Глава II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема урока: Сфера духовной жизни
Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями современного общества; характеризовать составляющие сферы духовной жизни.
План урока
- Духовная сфера жизни общества.
- Культура личности и общества.
- Развитие культуры в современной России.
Проблемные вопросы
- Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
- Почему нет «царского» пути в культуре?
- Работа по теме урока
Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями этого понятия.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — 1) все созданное человеком, т. е. это сотворенная человеком «вторая природа»;
- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
- Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать два-три слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слово «культура».
- Духовная сфера жизни общества
Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввел в оборот метафору «культура (совершенствование) души», «духовная культура». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусственным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Можно сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.
|
- Послушайте отрывок из рассказа американского писателя- фантаста.
Рабочий материал
Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.
Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли.
Под культурой обычно понимают:
- совокупность достижений и творчества того или иного народа;
- система сознательно приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм, правил поведения;
- характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических общностей, групп населения;
- степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).
|
Культура неразрывно связана с обществом — она всегда социальна.
Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Что можно отнести к материальной культуре, а что к культуре духовной?
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
Духовные ценности:
- долговечны;
- потребности в них безграничны;
- запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.
- Культура личности и общества
- Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)
Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богатство человеческой личности.
- Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.
(Проверка выполнения задания.)
Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.
Что же представляет собой культурный человек?
— Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)