Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования, организация и деятельность.




Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле­нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе­дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне­ния и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Последняя (ст. 100) устанавливает, что палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руко­водителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода «ограничителя» по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить воз­можность установления в Российской Федерации «тирании большин­ства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Выборы Государственной Думы производятся по смешанной избиратель­ной системе, когда половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая — на основе пропорциональной системы.

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации»[1] от 24 июня 1999 г. В соответ­ствии с законом депутаты Государственной Думы избираются гражданами Рос­сийской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добро­вольным.

Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное - в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граж­дан:

- не имеют избирать и быть избранными гражданеРФ, признанные судом недееспособными;

- граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное законодательство зарубежных стран знает и иные ограничения избирательного права. Так, избирательная система Индии предус­матривает, что депутатами Парламента не могут быть душевнобольные (при­знанные таковыми в судебном порядке), несостоятельные должники, а также лица, не являющиеся гражданами Индии или дисквалифицированные на ос­новании акта, изданного Парламентом.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Прези­дент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения консти­туционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов должен быть не менее четырех месяцев. К примеру, выборы депутатов Государственной Думы третьего созыва были назначены Президентом РФ 9 августа 1999 г. и проводились в воскресенье 19 декабря 1999 г.

Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе еди­ной нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Рос­сийской Федерации, число избирателей, в которых меньше единой нормы пред­ставительства. В таких субъектах Федерации образуется по одному избиратель­ному округу. Указанное положение призвано гарантировать представительство в Государственной Думе субъектам Российской Федерации с малочисленным населением.

Если отказаться от этого положения, то проведение выборов в Государ­ственную Думу на основе единой нормы представительства привело бы к тому, то субъекты Российской Федерации с малочисленным населением не были представлены в этой палате парламента. В результате под вопрос были бы поставлены принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Вторая половина Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указани­ем избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение вправе выдвигать в одном избирательном не более одного кандидата.

Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для бал­лотирования на выборы по федеральному избирательному округу так же выд­вигается избирательным объединением на съезде (конференции) избиратель­ного объединения. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов также принимается тайным голосованием.

Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по федеральному списку, не может превышать 270 человек.

Новеллой действующего избирательного законодательства является избира­тельный залог, который вносится на специальный счет в соответствующем филиале Сберегательного банка России. Внесение избирательного залога по­зволяет избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату не производить сбор подписей избирателей.

Избирательный залог для кандидата равен умноженному в тысячу раз мини­мальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов. Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока равен умножен­ному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда.

При этом избирательный залог вносится исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5% голосов избирателей, либо был избран, а федеральный список кан­дидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3% голосов, избирательный залог возвращается внесшим его лицам или организациям. В иных случаях избира­тельный залог не подлежит возврату.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кан­дидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, приняв­ших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами го­лосов избирателей победившим считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Избирательное объединение, избирательный блок, за федеральный спи­сок кандидатов, каждого из которых подано, пять и более процентов голо­сов избирателей, принявших участие в голосовании, получают депутатс­кие мандаты, число которых определяется по специальной методике про­порционального распределения депутатских мандатов. Суть ее состоит в следующем.

Избирательные объединения, избирательные блоки, списки кандидатов которых получили менее пяти процентов голосов избирателей, принявших уча­стие в голосовании, из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются.

Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означаю­щий некоторое ограничение пропорциональности представительства, пре­дусмотрен в законодательстве ряда стран со смешанной избирательной сис­темой. Такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может приве­сти пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парла­мента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

Избирательные объединения, избирательные блоки, преодолевшие пяти­процентный барьер, получают (путем распределения между ними) не только мандаты, которые при отсутствии этого барьера они имели бы наряду со всеми объединениями, участвовавшими в выборах, пропорционально количеству поданных за них голосов, но и остальные мандаты, которые причитались бы другим объединениям в случае пропорционального распределения при отсут­ствии процентного барьера, то есть в конечном итоге получают все мандаты по федеральному избирательному округу.

Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Сове­та Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федераций Феде­рального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. развил и допол­нил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации.

Законом предусмотрено, что:

- в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по оному от законодательного (представительного) и ис­полнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

- членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законода­тельным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (пред­ставительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий од­нократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представите­ля в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта РФ оформляется ука­зом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. При этом указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполни­тельного органа субъекта РФ вступает в силу, если на очередном или внеочеред­ном заседании законодательного (представительного) органа субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного пред­ставителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта РФ.

Ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Совет Федера­ции и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания». Более подробные и раз­вернутые положения и нормы относительно статуса, в частности, порядка об­разования и системы комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации содержатся в регламентах указанных палат.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их под­готовку к рассмотрению Государственной Думой;

б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

в) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государ­ственной Думы в Конституционный Суд РФ;

д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

ж) решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ог­раничена определенным сроком или конкретной задачей. В Государственной Думе третьего созыва образованы следующие комитеты:

1) по законодательству;

2) по государственному строительству;

3) по труду и социальной политике;

4) по делам ветеранов;

5) по охране здоровья и спорту;

6) по образованию и науке;

7) по делам женщин, семьи и молодежи;

8) по бюджету и налогам;

9) по кредитным организациям и финансовым рынкам;

10) по экономической политике и предпринимательству;

11) по собственности;

12) по аграрным вопросам;

13) по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

14) по природным ресурсам и природопользованию;

15) по экологии;

16) по обороне;

17) по безопасности;

18) по международным делам;

19) по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечествен­никами;

20) по делам национальностей;

21) по делам Федерации и региональной политике;

22) по вопросам местного самоуправления;

23) по делам общественных объединений и религиозных организаций;

24) по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

25) по информационной политике;

26) по культуре и туризму;

27) по проблемам Севера и Дальнего Востока;

28) по энергетике, транспорту и связи.

Помимо Мандатной комиссии, действующей в течение всего срока полно­мочий Государственной Думы, в Государственной Думе третьего созыва были образованы следующие постоянно действующие комиссии:

1) по государственному долгу и зарубежным активам;

2) по борьбе с коррупцией;

3) по защите прав инвесторов;

4) по этике;

5)по изучению практики применения избирательного законодательства РФ при подготовке и проведении выборов и референдумов в РФ;

6) по содействию нормализации общественно-политической и социально-экономической обстановки и соблюдению прав человека в Чеченской Республике;

7) по проблемам устойчивого развития;

8) по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркома­нии среди несовершеннолетних и молодежи;

9) по развитию ипотечного кредитования;

10) по содействию в урегулировании политической и экономической ситуа­ции в Приднестровье;

11) по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции;

12) по геополитике;

13) по вопросам выполнения Договора между РФ и США о дальнейшем со­кращении и ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. (Договор по ПРО), Договоре о всеобъемлющем запрещении ядер­ных испытаний (ДВЗЯИ) и заключения Договора СНВ-3;

14) по рассмотрению расходов федерального бюджета, связанных с обеспе­чением обороны страны, безопасности государства и правоохранитель­ной деятельности;

15) по проблемам разрешения трудовых споров и конфликтов на предприя­тиях.

Как и во многих парламентах мира, при формировании комитетов и комис­сий Государственной Думой учитывается принцип пропорционального пред­ставительства депутатских объединений.

Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Го­сударственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.

Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует бо­лее половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания прово­дятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. В них могут прини­мать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в состав данного комитета, комиссии. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Го­сударственной Думе, представители субъектов права законодательной иници­ативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, ко­миссии, а также могут присутствовать статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти.

На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а так­же представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Для подготовки отдельных воп­росов комитет, комиссия может создавать рабочие группы из числа членов данных комитетов, комиссий, других депутатов Государственной Думы, пред­ставителей государственных органов и иных организаций.

Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует коми­теты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации доста­точно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.

Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному за­конодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому валютному и тамо­женному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по делам Содружества Независимых Государств; по аграрной поли­тике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по де­лам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.

Комитеты Совета Федерации, являясь постоянно действующими органами палаты:

а) подготавливают заключения по проектам законов Российской Федера­ции о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Го­сударственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

б) готовят предложения по нормативным правовым актам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Со­дружества Независимых Государств, Межпарламентским Комитетам Респуб­лики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации;

в) разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и про­екты иных правовых актов;

г) организуют проведение парламентских слушаний;

д) решают вопросы организации своей работы и деятельности палаты;

е) рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящи­еся к ведению Совета Федерации.

Отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из пере­численных комитетов Совета Федерации. Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить члены комитетов Совета Федерации.

Численный состав каждого комитета определяется палатой; при этом в со­став комитета Совета Федерации должно входить не менее 8 членов палаты. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Вопрос о характере и оптимальности внутренней организации каждой из палат Федерального Собрания во многом обусловливает эффективность их де­ятельности по реализации, предоставленной палатам компетенции. Что касается непосредственной внутренней организации палат Федераль­ного Собрания, то Конституция Российской Федерации содержит следующие важнейшие положения и нормы:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседает раздельно, что обеспе­чивает самостоятельность, автономию в обсуждении и решении подведомствен­ных каждой палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолиро­ванности палат друг от друга. В особенности это касается законодательной дея­тельности Федерального Собрания.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекра­щаются полномочия Государственной Думы предыдущего созыва.

4. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются откры­вши. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

5. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Феде­рации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

6. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комис­сии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

7. Каждая из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутренне­го распорядка своей деятельности. В регламентах, которые являются разверну­тыми сводами правил, норм организации деятельности палат, подробно и все­сторонне регулируются порядок организации палат, статус их руководителей, процедура организации работы заседаний палаты и многие другие внутриорганизационные вопросы.

Совет Федерации.

Организация деятельности этой палаты строится на осно­ве Конституции РФ и Регламента Совета Федерации и основывается на прин­ципах коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.

Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его руководство, а именно Председатель Совета Федерации и его заместители. Следует отметить, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации, при этом каждый парламентарий вправе предло­жить только одну кандидатуру.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председа­теля совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее за­конодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации.

Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Со­вета Федерации в его отсутствие, по его поручению имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, вручать награжденным Почет­ную грамоту Совета Федерации, организуют взаимодействие комитетов, ко­миссий Совета Федерации, осуществляют контроль за исполнением решений Совета Федерации, принимаемых по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

Председатель Совета Федерации, его заместитель может быть освобожден от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимае­мого большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Со­вета Федерации.

Необходимость более четкого и оперативного решения текущих проблем в деятельности Совета Федерации привела к тому, что Совет Федерации принял решение о создании Совета палаты, компетенция которого во многом схожа с компетенцией Совета Государственной Думы.

Совет палаты образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, и является постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.

В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его замес­тители, председатели комитетов и Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам.

Председательствует на заседаниях Совета палаты Председатель Совета Фе­дерации или один из его заместителей.

Как уже отмечалось, заседания Совета Федерации проходят в открытом ре­жиме, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседа­ния, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации числен­ностью не менее 30 человек.

Помимо этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Фе­дерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитета Со­вета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложе­нию не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации могут созываться внеочередные заседания палаты. Предложение комитета Совета Федерации или субъектов Российской Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

а) послания и обращения Президента РФ;

б) поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституци­онных законов, одобренные Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотре­нию Советом Федерации;

в) проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ;

г) предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;

д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституци­онный Суд РФ;

е) федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопро­сам ратификации и денонсации международных договоров Российской Фе­дерации.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кан­дидата на выборную (назначаемую) должность, выступления в прениях, выс­тупление члена Совета Федерации с заявлением, обращением, выступление по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация.

Государственная Дума.

Правовые основы организации деятельности другой палаты Государствен­ной Думы не менее развернуты и также достаточно конкретны. В первую очередь выделим основополагающие моменты и правовые нормы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах полити­ческого многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения). Депутатские объединения проводят заседания, на которых при­нимаются решения по стратегическим и тактическим вопросам, о том, как, в частности, голосовать по тому или иному законопроекту.

Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавшим оставаться в работе данного депутатского объединения. Фракции подлежат регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские груп­пы численностью не менее 35 депутатов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо вышедшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Вместе с тем, предусматривается, что депутатские объединения должны информировать Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.

Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении от­крытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выд­вигать как депутатские объединения, так и депутаты Государственной Думы.

В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выд­винуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандида­там, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Госу­дарственной Думы может голосовать только за одного кандидата.

Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председа­теля Государственной Думы, при этом кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объедине­ния, депутаты Государственной Думы. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Госу­дарственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены депутатскими объе­динениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кан­дидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосо­вание по списку в целом.

Председатель Государственной Думы в соответствии со своими полномочи­ями:

а) ведет заседания палаты;

б) ведет вопросами внутреннего распорядка палаты;

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государствен­ной Думы;

д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Ап­парата Государственной Думы;

е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центральным банком РФ, Упол­номоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной пала­той РФ, с общественными объединениями, другими организациями и долж­ностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высши­ми должностными лицами иностранных государств и международными орга­низациями и т.д.

Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности па­латы за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию.

Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государ­ственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комите­тов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты.

Совет Государственной Думы. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав вхо­дят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объедине­ний с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы уча­ствуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государ­ственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы пред­седательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депу­татских объединений и председателей комитетов Государственной Думы по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы, при этом предста­вители депутатских объединений имеют право решающего голоса.

Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Предсе­датель Государственной Думы или его заместители.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:

а) полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в Госу­дарственной Думе;

б) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законо­проектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициа­тивы.

Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Каждая из палат имеет свой Аппарат основными задачами которого, являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное и иное обеспечение их деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: