Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»




Глава II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема урока: Сфера духовной жизни

Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями совре­менного общества; характеризовать составляющие сферы духов­ной жизни.

План урока

  1. Духовная сфера жизни общества.
  2. Культура личности и общества.
  3. Развитие культуры в современной России.

 

Проблемные вопросы

  • Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
  • Почему нет «царского» пути в культуре?

 

  1. Работа по теме урока

Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями этого понятия.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — 1) все созданное человеком, т. е. это сотворенная человеком «вторая природа»;

  1. все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготов­ления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

 

  • Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать два-три слова, наиболее полно, по его мне­нию, характеризующих слово «культура».

  1. Духовная сфера жизни общества

Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввел в оборот метафору «культу­ра (совершенствование) души», «духовная культура». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусствен­ным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Мож­но сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.

 

  • Послушайте отрывок из рассказа американского писателя- фантаста.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало со­кровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титани­ческой цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевав­ших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни од­ного разумного существа, не осталось даже животных.

 

Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Та­кова мысль Шекли.

Под культурой обычно понимают:

  1. совокупность достижений и творчества того или иного на­рода;
  2. система сознательно приобретенных и передаваемых от по­коления к поколению значимых символов, идей, ценно­стей, верований, традиций, норм, правил поведения;
  3. характерные особенности жизни и деятельности определен­ных исторических общностей, групп населения;
  4. степень совершенствования в той или иной сфере человече­ской деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

 

Культура неразрывно связана с обществом — она всегда со­циальна.

 

Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно го­ворить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с ду­ховной сферой общественной жизни.

 

Что можно отнести к материальной культуре, а что к куль­туре духовной?

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

 


 

Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные осо­бенности духовной сферы от других сфер общества. Резуль­таты работы представьте наглядно.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

 

 


 

Духовные ценности:

  1. долговечны;
  2. потребности в них безграничны;
  3. запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.

 

  1. Культура личности и общества
  • Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неоду­шевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богат­ство человеческой личности.

  • Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

Используя прием «облако мыслей», представьте графиче­ский портрет культурного человека.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: