Самосознание и его сущность




Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, своих движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру…

Познавая себя, человек, по мысли Т.Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них… Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г.Спиркин)

 

 

2.4.1

Что автор называет самосознанием? В чем, по его мнению, заключается общественная обусловленность самосознания (укажите любые три позиции)?.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Дан ответ на вопрос: - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; 2) Указаны три позиции: - непосредственное общение людей друг с другом; - оценочные отношения людей; - формулирование требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, осознание самих правил взаимоотношения; - созданная материальная и духовная культура. Могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

2.4.2

Как, по мнению автора, самосознание связано с ответственностью? Какой поступок автор называет сознательным?

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) Указана связь: - регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них; 2) Приведено определение поступка: - поступок, который является выражением замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

2.4.3

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами мысль автора о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Могут быть приведены примеры: 1) тяжело переживающая смерть близкого друга А. решила помогать больным детям и стала волонтером в онкологическом центре, что помогло обрести ей душевное равновесие; 2) в детском лагере школьница Ксения, участвуя в шуточных творческих конкурсах, поняла, что друзьям нравится, как она поет и танцует, и решила по возвращении домой специально заняться вокалом и посещать танцевальную студию; 3) сотрудница рекламного агентства Татьяна убедила коллег в перспективности своей концепции рекламного ролика, и в дальнейшем заняла позицию креативного директора рекламных кампаний. Могут быть приведены другие уместные примеры.

 

2.4.4

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения содержащейся в тексте идеи о том, что, «познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде».

Могут быть приведены такие объяснения: 1) познавая себя, человек развивается, открывает новые идеи, смыслы, ценности; 2) познавая себя, человек обращает внимание на свои недостатки и в какой-то степени их исправляет; 3) познавая себя, человек анализирует причины собственных жизненных неудач, проблем, корректирует свое поведение. Могут быть приведены другие объяснения

 

Текст 5

Личность

«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. П ервый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б.Гиппенрейтер)

2.5.1

Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например: - «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо; - человека можно считать личностью, если он способен «к сознательному руководству собственным поведением», человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознание. 2) Сформулирован свой критерий личности, допустим: - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует. Могут быть приведены и иные критерии личности.

 

2.5.2

Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены отличия в поведении людей, допустим: – «…от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов…»; – «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов…»» - «…во втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей». 2) Приведены два примера проявления «стихийной нравственности», допустим: - оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы; - остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему о помощи; - помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее. Могут быть приведены иные адекватные примеры.

 

2.5.3

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.

В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены указанные в тексте этапы формирования личности(два ее рождения) и иллюстрирующие их «приобретения», допустим: 1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который «знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам»; - «приобретения»: - ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если больна бабушка и не может проводить его во двор и т.д.; - ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями; - ребенок- дошкольник осваивает нормы этикета, поведения в общественных местах, экологического поведения в природной среде и др. 2) второй этап (второе рождение) – «начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению». - «приобретения»: - подросток осознает свои способности, определяет, какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим он делает ответственный и осознанный выбор профиля образования; - подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию сой собственности, например, мопеда, скутера и т.д. - подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный математический класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например, дворовый футбол, прогулки с друзьями, могут отойти на второй план и т.д. Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа.

 

2.5.4

Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания …». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) пояснение, например: Автор подчеркивает, что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать. 2) приведены два проявления, допустим: – только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого; – человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления.

Задания с понятиями.

2.5.1

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, характеризующее структурные элементы личности, и одно предложение, раскрывающее основные личностные качества.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Личность – совокупность социально значимых и социально обусловленных свойств и качеств человека, особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении»; Может быть дано другое, близкое по смыслу определение. 2) одно предложение с информацией о структурных элементах личности, опирающееся на знание курса, например: – «В качестве структурных элементов личности, отражающих всю сложность и многогранность социальной сущности человека, можно выделить знания, ценностные установки, трудовые навыки и квалификации, способности к общению, нравственные качества и т.д.». 3) одно предложение, содержащее информацию, раскрывающую качества личности, например: «К личностным качества можно отнести трудолюбие, коммуникабельность, увлечения и интересы, уровень нравственности и т.д.». Могут быть составлены другие предложения о личности.

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, характеризующее основные факторы социализации, и одно предложение, раскрывающее значение любого из факторов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социализация –процесс освоения индивидом опыта, знаний, ценностей, способов поведения, накопленных обществом; вхождение индивида в систему социальных связей и взаимодействий»; Может быть дано другое, близкое по смыслу определение. 2) одно предложение с информацией о факторах социализации, опирающееся на знание курса, например: – «В качестве основных факторов социализации можно выделить биологическую наследственность, физическое окружение, и социальное окружение, пространство культуры, групповой опыт, индивидуальный опыт». 3) одно предложение, содержащее информацию, раскрывающую действие любого одного из факторов, например: «Ценностные установки, ориентации, культурные и поведенческие стандарты выступают важнейшей средой, в которой формируется личность» ИЛИ «Биологические основы социализации – природные задатки, которые в процессе взаимодействия с обществом развиваются в способности, таланты, умения и дарования личности». Могут быть составлены другие предложения о социализации.
2.5.4

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, характеризующее уровни социализации, и одно предложение, раскрывающее значение любого из агентов социализации.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социализация –процесс освоения индивидом опыта, знаний, ценностей, способов поведения, накопленных обществом; вхождение индивида в систему социальных связей и взаимодействий»; Может быть дано другое, близкое по смыслу определение. 2) одно предложение с информацией об уровнях социализации, опирающееся на знание курса, например: – «Ученые выделяют два основных уровня социализации: первичную социализацию, осуществляющуюся в детском возрасте, и вторичную социализацию или ресоциализацию, происходящую во взрослом возрасте, связанную с интеграцией человека в социальное пространство». 3) одно предложение, содержащее информацию, раскрывающую действие любого одного из агентов социализации, например: «Важнейший агент первичной социализации – семья, в которой ребенок осваивает первичные знания о мире, навыки домашнего труда, способы взаимодействия с близкими ему людьми, получает представления о добре и зле, долге, справедливости, ответственности» ИЛИ «На этапе вторичной социализации ведущий агент – школа, дающая ребенку систематизированные научные знания, прививающая навыки и умения познавательной и практической деятельности, обеспечивающая процесс освоения социальных ценностей и т.д». Могут быть составлены другие предложения о социализации.

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация индивида»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о факторах, агентах социализации, и одно предложение о специфике первичной социализации индивида.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социализация индивида – освоение человеком поведенческих стандартов, образцов, ценностей, идеалов, способов взаимодействия с обществом, накопление опыта исполнения многообразных социальных ролей»; Может быть дано другое, близкое по смыслу определение. 2) одно предложение с информацией о факторах, агентах социализации, опирающееся на знание курса, например: – «В качестве основных агентов социализации можно выделить семью, систему образования, армию, профессиональную и общественную деятельность и иные сферы, в которых реализуется деятельность человека». 3) одно предложение, содержащее информацию о специфике первичной социализации индивида, например: «В ходе первичной социализации индивид осваивает базовые социальные ценности, начальные знания о мире, овладевает трудовыми навыками в домашнем хозяйстве». Могут быть составлены другие предложения о социализации индивида.

 

Укажите любые три фактора(агента) социализации индивида, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны три факторы(агента) социализации индивида и приведены примеры, их иллюстрирующие, допустим: 1) семья (например, семья является первичной средой, в которой ребенок осваивает опыт взаимосвязи, взаимодействия с другими людьми, опыт заботы о близких, готовности отказаться от своих потребностей и нужд во имя родных людей); 2) школа (образование) (например, в школе ребенок осваивает новые социальные роли, научается получать знания, осваивает познавательные и практические навыки); 3) трудовая деятельность (например, работа. Профессиональная деятельность позволяет человеку приобрести необходимые профессиональные квалификации, умения, освоить новые роли и опыт общения, коллективной деятельности). Могут быть приведены иные верные элементы.
2.6.5

Укажите любые две особенности вторичной социализации (ресоциализации) индивида, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны две особенности вторичной социализации индивида и приведены примеры, их иллюстрирующие, допустим: 1) существенное расширение круга агентов социализации (например, школа (система образования), служба в армии, профессиональная деятельность, общественно-политическая деятельность, сообщества по увлечениям, культурным предпочтениям и т.д.); 2) изменение статуса и роли социализирующегося субъекта, его активность в избрании направлений и агентов социализации (например, сам человек принимает решение, в каком вузе обучаться, куда идти работать, выбирает круг друзей, выбирает политическую партию или общественное движение, выбирает спортивный клуб или группу по интересам, выбирает своего партнера по семейному союзу и т.д.). Могут быть приведены иные верные элементы.

 

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими.

Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социальной среды на человека. (В каждом из трех случаев назовите элемент социальной среды, а затем качества личности).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены примеры влияния социальной среды на человека, способствующего формированию личностных качеств, например: 1) семья и отношения в семье (ребенок овладевает речью под влиянием общения в семье, осваивает правила поведения, нравственные основы жизни); 2) межличностные отношения и совместная деятельность (складывание системы ценностей человека во взаимодействии с друзьями, коллегами); 3) национальные традиции, национальная культура (усвоение традиций социальной общности под влиянием участия в национальных праздниках). Могут быть названы иные качества и иные примеры влияния социального окружения.

 

Немецкий писатель и философ И.В. Гете писал: «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными».

Как в обществознании называется данный процесс? Приведите понятие, укажите любые два фактора, влияющие на протекание этого процесса и проиллюстрируйте действие одного из них на конкретном примере.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Назван процесс: - социализация; 2) Приведены факторы,один из которых проиллюстрирован примером, допустим: а) биологическая наследственность (например, у Александра врожденный безупречный слух, что помогло ему стать хорошим музыкантом); б) социальное окружение, среда (например, у Ольги благополучная любящая семья, которая уделяла много внимания воспитанию дочери, ее обучению, развивала ее способности, именно это позволило Ольге стать воспитанным и хорошо образованным человеком); в) физическая среда (например, Олег вырос в суровых климатических условиях, не лесной заимке, его отец служил егерем, мальчик с детства научился взаимодействовать с природной средой, овладел умением выживать в экстремальных условиях); г) индивидуальный опыт (например, Николай много путешествовал по разным странам) и т.д. Могут быть приведены иные формулировки.

 

Один из ученых-психологов отмечал: «Новорожденный ребенок еще не человек, а кандидат в человеки».

Приведите любые три аргумента (пояснения) приведенного суждения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены аргументы, например: 1) Новорожденный ребенок не является сформировавшейся личностью, он человеческий индивид –единичный и типичный представитель человеческого рода; 2) Новорожденный ребенок обладает задатками, врожденными основаниями для развития способностей, сформировать и развить свои способности он может только в процессе деятельности, социализации; 3) Новорожденный ребенок не имеет никаких знаний, представлений о себе, о мире, все это ему предстоит освоить в процессе жизнедеятельности; 4) Новорожденный ребенок не знает природы добра и зла, не освоил базовые человеческие ценности, для этого необходима социализация, процесс превращения индивида в личность. Могут быть приведены иные аргументы.

 

Кошки заботятся о своих котятах, защищают их от опасности, кормят, обучают поведению в природной среде.

Чем деятельность человека отличается от поведения животного? Приведите любые три сопоставления.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены сопоставления, допустим: 1) Поведение животных целесообразно, они выполняют генетически заданную программу, деятельность человека целенаправленна; 2) Животные руководствуются в своем поведении инстинктами, рефлексами, естественными потребностями, человек поступает осознанно, его мотивы выстраиваются в сложную иерархию; 3) Животное способно использовать природные материалы в своей активности, его поведение приспособительно к природной среде; человек преобразует природную среду, руководствуюсь своими потребностями, создает новое, не имеющее аналогов. Могут быть приведены иные сопоставления.

 

Прочитайте определение обществоведческого понятия: «Эмоциональное отношение человека к самому себе, своим возможностям, способностям, уровню притязаний».

Укажите это понятие. Приведите три аргумента (пояснения), раскрывающие роль данного качества в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Указано понятие: - самооценка; 2) Приведены аргументы: самооценка важна для - развития способностей в школе и выбора профиля обучения (что мне интересно, что у меня получается хорошо); - выбора профессии, принятия решения в какой институт поступать; - выбора друзей, дружеской компании (с кем мне интересно, кому может быть интересно общение со мной); - вступления в брак, обретения партнера по супружеству; - устройства на работу и принятия предложений начальства и коллег по профессиональным вопросам и т.д. Могут быть приведены иные аргументы

 

Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества. 2) Проявления человеческой природы: а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип); б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.); в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт). 3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека: а) флегматик; б) холерик; в) сангвиник; г) меланхолик. 4) Сложность человеческой сущности: а) человек как индивид; б) человек как индивидуальность; в) человек как личность. 5) Природные задатки – основа формирования способностей. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 

2.8.3

Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий. 2) Функции социализации: а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе; б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом; в) усвоение моральных ценностей и идеалов; г) освоение практических умений и навыков. 3) Уровни (этапы) социализации): а) первичная социализация; б) вторичная социализация (ресоциализация). 4) Институты (агенты) социализации: а) семья; б) ближайшее окружение; в) система образования; д) профессиональная деятельность. 5) Специфика процесса социализации в современную эпоху. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 

Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Личность в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности. 2) Свойства личности: а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох); б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий). 3) Специфические качества личности современного типа: а) готовность к инновациям; б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру; в) креативность; г) открытость, толерантное восприятие нового; д) инициативность и самодеятельность; е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе. 4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе: а) система средств массовой коммуникации; б) возросшие информационные потоки; в) изменившийся характер образования и труда; г) интенсификация общения в сетевом сообществе. 5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: