История становления, социальные функции и современное состояние системы специального образования детей в России.




Для России проблема образования детей с особыми образовательными нуждами (с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, нуждающиеся в специальных условиях социализации и образования) острая и масштабная.

Причины увеличения количества таких детей:

1. Негативные тенденции развития социально-экономической сферы (безработица, низкие зарплаты, снижение уровня потребительской корзины).

2. За последние 30 лет сильно размыты границы между нормой и аномалией. Образовался очень большой пограничный слой детей с так называемыми невыраженными или неявно выраженными отклонениями.

З. Наука дефектология продолжает работать на углубление дифференциации, с целью все более точно описать, отделить различные виды нарушений, их классифицировать, систематизировать. Таким образом, акцент перенесен на диагностику, а не на коррекцию дефекта.

4. В России до сих пор система специального образования и общего почти не взаимодействуют.

5. Педагоги общеобразовательных школ больше ориентированы не на решение собственно педагогических задач (развитие ребенка, формирование позитивного восприятия себя и мира, социализация), а на обучение, передачу ЗУНов. Отсюда — слабых просто отбраковывают как неуспевающих, неспособных учиться.

6. Система общего образования резко ограничивает образовательные возможности детей еще и из-за Госстандарта, т.к. он единый для всех и если ребенок с ним не справляется, то аттестата ему не видать.

Становление системы специального образования детей в России.

Эволюция отношения общества и государства к аномальным детям может быть охарактеризована от нетерпимости, агрессивности до осознания необходимости их защиты, до признания их прав на равную жизнь в обществе.

о принятия Христианства отношение к детям у родителей было как к своей собственности. Они могли распоряжаться судьбой ребенка, а ребенок-калека воспринимался как обуза.

С конца 10 века — принятие Христианства и возникновение первых монастырских приютов — осмысление идеи милосердного отношения к убогим и калекам. Распространение церковных требований раздачи милостыни, обязательного отклика на нужды таких детей (кров, еда, приют и т.д.).

Церковью был объявлен тяжелый грех — нанесение обиды и вреда таким людям. Но их не признавали полноценными гражданами. Церковь объявляла милосердное отношение к ним как способ спасения собственной души.

С принятия Христианства начинается период гуманного отношения к таким детям — до начала 18 века. С начала 18 века выходят государственные указы Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами, указы об открытии церковных приютов и госпиталей для оказания помощи сиротам, нищим и убогим. В эпоху Екатерины II создавались общественные приюты для детей с физическими недостатками (глухих, слепых, калек).

В середине 18 века — переосмысление отношения к таким детям с точки зрения реализации их прав на активную и самостоятельную жизнь. Идея о возможности их подготовки к полноценной жизни в обществе через обучение ремеслу. Это касалось в основном детей с сенсорными нарушениями (слепые, глухие).

При поддержке Марии Федоровны (жены Павла 1) в 1806 году создаются первые опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, т.е. было положено начало государственной системы специального образования.

В 19 веке — создание в России национальной системы специального обучения. Ее своеобразие в том, что она начала складываться в монархической России (Екатерина II, Мария Федоровна), а в 20 веке произошли существенные ее изменения под влиянием Октябрьской и Февральской революций (1917 г.). В результате эта система начала строиться на других этических основаниях. В монархической России:

христианские традиции, личное милосердие. После революции: идеологизированное, политически окрашенное содержание всех указов, реформ.

В 20-е годы 20 века — развитие системы специального образования: осознание необходимости работы не только с детьми, имеющими сенсорные нарушения, но и с другими категориями аномальных детей, создаются новые типы спецшкол. Начало этому положено специальным постановлением 1925 года «О введении всеобщего начального обучения» всех детей без исключения.

1926 г. — постановление “Об учреждениях для глухонемьих, слепых, умственно отсталых детей и подростков”.

1927 г. — постановление порядке введения всеобуча”, постановление “О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению глухонемых, слепых, умственно отсталых детей и подростков”.

Увеличилось количество спецшкол, количество их типов — с 3-х до 8-ми типов. А типов программ увеличилось до 15. для этих категорий лиц открывались специальные группы в дошкольных и внешкольньих учреждениях, специальные техникумы и даже группы в ВУЗах.

В первой трети 20 века в России — широкое распространение педологии. В центре ее внимания — психическое и физическое развитие ребенка. Активное исследование проблем обучения и воспитания “исключительных детей”: одаренных, «трудных в воспитательном отношении», «дефективных», калек. Один из исследователей — В.П.Кащенко. В основе его воспитательной системы лежали гуманистические принципы:

1. Глубокая вера в духовные и физические возможности ребенка.

2. Направленность воспитания на адаптацию исключительных детей к условиям жизни, чтоб сделать их полноценными членами общества.

3. Формирование у таких детей ощущения собственной полезности и значимости.

Такие дети требуют особого внимания, не ребенок должен приспосабливаться к программе обучения, а программы и методики должны быть приспособлены к нему.

Отражение идей специального образования в исследованиях отечественных педагогов, ученых.

В 20-е годы Кащенко выдвинул идею, что коррекция недостатков развития личности в процессе ее становления, - это проблема высокой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики (например, принимать специальные законы). Кащенко вводит термин “исключительный ребенок” (вместо «дефективный»). Разработал научные основы воспитания детей с отклонениями в развитии на базе знаний психологии, физиологии, педагогики и патопсихологии.

Главная идея педагогической концепции Кащенко — ребенка нужно подвести к пониманию и принятию своего «Я», привлечь его к созиданию своей личности, к осознанной заботе о душевном, физическом и нравственном росте (т.е. концепция самопомощи, саморазвития). Необходимо работать с ребенком природосообразно, школьное обучение и воспитание должны соответствовать основным потребностям, запросам, возможностям личности. Педагоги, которые работают с такими детьми, должны уметь формировать и поддерживать в детях лучшие, высокие человеческие потребности, предлагать ребенку познавать мир в деятельности, учить так, чтобы ребенок испытывал радость, подчиняя природный материал своей воле. Т.е. субъектная позиция ребенка.

Именно такое социально-педагогическое влияние должно быть в учреждениях специального образования, т.к. только оно может обеспечить реабилитацию в логике концепции самопомощи и саморазвития. Внимание уделяется и взаимоотношениям педагога и воспитанника: уважение к личности ребенка, апелляция к разуму и чувствам, воспитание чувства собственного достоинства в ребенке, уважение к себе. Только тогда ребенок будет способен уважать других.

В начале 20 века в России проводились исследования в рамках психологии, физиологии. Изучались вопросы индивидуального подхода к “исключительным” детям. Труды П.П.Блонского, А.Ф.Лазурского, В.Н.Сороко-Росинского. В.Н.Сороко-Росинский выступал против термина «морально и психически дефективные дети». Он предлагал вместо перечисления дефектов с точки зрения статистики искать пути их компенсации. Окружающая среда порождает моральные и психические потрясения, которые провоцируют, усиливают детское нездоровье. В основу своей теории Сороко-Росинский кладет идею умело направляемых импульсов, которые привносятся педагогами в школьную среду. Под влиянием этих импульсов включается самопознание, личностное развитие ребенка.

Во второй половине 30-х годов требование изучать ребенка целостно подвергается критике. Большую популярность приобретает “поведенческая теория”, основанная на идее рефлексов. Разрабатывалась рефлексологическая концепция воспитания, которая объясняла поведение ребенка условными и безусловными рефлексами, элементарными реакциями. Это было заложено в программу педагогических ВУЗов при подготовке учителей. При этом были не увязаны между собой исследования физиологии высшей нервной деятельности и психической деятельности человека.

Начала складываться биогенетическая теория, учитывающая генетические факторы в развитии детей (например, преступность, неуспеваемость и т.д. имеют наследственную предрасположенность). Но она не смогла до конца сформулировать свои концептуальные позиции, т.к. в 1936 г. начались преследования. После 1936 года появился запрет на изучение “исключительных” детей, т.е. на учет их индивидуальных особенностей.

Цели образования начинают определяться с идеологических позиций — задача формирования нового человека со стандартным набором качеств, модель строителя светлого будущего, нового общества. для тех детей, которые не годились для массовой системы, организовывалась закрытая система специального образования. Общество и государство признают необходимость охвата всех категорий аномальных детей в системе специального образования.

Начинается практика углубленной диагностики, формируется группа узких специалистов высочайшего профессионального уровня, накапливается опыт организационной, медицинской, психолого-педагогической работы с детьми в специальных учреждениях.

Но к 70-м годам в системе специального образования и в обществе происходит осознание кризисных тенденций, что дети изолированы, не социализированы, общество не готовит их к жизни и т.д. Т.е. данная система перестает отвечать потребностям общества. В этот период в России признается Конвенция о правах ребенка, подписывается декларация ООН “О правах умственно отсталых” (1971г.), “О правах инвалидов” (1975г.).

В 80-90-е годы — переосмысление этических оснований организации системы специального образования. Формулируется закон “Об образовании” на иных этических основаниях (1992, 1996 г.). Это время демократизации общества, переосмысления государством и обществом проблемы прав человека, ребенка, инвалидов.

В законе “Об образовании” расширены права родителей детей с нарушениями в развитии — право выбора специального или массового обучения закреплено за родителями, а не за комиссией. Провозглашена свобода выбора форм и методов организации обучения (за учителями), разные формы получения образования (в школе, на дому, экстернат). Сформулированы принципы государственной политики в области образования:

- гуманистический характер образования,

- приоритет общечеловеческих ценностей (свободного развития личности, жизни, здоровья человека),

- общедоступность образования,

- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,

- плюрализм в образовании.

В системе специального образования накоплен диагностический опыт, опыт медицинской коррекционной помощи (а не социально-педагогической), в меньшей степени — опыт трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии. В 90-х годах начали появляться проблемы в системе специального образования, о которых громко заговорили:

1. Специальные коррекционные учреждения оказались изолированными от общеобразовательной системы образования и воспитания, слабо выполняли социализирующую функцию. Следовательно, их выпускники все более изолировались от общества. Ребенок, как правило, отрывался от родителей, т.к. учреждения закрытые, родители не участвовали в его воспитании.

2. длительное пребывание в школах-интернатах порождает проблемы адаптации таких детей в обществе при выходе во взрослую жизнь, социальное иждивенчество, деформацию «Я-концепции».

З. Учреждения специального образования, имея узкую специализацию, часто не охватывали детей с тяжелыми формами дефектов. Отсюда — увеличение общего количества необучаемых детей, и как следствие, - одаренные дети с физическими недостатками не имели возможности обучаться в соответствии со своими способностями (например, в гимназии).

Все это привело к осмыслению в 90-х годах данной проблемы и распространению идеи о необходимости изменения существующего положения на основе гуманного и гуманитарного подходов взамен технократического и предметоцентричного (построение образования в логике отдельных наук, а не оценки с точки зрения человека). Идея: поставить в центр интересы личности обучающегося, предоставить детям с ограниченными возможностями равные права на развитие, возможность выбрать индивидуальные траектории получения образования, т.е. самим выбирать способ его получения.

В начале 21 века в России наблюдается поворот в сторону интеграции двух систем — общей и специальной — и распространение идеи включенного обучения (интеграция детей с особыми образовательными нуждами в систему общего образования). Также в современных условиях поставлен вопрос — определить этические принципы для реализации этой идеи.

Например, во время курса «Коррекционная педагогика» мы посещали школу №З3 г.Перми, где реализуется идея интегрированного обучения — в обычных классах есть дети-инвалиды. Цель: работа по интеграции детей с проблемами в развитии. Вместо первоначального курса на дифференциацию обучения (деления по разным классам) в конце 90-х годов в школе взят курс на интеграцию детей с отклонениями в развитии. С 2000 г. в школе открылась городская экспериментальная площадка по разработке интегрированного обучения. При этом учебный день в школе удлинен, т.к. очень эффективной является не только учебная, но и внеучебная деятельность.

В нашей стране разрабатывался проект федерального закона “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”. Этот закон вступил в силу 1 июля 2000 года. Настоящий ФЗ принимается с целью создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования. И создания благоприятных условий для их адаптации и интеграции в общество. В законе определены основные понятия, например:

- «специальное образование» — это образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия,

- «лицо с ограниченными возможностями здоровья» — это лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий получения образования,

- «специальные условия для получения образования» — это условия обучения и воспитания, в т.ч. специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, учебные пособия, а также педагогические, медицинские, социальные услуги, без которых затруднено освоение образовательных программ,

- «интегрированное обучение» — совместное обучение лиц с ограниченными возможностями и лиц, не имеющих таких ограничений.

В законе прописано, что специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде с целью адаптации и интеграции этих лиц в общество.

Законодательство РФ в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на Конституции РФ и включает в себя закон РФ “Об образовании”, закон РФ высшем и послевузовском профессиональном образовании”, принимаемые в соответствии с ними другие нормативные акты РФ.

В этом законе прописаны основы государственной политики области специального образования. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями условия для получения бесплатного образования в соответствии с их возможностями, в т.ч. способствует развитию интегрированного обучения.

РФ предоставляет в соответствии с законодательством налоговые и иные льготы организациям, осуществляющим специальное образование. законе также определены различные формы получения специального образования. Лица с ограниченными возможностями могут получать образование:

1. В специализированных образовательных учреждениях (например, для лиц с нарушением речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата и т.д.).

2. На дому — для лиц, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не посещают образовательньие учреждения.

З. В условиях лечебно-профилактического учреждения — если ребенок находится на длительном (более чем 21 день) лечении.

4. В образовательных учреждениях общего типа (в соответствии с законом “Об образовании”) при наличии соответствующего заключения ПМПК.

5. В образовательных учреждениях интегрированного обучения. В таких учреждениях число лиц с ограниченными возможностями не должно составлять более чем 20% от общего числа учащихся.

6. Получение образования в центрах реабилитации — для лиц с тяжелыми и сложными нарушениями. Задачами этих центров являются:

- формирование навыков общения и самообслуживания,

- элементарных трудовых навыков,

- организация занятий по индивидуальным учебным программам.

7. Получение образования в специальных образовательных учреждениях закрытого типа — они созданы для детей, имеющих физические или психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста 11 лет.

для лиц с ограниченными возможностями, обучение которых в соответствии с гос. образовательными стандартами невозможно из-за их особенностей устанавливаются специальные гос. образовательные стандарты (за исключением стандартов профессионального образования).

Вывод: система специального образования в России является институтом государства. Она возникла и развивалась как особая форма реализации ценностных ориентиров, культурных норм государства и общества. Гуманизация и демократизация общества привела к идее интеграции специального и общего образования. При этом под интеграцией предполагается не механическое слияние двух систем образования и не уничтожение системы специального образования. Это взаимная адаптация индивида и общества, в которой каждому человеку предоставляется возможность реализовать свой потенциал.

Возникает необходимость поиска различных подходов, методов воспитания детей с проблемами, чтобы способствовать их адаптации, реабилитации, абилитации. Цель адаптации — приспособление человека к обществу. Кроме этого, необходима и адаптация общества, его подготовка к принятию людей с проблемами, к признанию их прав на самореализацию. Идея интеграции систем может быть реализована при соблюдении условий:

- взаимодействие общей и специальной образовательных систем: использование комплексных форм воспитания, комбинированных учреждений (т.е. содержательное взаимодействие);

- взаимодействие специалистов, развитие межнаучных исследований, обеспечение целостного подхода в решении проблем ребенка с особыми образовательными нуждами: не только лечение дефектов, обучение, но и социализация, трудовая, профессиональная подготовка, формирование у таких детей готовности к саморазвитию, чувства собственного достоинства;

- реализация субъектного подхода к ребенку. Перевод его в субъектную позицию по отношению к собственному развитию. Но в современной специальной литературе в основном реализуется объектный подход;

- профессиональная подготовка педагогов массовой системы образования к конструированию личностно ориентированного образовательного процесса, принятие гуманитарной парадигмы образования, т.е. построенной вокруг потребностей человека.

Таким образом, необходим переход от унитарной к интегрированной структуре общего и специального образования, преодоление существующего в сознании людей непринятия людей с проблемами. Необходимо сформировать систему поддержки и консультации родителей таких детей; запрет на изоляцию ребенка в закрытом учреждении. Готовность педагогов работать с детской неодинаковостью. Необходимо обеспечить преемственность между разными ступенями образования, непрерывность дошкольного и школьного, общего и специального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: