Конституционные основы местного самоуправления в РФ




ЛЕКЦИЯ (тема 6.7)

Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.

Цель занятия: сформировать у обучаемых представление о конституционно-правовых основах организации и функционирования органов местного самоуправления.

Учебные вопросы:

1. Органы местного самоуправления: порядок формирования и компетенция. Гарантии местного самоуправления.

2. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления.

3. Взаимоотношения органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

 

Основная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.

2. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29.

3. Конституция Российской Федерации. Гл. 8.

4. Федеральный закон РФ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 15.

5. Федеральный закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1997. № 39.

6. Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49.

7. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 35; 1996. № 17, 49; 1997. № 12.

Дополнительная литература

1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в РФ: учеб. пособие / А.С. Автономов. М., 2002.

2. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 3.

3. Берг.О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты / О.В. Берг // журнал российского права. 2001. № 4.

4. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. № 8.

5. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // Журнал российского права. 2001. № 7.

6. Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в России» // Ведомости РСФСР. 1993. № 1.

7. Указ Президента РФ «О Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 22.

Указ Президента РФ «Об основных направлениях реформы местному самоуправлению в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 24.

1. Органы местного самоуправления: порядок формирования и компетенция. Гарантии местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Феде­рации (ст. 3 п. 2) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непо­средственно, но и через органы местного самоуправ­ления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 п.1 Конституции Российской Федерации: Мест­ное самоуправление в Российской Федерации обеспечи­вает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряже­ние муниципальной собственностью. Эта же статья (п.2) Конституции Российской Федерации закрепляет основные организационно-правовые способы осущест­вления местного самоуправления: референдумы, выбо­ры, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким обра­зом, местное самоуправление - это организация мно­гообразной деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г., определяет местное самоуправление как призна­ваемую и гарантируемую Конституцией России само­стоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орга­ны местного самоуправления вопросов местного значе­ния, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиции.

Местное самоуправление реализуется гражданами в пределах городских, сельских поселений, территорий кварталов, улиц, домов и т.п. с учетом исторических, этнических и иных местных традиций. При этом в соот­ветствии с Федеральным законом оно может осущест­вляться (помимо референдумов и выборов) через: выбор­ные органы местного самоуправления; местную админи­страцию и органы территориального общественного са­моуправления.

Выборные органы местного самоуправления формируются населением в рамках соответствующей административно-территориальной единицы. Так, на­пример, в Республике Калмыкия органами местного са­моуправления в селах, поселках, городах районного подчинения являются избираемые на сходах (конферен­циях) граждан соответствующие советы (по семь - де­сять членов в каждом). В Пермской области с учетом национальных традиций органы местного самоуправле­ния создаются в виде сельских (поселковых), волостных (объединяющих ряд сел и поселков) и уездных (объеди­няющих, в свою очередь, ряд волостей) комитетов. На территории города Москвы местное самоуправление осуществляется в границах 130 муниципальных райо­нов, входящих в существующие десять административ­ных округов (Центральный, Северный, Северо-восточный, Восточный, Юго-восточный и др.). В каждом му­ниципальном районе население избирает муниципальное собрание (в составе пяти - семи муниципальных совет­ников) сроком на два года.

Местная администрация в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации является органи­ческой составной частью системы местного самоуправ­ления. Так, главой местной администрации в каждом из муниципальных районов города Москвы является глава муниципалитета, назначаемый мэром города по согла­сованию с соответствующим муниципальным собранием. Глава муниципалитета призван рассматривать, реализо­вывать решения муниципального собрания, а также проводить в жизнь решения вышестоящих органов ис­полнительной власти. Такие же функции осуществляют главы администраций городов районного подчинения, районных центров, старшины (старосты) сел, посел­ков, деревень, атаманы казачьих станиц.

Органы территориального общественного са­моуправления создаются населением для самостоятельного решения вопросов бытового и социально-культур­ного уровня в рамках микрорайонов, кварталов, улиц, отдельных домов. Это могут быть избираемые на общих собраниях (сходах) граждан комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты, которые решают насущные вопросы благоустройства территорий, содержания домов и т.п.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Значит, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого воле­изъявления, а также выборных и других органов местного самоуправ­ления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Местный референдум — голосование граждан Российской Федера­ций, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, ус­тавами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Согласно Федеральному закону «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 16), местный референдум назначается органом местного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на учас­тие в референдуме, в соответствии с уставом муниципального образо­вания.

Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образова­ния может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному во­просу.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досроч­ном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке этих выборов; о формировании состава органов местного самоуправ­ления, персональном составе органов местного самоуправления; об из­брании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и долж­ностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюдже­та, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципально­го образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспече­нию здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образова­ния. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны проти­воречить законодательству Российской Федерации и соответствующе­го субъекта Федерации.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладаю­щие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референ­думе непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления яв­ляются выборы. Их значение определяется прежде всего тем, что по­средством выборов образуются представительные органы власти, через -которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуп­равление, а также получают свои полномочия главы местной админи­страции — еще одна важная форма осуществления населением местно­го самоуправления.

Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критичес­ки оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает предпосылки для их удов­летворения.

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправле­ния принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, посто­янно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, посто­янно проживающий на территории соответствующего муниципального образования.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с посто­янным или преимущественным проживанием на определенной территории тории Российской Федерации, могут устанавливаться только Консти­туцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Россий­ской Федерации на территории муниципального образования в качест­ве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Не имеют права избирать и быть избранными депутатами предста­вительных органов местного самоуправления и выборными должност­ными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения сво­боды по приговору суда.

Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, одному или скольким много мандатным избирательным округам, образуемым территории муниципального, образования на основе единой нормы представительства.

Избрание выборных должностных лиц местного самоуправления проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами ми муниципального образования.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Кандидаты могут быть также выдвинуты в порядке самовыдвижения.

Избирательное объединение — местное политическое общественное объединение, которое создано и зарегистрировано в установленном порядке и устав которого зарегистрированный не позднее, чем за один год до дня голосования, предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. Избирательным объединением является также местное отделение общероссийского, межрегионального или регионального общественного объединения, которое создано и зарегистрировано в установленном порядке и устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

Два или более избирательных объединений для совместного участия в выборах, могут добровольно объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения, Общественные объединения не могут входить в состав более чем одной| избирательного блока.

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут создаваться следующие избирательные комиссии:

избирательные комиссии муниципального образования;

окружные избирательные комиссии;

территориальные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Создание избирательной комиссии муниципального образования является обязательным.

Период выдвижения кандидатов при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований должен составлять не менее 20 дней. Для регистрации кандидата в депутаты или на должность выборного должностного лица местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного ок­руга, составляющие в сумме не более двух процентов от числа избира­телей округа.

В муниципальных образованиях, с числом зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Федерации не предус­мотрен иной порядок выдвижения кандидата.

Подписные листы в поддержку кандидата для его регистрации пред­ставляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за сутки до дня голосования (с нуля часов дня, предше­ствующего дню выборов).

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зареги­стрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

Выборы признаются недействительными, если нарушения, допу­щенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей; если выборы были признаны недействи­тельными не менее чем на одной четвертой части избирательных участ­ков, а также по решению суда.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено действующим за­конодательством, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответ­ствии с законодательством для того, чтобы принять участие в распреде­лении мандатов.

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействи­тельными, назначаются повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов не действительными

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и выступающей средством их самоор­ганизации, общественного самоуправления, являются собрания (сходы). Собрания (сходы) позволяют сочетать коллективное обсужде­ние вопросов и принятие решений гражданами с личной активностью и инициативой — выступлениями, участием в голосовании и т.д. Тем самым собрания (сходы) играют важную роль в системе местного само­управления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

Помимо референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан в практике местного самоуправления используются и другие формы непо­средственной демократии: народная правотворческая инициатива, об­ращения граждан в органы местного самоуправления и др.

Основы полномочий органов местного самоуправле­ния установлены Конституцией Российской Федерации (ст.132) и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами эти органы управляют муниципаль­ной собственностью, муниципальным жилищным фон­дом, сооружениями водо, тепло, электро и газоснаб­жения населения, местного общественного транспорта, объектами коммунального обслуживания и т.п. Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок работы предприятий коммунально-бытового назначения, не относящихся к муниципальной собственности, с уче­том удовлетворения повседневных нужд населения.

К полномочиям органов местного самоуправления относится формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Органы местного самоуправления определяют размеры обязательных платежей в виде от­числений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправле­нию. Одновременно устанавливаются расходы местного бюджета, используемые на решение вопросов соответ­ственно - городского, поселкового, сельского, кварталь­ного и другого значения.

Органы местного самоуправления вправе устанавли­вать местные налоги и сборы, денежные поступления от которых также направляются исключительно на реше­ние вопросов местного значения. К числу таких налогов

Важнейшей задачей органов местного самоуправле­ния является организация охраны общественного по­рядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде деятельности муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - путем содер­жания общественных пунктов Охраны порядка, добро­вольных дружин (отрядов) по охране порядка.

В соответствии с Конституцией Российской Феде­рации (ст.132) органы местного самоуправления могут наделяться законом определенными государственными полномочиями с передачей для их осуществления мате­риальных и финансовых средств. Так, в случае если му­ниципальное собрание одного из районов города Москвы берет на. себя ответственность за развитие на своей тер­ритории учреждений культуры, то префект соответ­ствующего административного округа передает ему пол­номочия по утверждению структуры и штатов культур­но-просветительных учреждений, назначению их руко­водителей, а также право распоряжаться финансовыми средствами и объектами культурного назначения.

Конституционные гарантии местного самоуправления

Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и явля­ются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 133), местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рас­сматриваются дела об административных правонарушениях, ответст­венность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления.

На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти уста­новленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной адми­нистрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановле­ние судьи может быть отменено или изменено председателем вышесто­ящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

Граждане, проживающие на территории муниципального образова­ния, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организа­ций, общественных объединений, нарушающих права и законные инте­ресы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполне­ние опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления.

В судебном порядке решаются имущественные споры между орга­нами местного самоуправления. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд.

Органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ органа государственной власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении.

Судебная защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нару­шенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.п.

Только в судебном порядке, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправле­ния в Российской Федерации», могут быть отменены решения органов местного самоуправления. Лишь при передаче органам местного само­управления отдельных государственных полномочий может быть уста­новлен порядок отмены решений органов местного самоуправления органом государственной власти, передавшим соответствующие полно­мочия'.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется пра­вом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением на них допол­нительных полномочий, либо в связи с Неправомерными действиями органов государственной власти. Конституция закрепляет принцип восполнимости этих затрат. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами го­сударственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций, Органы местного самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в государственную собственность Объекты муници­пальной собственности.

Конституцией Российской Федерации (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется за­претом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Пра­вовой статус органов местного самоуправления, определенный Кон­ституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, под­лежат отмене.

Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общест­венного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

Конституционные гарантии — ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

К числу других правовых гарантий местного самоуправления Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправле­ния (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, реше­ния органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципально­го образования предприятиями, учреждениями и организациями неза­висимо от их организационно-правовых форм, а так же органами мест­ного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должност­ными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должност­ных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответст­вии с законами.

Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, уч­реждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Представительные органы местного самоуправления обладают пра­вом законодательной инициативы в законодательном (представитель­ном) органе субъекта Российской Федерации.

 

2. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления.

Федеральный закон "Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации" в Гл. VII установил ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед;

а) населением в результате утраты его доверия;

б) государством в случае нарушения ими Конститу­ции Российской Федерации, конституции, устава субъек­та Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также связанную с осуществлением отдель­ных государственных полномочий;

в) физическими и юридическими лицами в порядке, установленном федеральными законами, законами субъек­тов Российской Федерации, уставами муниципальных об­разований.

Одной из форм реализации ответственности орга­нов и должностных лиц местного самоуправления перед населением в результате утраты его доверия является воз­можность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностно­го лица местного самоуправления, о чем говорилось в лекции 5.

Раскрывая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ст. 49 Федерального закона определяет следующие условия го­сударственно-правовой ответственности:

1. Ответственность перед государством органов и дол­жностных лиц местного самоуправления наступает толь­ко в случае нарушения ими следующих правовых актов: Конституции Российской Федерации, конституции, уста­ва субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муници­пального образования.

2. Установление нарушения законности органами и должностными лицами местного самоуправления осуществ­ляется только в судебном порядке.

3. На основании решения суда об установленных на­рушениях законности органами и должностными лицами местного самоуправления законодательный (представитель­ный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд субъекта Российской Федерации, за заключением о при­знании несоответствия деятельности органа местного само­управления, действий выборного должностного лица мес­тного самоуправления Конституции Российской Федера­ции, конституции, уставу субъекта Российской Федера­ции, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования. Получен­ное заключение является основанием для рассмотрения за­конодательным (представительным) органом государствен­ной власти субъекта Российской Федерации вопроса о пре­кращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Прекращение полномочий органа местного самоуп­равления, выборного должностного лица местного само­управления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов и должностных лиц ме­стного самоуправления перед физическими и юридически­ми лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или долж­ностных лиц этих органов они возмещают убытки физи­ческим и юридическим лицам. Объем имущественной от­ветственности за причиненный вред, а также условия и порядок ее наступления определяются нормами, как граж­данского кодекса, так и отдельных законов.

Надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осу­ществляет Прокуратура Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона орга­ны местного самоуправления могут наделяться законом от­дельными государственными полномочиями. Государство осуществляет контроль за реализацией переданных пол­номочий. Условия и порядок такого контроля определяют­ся федеральными и региональными законами.

Федеральный закон устанавливает возможность обжа­ловать в суде или арбитражном суде в установленном за­коном порядке решение, принятое путем прямого воле­изъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления.

Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления регулируются также в законах субъектов Российской Федерации.

 

3. Взаимоотношения органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Взаимоотношения органов местной власти с региональными и федеральными органами государственной власти определяются в соответствии с различными конституционными принципами самостоятельности и независимости местного самоуправления в Российской Федерации, единства государственного централизованного управления (в Австрии, адмнннстративно-территорнальным устройством в Дании и др.).

Наряду со многими общими, типическими чертами эти системы имеют различия. Наиболее важные из них связаны со степенью самостоятельности местных органов власти, их взаимоотношениями с центральным правительством.

В разных странах местные органы самоуправления в разной мере вплетены в иерархию государственного управления функции государственного управления могут быть четко отграничены от местных органов и персонифицированы в специально назначаемом чиновнике, подчиняющимся центральному правительству префекту, наместнику.

В других типах местного управления возможно совмещение, особенно на нижних уровнях, где мэры соединяют обязанности государственных чиновников и руководителей местного самоуправления.

В законодательстве о местном самоуправлении России эти вопросы в основном определены и разграничены следующим образом.

На федеральные и субъектов Федерации органы государственной власти возложено:

- принятие, изменение и контроль за исполнением законодательства о местном самоуправлении;

- обеспечение гарантий осуществления местного самоуправления;

- установление и обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

- регулирование отношений между федеральным, субъектов Федерации и местными бюджетами;

- регулирование порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

- наделение органов местного самоуправления отдельными федеральными или субъектов Федерации полномочиями, передача им материальных я финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;

- принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления;

- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений федеральных или субъектов Федерации государственных органов;

- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

- законодательство о муниципальной службе;

Федеральным органам государственной власти также дано право на установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности местного самоуправления и регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных единицах.

Органам государственной власти субъектов Федерации предоставлено право обеспечения сбалансированности минимальных местных 6юджстов, установления порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и территорий. Принятия законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, установления порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Только в случа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: