ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО
ОБЩЕСТВА.
1. Предмет, задачи и значение науки о первобытном обществе.
2. Археологические источники по ИПО.
3. Антропологические источники по ИПО.
4. Этнографические источники по ИПО.
5. Письменные и лингвистические источники по ИПО.
6. Периодизация ИПО и ее проблемы.
Литература
1. Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. – Н. Новгород,
2002.
2. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) //
ВИ. 1980. № 3.
3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1999 и др.
издания.
Занятие № 2
ИСТОРИОГРАФИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ.
1. История изучения первобытного общества в древности и средневековье.
2. Представления о первобытном обществе в период Возрождения и
Просвещения.
3. Развитие науки о первобытном обществе в XIX в.
4. Г. Морган и его вклад в изучение первобытного общества.
5. Исследования первобытного общества в России в XIX-XX вв.
6. Наука о первобытном обществе в ХХ в.: новые открытия и концепции.
Литература
1. Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. – Н. Новгород,
2002.
2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. –
М.,1990.
3. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 1989.
4. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1999 и др.
издания.
Занятие № 3
АНТРОПОГЕНЕЗ.
1. Проблема происхождения и критерии человека.
2. Австралопитековые.
3. Homo habilis и его место в антропогенезе.
4. Архантропы, их разновидности.
5. Палеоантропы, их разновидности.
6. Проблема происхождения Homo sapiens sapiens.
7. Неоантропы как завершающая стадия антропогенеза.
Литература
1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы
антропосоциогенеза. - М.,1983. - С.188-292 (особенно с.218-219).
2. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.,1984. - С.78-224, 288-346.
3. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. -
Прага,1982.
4. Ларичев В.Е. Сад Эдема. - М.,1981.
5. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (разл.
изд.).
6. Ярошевский Т.М. Философские проблемы антропогенеза // Вопросы
философии. 1975. № 7.
Занятие № 4
СОЦИОГЕНЕЗ. РОДОВАЯ ОБЩИНА.
1. Социогенез и его проблемы.
2. Праобщина – первая форма организации первобытного общества.
3. Раннепервобытная родовая община.
4. Брак и семья в раннепервобытной родовой общине.
5. Возникновение и развитие родо-племенной организации.
6. Проблемы матриархата и патриархата в первобытном обществе.
Литература
1. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. -
М.,1986.
2. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. - М.,1955.
3. Морган Л.Г. Древнее общество. - Л.,1989.
4. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М.,1974.
5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.,1989.
6. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.,1990.
7. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М.,1980.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //
Маркс, Энгельс. Собрание сочинений. - Т.21. - С.95-122, 150-167.
Занятие № 5
ГЕНЕЗИС И ФОРМЫПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ.
1. Духовный мир и изобразительное искусство верхнепалеолитических людей.
2. Время и причины зарождения древнейших религиозных представлений.
3. Тотемизм. Фетишизм.
4. Анимизм.
5. Магия.
Литература
1. Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. – Н. Новгород,
2002.
2. Тайлор Э. Первобытная культура. – М.,1989.
3. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.,1990.
4. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. – М.,1969.
5. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М., 2000.
6. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – М., 1999.
7. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М.,1980.
8. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. – М., 1966.
Занятие № 6
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
1. Неолитическая революция и ее значение для развития первобытного общества.
2. Экономика первобытного общества.
3. Первобытное земледелие.
4. Первобытное скотоводство.
5. Позднепервобытная родовая община.
6. Брак и семья в позднепервобытной родовой общине.
Литература
1. Семенов С.А. Происхождение земледелия. - Л.,1974.
2. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. - М.,1980.
3. Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. – М.,1989.
4. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. – М., 1952.
5. Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. – Н. Новгород,
2002.
6. Салинз М. Экономика каменного века. – М., 2000.
Занятие № 7
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЛИТОГЕНЕЗА.
1. Возникновение и этапы развития соседской первобытной общины.
2. Типы хозяйственной деятельности.
3. Становление имущественного неравенства в первобытном обществе.
4. Социальное неравенство в первобытном обществе. Ранняя социальная
стратификация.
5. Брак и семья в период разложения первобытного общества.
6. Религиозные культы эпохи разложения первобытного общества.
Литература
1. Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. – Н. Новгород,
2002.
2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. –
М.,1990.
3. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. – М., 1992 (гл. 1).
4. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1999 и др.
издания.
Занятие № 8
НА ПОРОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
1. Военная демократия (вождество) - первая политическая организация общества.
Инструменты и механизм власти вождей.
2. Возникновение «сословий» (старейшины, жрецы, воины). Роль собственности
в углублении стратификации. Типы стратификации.
3. Задачи рождающейся государственности: организация общественного
производства и обороны, организация взаимоотношений внутри общества между
различными социальными стратами.
4. Важнейшие научные теории политогенеза: марксистская (классовая), технико-
экономическая (и ее вариант - гидравлическая), теория насилия.
Литература
1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. - М.,1988. - С.5-
269.
2. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.,1984. - С.384-444.
3. Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. - М.,1974. - С.309-330.
4. Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. – Н. Новгород,
2002.
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. –
М.,1990.
6. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. – М., 1992 (гл. 1).
Занятие № 9
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (ДОКЛАДЫ)
Примерные темы
1. Первобытная эпоха в зеркале художественной литературы.
2. Кто создал человека (научные и религиозные концепции антропогенеза).
3. Религия в первобытном обществе.
4. Повседневная жизнь первобытных охотников.
5. Повседневная жизнь первобытных земледельцев.
Литература
Вся литература из рекомендованного списка.
Методические указания
Подготовку к занятиям необходимо начать с прочтения необходимых разделов
учебника (это делается к каждому занятию и далее специально не оговаривается) и
ознакомления с предложенной литературой. Литературу нужно просмотреть, наиболее
важные места внимательно прочесть и законспектировать.
Особое внимание нужно обратить на проблемы выделения человека из
животного мира. Нужно ознакомиться с эволюцией различных видов древнейших
людей, определить общие причины эволюции. Выписать в тетрадь перечень форм
архантропов. Осветить философские аспекты антропогенеза: естественно-научный и
религиозный. Охарактеризовать главные предпосылки становления человеческого
общества: орудийную деятельность и язык. Выяснить основные научные взгляды по
вопросу о происхождении рас. Обсудить проблему предела биологической эволюции
человека.
Признаки рода удобнее всего изложить по работе Ф. Энгельса, а дополнить
ответ - по материалам других книг.
Основное внимание уделить причинам оформления социальной организации,
механизму функционирования родовой организации. Обратить внимание на
пережитки рода в историческую эпоху. По вопросу о происхождении семьи отметить
неоднозначность современных представлений о ходе этого процесса.
Особенно важен вопрос о первобытной культуре и религии. Уточнить понятия
«материальная» и «духовная» культура. Выяснить основные причины появления
духовной культуры в первобытную эпоху. Отметить роль религии как первой формы
самосознания человека и его места в мире. Систематизировать формы первобытной
религии. Обратить внимание на связь форм материальной и духовной культуры,
взаимозависимость уровня развития производительных сил и социальной организации.
Необходимо рассмотреть экономические предпосылки политогенеза. Установить
взаимосвязь экономических и социальных изменений в обществе в эпоху неолита.
Студенту нужно попытаться разобраться, почему только некоторые племена стали
пастушескими, и отчего скот сравнительно быстро перешел в собственность
отдельных семей, а также какие виды земель и почему первыми переходят в частную
собственность, каковы характерные признаки собственности на землю.
Установить причины того, почему в эпоху политогенеза резко усиливается
значение войн. Почему для создания авторитета своей власти вожди периодически
устраивали «потлач» - угощение сородичей?
Выявить критерии выделения социальных страт (слоев), установить характер
отношений между ними.
В заключение необходимо рассмотреть историографические аспекты проблемы
политогенеза и дать их компаративную (сравнительную) характеристику.__