Удовлетворенность трудом ощущается как оценочно-эмоциональное отношение личности или коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Формируется на основе:
1. удовлетворенности содержанием трудовой деятельности;
2. удовлетворенности характером трудовой деятельности;
3. уровнем организации труда;
4. режимом и условиями труда;
5. системой стимулирования;
6. уровнем организации общественной жизни и самоуправления в коллективе;
7. характером взаимоотношений с руководителем;
8. характером взаимоотношений коллегами и другими факторами.
(с.7-8 диск мтд 0)
Факторы влияющие на удовлетворенность трудом и мотивацию к труду
Многообразие и неоднозначность требований, предъявляемых к специалистам и их мастерству. Важность соответствия требований и потенциала специалиста, способствующих его самовыражению. | |
Ясность содержания задачи и чувство отождествления с работой, являющееся активизирующим фактором. | |
Четкое представление о значении задачи для организации. Ощущение важности своей работы, что является центральным фактором индивидуальной мотивации специалиста. | |
Обратная связь: увеличение удовлетворенности работой вследствие положительной оценки от руководителя, коллег или подчиненных. Хорошее мнение других увеличивает мотивацию к работе. Чувство удовлетворенности работой снижается, если о ней ничего никто не говорит. | |
Сбалансированность власти и ответственности является важнейшим фактором, влияющим на удовлетворенность работой и повышающим мотивацию к труду. «Самодисциплина — это цена свободы». |
Когда исследование удовлетворенности персонала полезно или даже необходимо?
|
- Нужно расставить приоритеты в работе с персоналом. Опрос удовлетворенности персонала позволяет увидеть наиболее проблемные зоны в организации и понять, что необходимо улучшать в первую очередь.
- Нужно оценить эффект от изменений. Если в компании проводились реформы, затрагивающие интересы персонала (реформа системы мотивации, изменение условий труда, смена руководства и т.п.), с помощью опроса удовлетворенности можно увидеть и оценить эффект от проведенных изменений (особенно, если есть данные аналогичного опроса, проводившегося до начала реформ).
- Нужно оценить риски (текучести, социальных конфликтов и т.п.). Если в компании есть очаг социальной напряженности, опрос удовлетворенности персонала позволяет оценить риск возникновения конфликтов и держать ситуацию под контролем. В случае высокой конкуренции за персонал, исследование удовлетворенности помогает понять, насколько сотрудники лояльны компании и прогнозировать риск их ухода.
- Нужно понять, какие люди работают в компании. Опрос удовлетворенности персонала — эффективный способ выявления ценностей и предпочтений сотрудников. Это особенно важно при слияниях и поглощениях, а также при решении задач, связанных с трансформацией корпоративной культуры (опрос сотрудников позволяет не только понять, чем компания живет сейчас, но и транслировать сотрудникам новые ценности и цели, т.к. то, что мы спрашиваем, помогает поднять определенные вопросы в коллективе, привлечь внимание к тем или иным темам).
- Нужно оценить эффективность отдельных систем/инструментов работы персоналом. Исследование удовлетворенности персонала дает возможность лучше увидеть, как сотрудники воспринимают те или иные системы (например, систему мотивации или систему обучения). Полагаться только на мнение персонала в этих вопросах, безусловно, не стоит, но опрос сотрудников может стать ценным источником информации в рамках комплексной диагностики этих систем.
|
Итак, идеальная работа должна:
· - иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату.
· - оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной.
· - давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант,
· - групповая автономия.
· - обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда.
· - приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.