устанавливает также, что "принудительный труд запрещен". Социальный характер Российского государства обусловил включение в ст. 37 Конституции РФ гарантий социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. В ст. 37 п.3 Конституции РФ закрепляется, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".
д) Право на отдых. С правом на свободный труд неразрывно связано и право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной и той же статье Конституции РФ.
Каждый имеет право на отдых, говорится в ст.37 п.5 Конституции РФ, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
е) Защита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила определение в ст. 38 Конституции РФ положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены Конституцией равным правом и обязанностью родителей. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
ж) Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как определено в ст. 39 Конституции РФ, "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Закон устанавливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий. Наряду с государственным поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
з) Право на жилище. Данное право является одним из важнейших прав человека. Как устанавливает статья 40 Конституции РФ, "каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В этой статье определена политика государства в этой области. Согласно ст.40 п.2 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.
и) Право на охрану здоровья. В соответствии с социальной политикой Российского государства Конституция РФ закрепляет в ст.41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и другими актами.
к) Право на благоприятную окружающую среду. Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).
л) Право на образование. В соответствии со ст.43 Конституции РФ "каждый человек имеет право на образование". Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В ст.43 п.3 Конституции РФ установлено также, что "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
м) Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст.44 Конституции РФ каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Все граждане имеют право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый человек, устанавливает статья 44 п.3 Конституции РФ, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Что касается конституционных обязанностей гражданина, то анализ содержания Конституции РФ 1993 года показывает, что для закрепления правового статуса гражданина по сравнению с ранее действовавшими конституциями характерным является сокращение конституционных обязанностей граждан.
Некоторые обязанности сформулированы в связи с предоставлением прав и свобод. Так, в ст. 17 п.3 Конституции содержится закрепленная в косвенном виде обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц при осуществлении своих прав и свобод, в ст. 21 -обязанность уважать достоинство других людей, в ст. 34 - обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизации и недобросовестной конкуренции, в ст. 36 - обязанность не наносить ущерба окружающей среде, не нарушать права и законные интересы других лиц в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, в ст. 38 установлены обязанности родителей по воспитанию детей и совершеннолетних детей по отношению к своим родителям, в ст. 43 - обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 44 Конституции РФ, закрепляя свободу творчества, возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Вместе с тем в действующей Конституции РФ нашли свое закрепление основные конституционные обязанности:
1. Статья 15 п. 2 Конституции РФ возлагает на всех граждан обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Следует отметить, что законодатель придает этой обязанности особое значение, свидетельством тому является включение этой нормы в содержание основ конституционного строя, которые, как отмечалось выше, находятся под повышенной правовой охраной.
Строгое соблюдение Конституции и законов государства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями - одно из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в государстве. Нарушение этой обязанности ослабляет государство во всех сферах его деятельности, вносит дезорганизацию в систему общественных отношений, делает невозможным управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать законы влечет за собой возможность применения к виновным государственно-правового принуждения. Применение санкций к правонарушителям имеет главной задачей охрану установленного порядка. Кроме того, оно имеет как карательное воздействие в отношении конкретных правонарушителей, так и воспитательное значение для всех граждан и должностных лиц.
2. Обязанность уплаты налогов. В любом государстве налоги составляют основу государственного бюджета. Установление налогов необходимо для обеспечения финансирования таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и т.д. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".
В связи с федеративным устройством России установление общих принципов налогообложения и сборов Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Согласно ст.104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть вынесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
В целях обеспечения проведения налоговой политики в структуру исполнительной власти включены Государственная налоговая служба и Департамент налоговой полиции Российской Федерации.
3. Обязанность охраны природы. Учитывая важность окружающей среды для жизни человека, статья 58 Конституции РФ устанавливает: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".
4. Обязанность защиты Отечества. Защита Отечества, оборона страны относится к числу важнейших функций государства. Статья 59 Конституции РФ закрепляет: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации'".
Употребление в Конституции категории "долг" указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Родины закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации конституционных обязанностей разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).
5. Обязанность военной службы. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что "гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом".
Закон "О воинской обязанности и военной службе"принят 11 февраля 1993 г. Согласно ст.2 Закона в содержание воинской обязанности входят: воинский учет; подготовка к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в мирное время.
Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.
В Конституции РФ 1993 года содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Конституция устанавливает, что "гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" (ст. 59 п.3 Конституции РФ).
2. Понятие и классификация гарантий прав и свобод личности. Конституционные ограничения прав и свобод в России.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ основываются на их гарантированности.
Для Конституции РФ 1993 года характерным является не только закрепление широкого круга прав и свобод человека и гражданина, но и норм, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод.
В ст.2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст.45 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".
Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.
Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура — система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.
Недостаточный уровень гарантированности прав и свобод, особенно социально-экономических, в настоящее время во многом связан с финансовыми трудностями, со слабой социальной ориентированностью перехода на рыночную экономику.
Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, с взяточничеством у другие политико-организационные факторы.
Юридические гарантии охватывают все правовые средстваосуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации. Гарантией является и активное отношение самих субъектов к использованию всех возможностей для реализации своих прав и свобод, их соответствующие знания и умение эти права и свободы защищать.
В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся, прежде всего, к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст. 47—54) самим государством.
Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст.46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".
В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.46 п.2 Конституции РФ, "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
Процедура судебной защиты права на обжалование в суде регулируется Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года.
В соответствии с положением Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и Факультативным Протоколом к нему, статья 46 п.3 Конституции РФ закрепляет, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".
Конституция РФ дополнительно гарантирует каждому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый, в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Защита прав и свобод человека и гражданина во многом определяется обеспечением правовой помощи. В этой связи ст.48 Конституции РФ определяет: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно". В соответствии с этой статьей каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, нашли свое отражение важнейшие принципы судопроизводства. В частности, в ст.49 Конституции РФ закреплена презумпция невиновности: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
В этой же статье указывается, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Гарантиями прав и свобод личности являются закрепленные в ст. 50. Конституции РФ положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленным федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
В Конституции РФ нашла свое закрепление правовая норма, имеющая важное этическое содержание. Согласно ст. 51 Конституции РФ, "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания".
В связи с возможным причинением ущерба, Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Конституция определяет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.
В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В данном вопросе были рассмотрены только конституционные гарантии правовой защиты прав и свобод личности. В нормах отраслевого законодательства (гражданского, уголовного, трудового и др.) также содержатся многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.
Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно, и не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.
В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.
В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.
В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законе только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.
Определенные ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др.
Кроме того, предусмотрены ограничения прав, свобод и обязанностей к отдельным категориям граждан и государственным служащим.
Так, иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут работать в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.
В органах внутренних дел (милиции) не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели. Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность, и т.п.