ЛЕКЦИЯ (тема 6.7)
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.
Цель занятия: сформировать у обучаемых представление о конституционно-правовых основах организации и функционирования органов местного самоуправления.
Учебные вопросы:
1. Органы местного самоуправления: порядок формирования и компетенция. Гарантии местного самоуправления.
2. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления.
3. Взаимоотношения органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.
2. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29.
3. Конституция Российской Федерации. Гл. 8.
4. Федеральный закон РФ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 15.
5. Федеральный закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1997. № 39.
6. Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49.
7. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 35; 1996. № 17, 49; 1997. № 12.
Дополнительная литература
1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в РФ: учеб. пособие / А.С. Автономов. М., 2002.
2. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 3.
3. Берг.О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты / О.В. Берг // журнал российского права. 2001. № 4.
4. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. № 8.
5. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // Журнал российского права. 2001. № 7.
6. Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в России» // Ведомости РСФСР. 1993. № 1.
7. Указ Президента РФ «О Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 22.
Указ Президента РФ «Об основных направлениях реформы местному самоуправлению в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 24.
1. Органы местного самоуправления: порядок формирования и компетенция. Гарантии местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3 п. 2) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 п.1 Конституции Российской Федерации: Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Эта же статья (п.2) Конституции Российской Федерации закрепляет основные организационно-правовые способы осуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление - это организация многообразной деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г., определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиции.
Местное самоуправление реализуется гражданами в пределах городских, сельских поселений, территорий кварталов, улиц, домов и т.п. с учетом исторических, этнических и иных местных традиций. При этом в соответствии с Федеральным законом оно может осуществляться (помимо референдумов и выборов) через: выборные органы местного самоуправления; местную администрацию и органы территориального общественного самоуправления.
Выборные органы местного самоуправления формируются населением в рамках соответствующей административно-территориальной единицы. Так, например, в Республике Калмыкия органами местного самоуправления в селах, поселках, городах районного подчинения являются избираемые на сходах (конференциях) граждан соответствующие советы (по семь - десять членов в каждом). В Пермской области с учетом национальных традиций органы местного самоуправления создаются в виде сельских (поселковых), волостных (объединяющих ряд сел и поселков) и уездных (объединяющих, в свою очередь, ряд волостей) комитетов. На территории города Москвы местное самоуправление осуществляется в границах 130 муниципальных районов, входящих в существующие десять административных округов (Центральный, Северный, Северо-восточный, Восточный, Юго-восточный и др.). В каждом муниципальном районе население избирает муниципальное собрание (в составе пяти - семи муниципальных советников) сроком на два года.
Местная администрация в соответствии с законодательством Российской Федерации является органической составной частью системы местного самоуправления. Так, главой местной администрации в каждом из муниципальных районов города Москвы является глава муниципалитета, назначаемый мэром города по согласованию с соответствующим муниципальным собранием. Глава муниципалитета призван рассматривать, реализовывать решения муниципального собрания, а также проводить в жизнь решения вышестоящих органов исполнительной власти. Такие же функции осуществляют главы администраций городов районного подчинения, районных центров, старшины (старосты) сел, поселков, деревень, атаманы казачьих станиц.
Органы территориального общественного самоуправления создаются населением для самостоятельного решения вопросов бытового и социально-культурного уровня в рамках микрорайонов, кварталов, улиц, отдельных домов. Это могут быть избираемые на общих собраниях (сходах) граждан комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты, которые решают насущные вопросы благоустройства территорий, содержания домов и т.п.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Значит, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Местный референдум — голосование граждан Российской Федераций, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 16), местный референдум назначается органом местного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в соответствии с уставом муниципального образования.
Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке этих выборов; о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и соответствующего субъекта Федерации.
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления являются выборы. Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти, через -которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы местной администрации — еще одна важная форма осуществления населением местного самоуправления.
Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает предпосылки для их удовлетворения.
Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.
Депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования.
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории тории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, одному или скольким много мандатным избирательным округам, образуемым территории муниципального, образования на основе единой нормы представительства.
Избрание выборных должностных лиц местного самоуправления проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами ми муниципального образования.
Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Кандидаты могут быть также выдвинуты в порядке самовыдвижения.
Избирательное объединение — местное политическое общественное объединение, которое создано и зарегистрировано в установленном порядке и устав которого зарегистрированный не позднее, чем за один год до дня голосования, предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. Избирательным объединением является также местное отделение общероссийского, межрегионального или регионального общественного объединения, которое создано и зарегистрировано в установленном порядке и устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.
Два или более избирательных объединений для совместного участия в выборах, могут добровольно объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения, Общественные объединения не могут входить в состав более чем одной| избирательного блока.
Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут создаваться следующие избирательные комиссии:
избирательные комиссии муниципального образования;
окружные избирательные комиссии;
территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Создание избирательной комиссии муниципального образования является обязательным.
Период выдвижения кандидатов при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований должен составлять не менее 20 дней. Для регистрации кандидата в депутаты или на должность выборного должностного лица местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не более двух процентов от числа избирателей округа.
В муниципальных образованиях, с числом зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Федерации не предусмотрен иной порядок выдвижения кандидата.
Подписные листы в поддержку кандидата для его регистрации представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов.
Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за сутки до дня голосования (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.
Выборы признаются недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей; если выборы были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, а также по решению суда.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено действующим законодательством, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответствии с законодательством для того, чтобы принять участие в распределении мандатов.
Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов не действительными
Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и выступающей средством их самоорганизации, общественного самоуправления, являются собрания (сходы). Собрания (сходы) позволяют сочетать коллективное обсуждение вопросов и принятие решений гражданами с личной активностью и инициативой — выступлениями, участием в голосовании и т.д. Тем самым собрания (сходы) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.
Помимо референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан в практике местного самоуправления используются и другие формы непосредственной демократии: народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления и др.
Основы полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации (ст.132) и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами эти органы управляют муниципальной собственностью, муниципальным жилищным фондом, сооружениями водо, тепло, электро и газоснабжения населения, местного общественного транспорта, объектами коммунального обслуживания и т.п. Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок работы предприятий коммунально-бытового назначения, не относящихся к муниципальной собственности, с учетом удовлетворения повседневных нужд населения.
К полномочиям органов местного самоуправления относится формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Органы местного самоуправления определяют размеры обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению. Одновременно устанавливаются расходы местного бюджета, используемые на решение вопросов соответственно - городского, поселкового, сельского, квартального и другого значения.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы, денежные поступления от которых также направляются исключительно на решение вопросов местного значения. К числу таких налогов
Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде деятельности муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - путем содержания общественных пунктов Охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.132) органы местного самоуправления могут наделяться законом определенными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Так, в случае если муниципальное собрание одного из районов города Москвы берет на. себя ответственность за развитие на своей территории учреждений культуры, то префект соответствующего административного округа передает ему полномочия по утверждению структуры и штатов культурно-просветительных учреждений, назначению их руководителей, а также право распоряжаться финансовыми средствами и объектами культурного назначения.
Конституционные гарантии местного самоуправления
Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 133), местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления.
На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления.
В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд.
Органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ органа государственной власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении.
Судебная защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.п.
Только в судебном порядке, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть отменены решения органов местного самоуправления. Лишь при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть установлен порядок отмены решений органов местного самоуправления органом государственной власти, передавшим соответствующие полномочия'.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением на них дополнительных полномочий, либо в связи с Неправомерными действиями органов государственной власти. Конституция закрепляет принцип восполнимости этих затрат. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций, Органы местного самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в государственную собственность Объекты муниципальной собственности.
Конституцией Российской Федерации (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.
Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
Конституционные гарантии — ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а так же органами местного самоуправления и гражданами.
Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.
Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
2. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Гл. VII установил ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед;
а) населением в результате утраты его доверия;
б) государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий;
в) физическими и юридическими лицами в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Одной из форм реализации ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением в результате утраты его доверия является возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, о чем говорилось в лекции 5.
Раскрывая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ст. 49 Федерального закона определяет следующие условия государственно-правовой ответственности:
1. Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает только в случае нарушения ими следующих правовых актов: Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.
2. Установление нарушения законности органами и должностными лицами местного самоуправления осуществляется только в судебном порядке.
3. На основании решения суда об установленных нарушениях законности органами и должностными лицами местного самоуправления законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд субъекта Российской Федерации, за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, действий выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования. Полученное заключение является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта Российской Федерации.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов они возмещают убытки физическим и юридическим лицам. Объем имущественной ответственности за причиненный вред, а также условия и порядок ее наступления определяются нормами, как гражданского кодекса, так и отдельных законов.
Надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Государство осуществляет контроль за реализацией переданных полномочий. Условия и порядок такого контроля определяются федеральными и региональными законами.
Федеральный закон устанавливает возможность обжаловать в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке решение, принятое путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления регулируются также в законах субъектов Российской Федерации.
3. Взаимоотношения органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Взаимоотношения органов местной власти с региональными и федеральными органами государственной власти определяются в соответствии с различными конституционными принципами самостоятельности и независимости местного самоуправления в Российской Федерации, единства государственного централизованного управления (в Австрии, адмнннстративно-территорнальным устройством в Дании и др.).
Наряду со многими общими, типическими чертами эти системы имеют различия. Наиболее важные из них связаны со степенью самостоятельности местных органов власти, их взаимоотношениями с центральным правительством.
В разных странах местные органы самоуправления в разной мере вплетены в иерархию государственного управления функции государственного управления могут быть четко отграничены от местных органов и персонифицированы в специально назначаемом чиновнике, подчиняющимся центральному правительству префекту, наместнику.
В других типах местного управления возможно совмещение, особенно на нижних уровнях, где мэры соединяют обязанности государственных чиновников и руководителей местного самоуправления.
В законодательстве о местном самоуправлении России эти вопросы в основном определены и разграничены следующим образом.
На федеральные и субъектов Федерации органы государственной власти возложено:
- принятие, изменение и контроль за исполнением законодательства о местном самоуправлении;
- обеспечение гарантий осуществления местного самоуправления;
- установление и обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
- регулирование отношений между федеральным, субъектов Федерации и местными бюджетами;
- регулирование порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
- наделение органов местного самоуправления отдельными федеральными или субъектов Федерации полномочиями, передача им материальных я финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
- принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления;
- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений федеральных или субъектов Федерации государственных органов;
- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- законодательство о муниципальной службе;
Федеральным органам государственной власти также дано право на установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности местного самоуправления и регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных единицах.
Органам государственной власти субъектов Федерации предоставлено право обеспечения сбалансированности минимальных местных 6юджстов, установления порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и территорий. Принятия законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, установления порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Только в случа