вокально-хоровых дисциплин»




Методическое сообщение

«Работа концертмейстера на отделении

вокально-хоровых дисциплин»

 

 

Разработала: Фетюкова Л.В., концертмейстер,преподаватель фортепиано, МАУ ДО «ДШИ «АРТика», г. Пермь

 

 

Пермь, 2020 г.

Каждый пианист, обучаясь в среднем или высшем учебном заведении, проходит предмет «концертмейстерство». И диплом, что мы получаем на выходе, удостоверяет нашу квалификацию преподавателя и концертмейстера. Практика показывает, что концертмейстерским делом занимается лишь небольшая часть выпускников. Мне посчастливилось заниматься этим всю свою трудовую жизнь Аккомпанемент народным инструментам, духовым, струнно-смычковым естественно имеет свои особенности и секреты. В моем случае так сложилось, что начала я, как концертмейстер с хорами, вокалистами. И, судя по всему, этим же и закончу.

Немного о роли концертмейстера на отделении вокально-хоровых дисциплин. Не секрет, мы работаем в тандеме «педагог-руководитель – концертмейстер». Творческий, ищущий педагог – это стимул для концертмейстера. Он не дает нам застаиваться, привыкать, закисать. Педагог, в свою очередь, чувствуя в концертмейстере единомышленника, равноправного партнера, тоже развивается, растет. Такое сотрудничество приводит к успеху, подстегивает к дальнейшему росту и удовлетворению от работы. В данном случае я не морализую, а делаю выводы на основании собственного концертмейстерского опыта.

Итак, мой стаж-42 года, в ДШИ 15 АРТика г. Перми- 14 лет. На отделении вокально-хоровых дисциплин мне посчастливилось работать с человеком творческим, неугомонным, пытливым и очень профессиональным – Кларой Михайловной Калимуллиной. Несколько лет я помогала в освоении азов вокала маленьким, юным музыкантам. Было дело, участвовала в проекте работы с детьми раннего возраста (1-3 лет). Все оформление делалось очень аккуратно, осознанно. Комплексные занятия проходили по часу (!) под аккомпанемент. И детки очень хорошо воспринимали материал, учились слушать серьезную музыку.

Сегодня я работаю с хорами и вокальными ансамблями. Аккомпанемент последним – особая статья. Берем требования к конкурсам различного уровня. Наряду с современной, русской, западно-европейской классикой очень часто обязательна к исполнению народная музыка. Не забываем, что речь идет об академическом вокале. Не скажу, что материала – изобилие. Его попросту нет. Т.е. в учебных сборниках предлагается однострочная, одноголосная мелодия. К ней -7-8 куплетов текста. И вперед.

Наш образцовый коллектив «Созвучие» начинал с русской народной песни «Пошла млада за водой», в обработке В.Агафонникова. Любой мало-мальски знающий концертмейстер не будет 8 куплетов играть предложенный очень простой аккомпанемент, это как бы канва. Вместе педагог и я разрабатываем драматургию произведения. Вводятся второй, а затем и третий голос, используются солисты. Динамика, агогика, трансформируется аккомпанемент в каждом куплете. Весь музыкальный материал подчинен тексту.

Следующий пример «Под липами» Ц.Кюи. Небольшая, очень милая миниатюра была украшена двухголосием, изменена фактура аккомпанемента. В итоге произведение зазвучало объемно и убедительно.

Песня «Нотные бусинки» муз. С.Соснина, сл. В.Семернина. Простая одноголосная песня в три куплета на выходе превратилась в многоголосное ожерелье с кульминацией и кодой. Название же стало «именем» младшего вокального ансамбля, его визитной карточкой. Исполнение этой песни принесло коллективу Серебряную медаль на прошлом Фестивале Кабалевского «Наш Пермский край».

Далее я просто перечислю переложенные нами с Кларой Михайловной произведения, которые мы придумывали сами, иногда с детьми, иногда сравнивая варианты. При этом старались максимально выгодно показать вокальные достижения ребят, и, самое главное, умение учащихся работать в коллективе, петь, дышать, существовать в ансамбле. Ребята в работе над этими произведениями добились тембрового разнообразия, стали удивительно чуткими и тонкими исполнителями, освоили искусство дыхания и перевоплощения.

Незабвенный «Аист на крыше» Д.Тухманова. Полностью своя, оригинальная версия. Впервые мы с Кларой Михайловной рискнули в середине в припеве оставить трехголосие a capella под «коробочку» (а ля метроном). Было здорово, проникновенно.

Далее «Созвучие» стало уверенно петь без сопровождения. Муз. И.С.Баха «Сердце, молчи». У нашего солиста Влада Мальцева прошла мутация, он стал петь шикарным баритоном. И я приписала к трехголосию Баха четвертый, нижний голос.

П.И.Чайковский в «Детском альбоме» явил миру «Утреннее размышление», в вокальном варианте- «Утро». Тоже 4-х голосие, тоже a capella. Был и В.А.Моцарт, и В.Косма, и Гершвин, и р.н.п. «Перевоз Дуня держала», и «Улетели журавли» С.Плешака. Многие из этих произведений были исполнены с оркестром «Орфей».

Я не просто перечисляю, я горжусь тем, что к каждому приложила руку и на этапе разбора, разучивания, придумывания переходов, модуляций, каких-то эффектов. И на сцене всегда рядом, за роялем. Музыка живая, а не минусовка.

Наши маленькие «Нотные бусинки» единственные в зональном туре 14 Фестиваля Д.Кабалевского «Наш Пермский край» спели трехголосие в р.н.п. «В сыром бору тропина», использовали соло флейты, солистов мальчика и девочку, несколько обыграв сюжет.

При подготовке таких концертно-конкурсных произведений мы с Кл.Мих. стараемся очень бережно отнестись к первоначальному материалу, сохранить стиль и соблюсти меру.

Еще несколько слов о занятиях хоров. Преподаватель Калимуллина К.М. владеет уникальной методикой обучения вокалу. Много времени и внимания уделяется дыхательным упражнениям, основе основ. Я, в свою очередь, стараюсь аккомпанементом поддержать все распевки, дыхательные упражнения. Попутно стараюсь держать учащихся в тонусе, знакомлю их с лучшими образцами фортепианной классики (Бетховен, Шопен, Глинка, Чайковский, Григ).

Подведем итог. Предполагалось, что эта конференция пройдет в формате творческой встречи, мастер-классов и круглого стола, т.е. «глаза в глаза». Я хотела показать все это и многое другое за роялем, поделиться, так сказать, практическим опытом. Но ситуация изменилась, и что выросло, то выросло.

Итак, дорогие коллеги-концертмейстеры! Все в ваших руках, причем в самом прямом смысле. Хотите, чтоб на уроках не было скуки и хандры? Придумывайте, творите, бурлите, ищите. И вам вернется сторицей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: