Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Последняя (ст. 100) устанавливает, что палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода «ограничителя» по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Выборы Государственной Думы производятся по смешанной избирательной системе, когда половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая — на основе пропорциональной системы.
В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[1] от 24 июня 1999 г. В соответствии с законом депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным.
Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное - в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан:
- не имеют избирать и быть избранными гражданеРФ, признанные судом недееспособными;
- граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избирательное законодательство зарубежных стран знает и иные ограничения избирательного права. Так, избирательная система Индии предусматривает, что депутатами Парламента не могут быть душевнобольные (признанные таковыми в судебном порядке), несостоятельные должники, а также лица, не являющиеся гражданами Индии или дисквалифицированные на основании акта, изданного Парламентом.
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов должен быть не менее четырех месяцев. К примеру, выборы депутатов Государственной Думы третьего созыва были назначены Президентом РФ 9 августа 1999 г. и проводились в воскресенье 19 декабря 1999 г.
Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей, в которых меньше единой нормы представительства. В таких субъектах Федерации образуется по одному избирательному округу. Указанное положение призвано гарантировать представительство в Государственной Думе субъектам Российской Федерации с малочисленным населением.
Если отказаться от этого положения, то проведение выборов в Государственную Думу на основе единой нормы представительства привело бы к тому, то субъекты Российской Федерации с малочисленным населением не были представлены в этой палате парламента. В результате под вопрос были бы поставлены принцип равноправия субъектов Российской Федерации.
Вторая половина Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение вправе выдвигать в одном избирательном не более одного кандидата.
Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотирования на выборы по федеральному избирательному округу так же выдвигается избирательным объединением на съезде (конференции) избирательного объединения. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов также принимается тайным голосованием.
Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по федеральному списку, не может превышать 270 человек.
Новеллой действующего избирательного законодательства является избирательный залог, который вносится на специальный счет в соответствующем филиале Сберегательного банка России. Внесение избирательного залога позволяет избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату не производить сбор подписей избирателей.
Избирательный залог для кандидата равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов. Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока равен умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда.
При этом избирательный залог вносится исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5% голосов избирателей, либо был избран, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3% голосов, избирательный залог возвращается внесшим его лицам или организациям. В иных случаях избирательный залог не подлежит возврату.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избирателей победившим считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Избирательное объединение, избирательный блок, за федеральный список кандидатов, каждого из которых подано, пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получают депутатские мандаты, число которых определяется по специальной методике пропорционального распределения депутатских мандатов. Суть ее состоит в следующем.
Избирательные объединения, избирательные блоки, списки кандидатов которых получили менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются.
Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства, предусмотрен в законодательстве ряда стран со смешанной избирательной системой. Такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.
Избирательные объединения, избирательные блоки, преодолевшие пятипроцентный барьер, получают (путем распределения между ними) не только мандаты, которые при отсутствии этого барьера они имели бы наряду со всеми объединениями, участвовавшими в выборах, пропорционально количеству поданных за них голосов, но и остальные мандаты, которые причитались бы другим объединениям в случае пропорционального распределения при отсутствии процентного барьера, то есть в конечном итоге получают все мандаты по федеральному избирательному округу.
Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. развил и дополнил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации.
Законом предусмотрено, что:
- в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по оному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. При этом указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта РФ вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта РФ.
Ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания». Более подробные и развернутые положения и нормы относительно статуса, в частности, порядка образования и системы комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации содержатся в регламентах указанных палат.
Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
в) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;
д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
ж) решают вопросы организации своей деятельности.
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. В Государственной Думе третьего созыва образованы следующие комитеты:
1) по законодательству;
2) по государственному строительству;
3) по труду и социальной политике;
4) по делам ветеранов;
5) по охране здоровья и спорту;
6) по образованию и науке;
7) по делам женщин, семьи и молодежи;
8) по бюджету и налогам;
9) по кредитным организациям и финансовым рынкам;
10) по экономической политике и предпринимательству;
11) по собственности;
12) по аграрным вопросам;
13) по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
14) по природным ресурсам и природопользованию;
15) по экологии;
16) по обороне;
17) по безопасности;
18) по международным делам;
19) по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
20) по делам национальностей;
21) по делам Федерации и региональной политике;
22) по вопросам местного самоуправления;
23) по делам общественных объединений и религиозных организаций;
24) по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
25) по информационной политике;
26) по культуре и туризму;
27) по проблемам Севера и Дальнего Востока;
28) по энергетике, транспорту и связи.
Помимо Мандатной комиссии, действующей в течение всего срока полномочий Государственной Думы, в Государственной Думе третьего созыва были образованы следующие постоянно действующие комиссии:
1) по государственному долгу и зарубежным активам;
2) по борьбе с коррупцией;
3) по защите прав инвесторов;
4) по этике;
5)по изучению практики применения избирательного законодательства РФ при подготовке и проведении выборов и референдумов в РФ;
6) по содействию нормализации общественно-политической и социально-экономической обстановки и соблюдению прав человека в Чеченской Республике;
7) по проблемам устойчивого развития;
8) по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи;
9) по развитию ипотечного кредитования;
10) по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье;
11) по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции;
12) по геополитике;
13) по вопросам выполнения Договора между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. (Договор по ПРО), Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и заключения Договора СНВ-3;
14) по рассмотрению расходов федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности;
15) по проблемам разрешения трудовых споров и конфликтов на предприятиях.
Как и во многих парламентах мира, при формировании комитетов и комиссий Государственной Думой учитывается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.
Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. В них могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в состав данного комитета, комиссии. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти.
На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия может создавать рабочие группы из числа членов данных комитетов, комиссий, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций.
Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.
Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по делам Содружества Независимых Государств; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.
Комитеты Совета Федерации, являясь постоянно действующими органами палаты:
а) подготавливают заключения по проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;
б) готовят предложения по нормативным правовым актам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентским Комитетам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации;
в) разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов;
г) организуют проведение парламентских слушаний;
д) решают вопросы организации своей работы и деятельности палаты;
е) рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации.
Отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из перечисленных комитетов Совета Федерации. Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить члены комитетов Совета Федерации.
Численный состав каждого комитета определяется палатой; при этом в состав комитета Совета Федерации должно входить не менее 8 членов палаты. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Вопрос о характере и оптимальности внутренней организации каждой из палат Федерального Собрания во многом обусловливает эффективность их деятельности по реализации, предоставленной палатам компетенции. Что касается непосредственной внутренней организации палат Федерального Собрания, то Конституция Российской Федерации содержит следующие важнейшие положения и нормы:
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседает раздельно, что обеспечивает самостоятельность, автономию в обсуждении и решении подведомственных каждой палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолированности палат друг от друга. В особенности это касается законодательной деятельности Федерального Собрания.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы предыдущего созыва.
4. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открывши. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
5. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
6. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
7. Каждая из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В регламентах, которые являются развернутыми сводами правил, норм организации деятельности палат, подробно и всесторонне регулируются порядок организации палат, статус их руководителей, процедура организации работы заседаний палаты и многие другие внутриорганизационные вопросы.
Совет Федерации.
Организация деятельности этой палаты строится на основе Конституции РФ и Регламента Совета Федерации и основывается на принципах коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.
Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его руководство, а именно Председатель Совета Федерации и его заместители. Следует отметить, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации, при этом каждый парламентарий вправе предложить только одну кандидатуру.
Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации.
Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по его поручению имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, вручать награжденным Почетную грамоту Совета Федерации, организуют взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации, осуществляют контроль за исполнением решений Совета Федерации, принимаемых по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.
Председатель Совета Федерации, его заместитель может быть освобожден от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Необходимость более четкого и оперативного решения текущих проблем в деятельности Совета Федерации привела к тому, что Совет Федерации принял решение о создании Совета палаты, компетенция которого во многом схожа с компетенцией Совета Государственной Думы.
Совет палаты образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, и является постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.
В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам.
Председательствует на заседаниях Совета палаты Председатель Совета Федерации или один из его заместителей.
Как уже отмечалось, заседания Совета Федерации проходят в открытом режиме, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек.
Помимо этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации могут созываться внеочередные заседания палаты. Предложение комитета Совета Федерации или субъектов Российской Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:
а) послания и обращения Президента РФ;
б) поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации;
в) проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ;
г) предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;
д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ;
е) федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.
На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность, выступления в прениях, выступление члена Совета Федерации с заявлением, обращением, выступление по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация.
Государственная Дума.
Правовые основы организации деятельности другой палаты Государственной Думы не менее развернуты и также достаточно конкретны. В первую очередь выделим основополагающие моменты и правовые нормы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения). Депутатские объединения проводят заседания, на которых принимаются решения по стратегическим и тактическим вопросам, о том, как, в частности, голосовать по тому или иному законопроекту.
Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавшим оставаться в работе данного депутатского объединения. Фракции подлежат регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо вышедшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Вместе с тем, предусматривается, что депутатские объединения должны информировать Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.
Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать как депутатские объединения, так и депутаты Государственной Думы.
В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.
Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы, при этом кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены депутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.
Председатель Государственной Думы в соответствии со своими полномочиями:
а) ведет заседания палаты;
б) ведет вопросами внутреннего распорядка палаты;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой РФ, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями и т.д.
Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию.
Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты.
Совет Государственной Думы. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов Государственной Думы по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы, при этом представители депутатских объединений имеют право решающего голоса.
Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы или его заместители.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
а) полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе;
б) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.
Каждая из палат имеет свой Аппарат основными задачами которого, являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное и иное обеспечение их деятельности.