Состав семинарских занятий по дисциплине «Базы данных»
Посещение семинарских занятий обязательно. За работу на семинаре студент может набрать максимально до пяти баллов. В случае отсутствия студента во время данных занятий по уважительной причине, студент имеет возможность самостоятельно получить задание на информационном сервере дисциплины.
План семинарских занятий, разбитый по модулям и темам семинарских занятий модуля, приведен в таблице 1.
Планы семинарских занятий.
Таблица 1
№ | Наименование лабораторной работы | Часов | Баллов |
Входной модуль (входное тестирование). | |||
Семинарское занятие № 1. «Входной контроль выявления базовых знаний и умений по предшествующим смежным дисциплинам». | 0…4 | ||
Модуль 1. Модели данных для построения информационных систем | 0…10 | ||
Семинарское занятие № 2. «Сбор сущностей по проекту базы данных «Журнал старосты группы» и формирование реляционной модели базы данных, приведенной к третьей нормальной форме». | 0…5 | ||
Семинарское занятие № 3. «Контрольная работа № 1». | 0…5 | ||
Модуль 2. Практическая реализация проекта базы данных | 0…15 | ||
Семинарское занятие № 4. «Достоинства, недостатки и особенности современных СУБД». | 0…5 | ||
Семинарское занятие № 5. «Пост реляционные модели данных». | 0…5 | ||
Семинарское занятие № 6. «Построение главного меню, панелей управления, контекстного меню, настройка параметров запуска приложения». | 0…5 | ||
Модуль 3. Реляционная алгебра и язык SQL | 0…10 | ||
Семинарское занятие № 7. «Виды запросов и особенности их построения на языке SQL». | 0…5 | ||
Семинарское занятие № 8. «Контрольная работа № 3». | 0…5 | ||
Итоговый модуль |
Студенты, успешно выполнившие свою курсовую работу, готовят небольшой доклад (3-5 минут) по своему проекту базы данных, после которого отвечают на вопросы по проекту, поступающие, как от преподавателя, так и от студентов. Этот доклад может быть заслушан на семинарских занятиях, с предварительного уведомления преподавателя. Данный семинар, желательно проводить в компьютерном классе для демонстрации презентации, построенной на основе своего программного продукта.
Информационная наполняемость семинарских занятий.
Входной модуль.
Семинарское занятия № 1. Входное тестирование.
Этот семинар используется для ознакомления студентов группы с рекомендуемым порядком освоения дисциплины в рамках модульно рейтинговой системы обучения – один учебный час и для проведения входного контроля выявления базовых знаний и умений по предшествующим смежным дисциплинам – один час.
Модуль 1. Основные положения дисциплины «базы данных».
Семинарское занятие № 2. «Сбор сущностей по проекту базы данных «Журнал старосты группы» и формирование реляционной модели базы данных, приведенной к третьей нормальной форме».
На учебном примере «Электронный журнал старосты группы» преподаватель, с участием студентов группы на основе «мозгового штурма», собирает данные по проекту базы данных и приводит структуру таблиц проекта к третьей нормальной форме. Главное требование к этому проекту – его функциональность должна быть понятна студентам.
Семинар должен состоять из следующих частей:
· Выбор темы проекта.
· Определение глобальных границ проекта.
· Уточнение ограничений на основе функциональности отдельных частей проекта и сложившегося документооборота данного производственного или учебного процесса.
· Формирование отчётной документации и выходной информации на основе входящей, внутренней и исходящей информации данного производственного или учебного процесса.
Для успешного проведения семинара студенты должны иметь представления о следующих понятиях: входящая, внутренняя и исходящая документация производственного процесса. Документооборот. Таблица. Форма. Запрос. Отчёт. Производственный процесс. Жизненный цикл программного продукта. «Мозговой штурм».
А, кроме того, самостоятельно изучить материал лекций о приведении структуры таблиц к нормализованному виду. Знать определения всех нормальных форм и уметь применять их на практике.
Семинарские занятия №3. Контрольная работа №1.
Семинар используются для проведения контрольной работы по первому модулю дисциплины.
Студент может получить за эту работу до пяти рейтинговых баллов, которые зачитываются в рейтинг карте в раздел контрольных работ, а не в раздел оценки семинарских занятий.
Модуль 2. Практическая реализация проекта базы данных
Семинарское занятие № 4. «Достоинства, недостатки и особенности современных СУБД»
На основе данных предыдущего семинара преподаватель с участием студентов определяет требования к будущему проекту базы данных. Кроме того, заслушиваются доклады по различным СУБД и средам программирования программирования, которые готовят студенты. Доклады распределяет староста группы или преподаватель.
Семинар должен состоять из следующих частей:
· Определение требований к будущей базе данных.
· Выбор СУБД или языка программирования для создания проекта базы данных.
· Определение состава аппаратного и программного обеспечения для успешной реализации проекта.
Для успешного проведения семинара студенты должны приготовить доклады о достоинствах и недостатках следующих программных продуктов в контексте реализации данного программного проекта базы данных:
· MS Access 2003;
· MS Access 2007;
· Visual FoxPro последней версии;
· SQL Server последней версии;
· Delphi последней версии;
· Visual Basic последней версии;
· Visual C++ последней версии;
· По выбору студента.
Семинарское занятие № 5. «Пост реляционные модели данных»
Для успешного проведения семинара студенты готовят доклады к семинару по следующим вопросам:
· История развития СУБД;
· Особенности, достоинства и недостатки распределённых СУБД;
· Особенности, достоинства и недостатки объектно-реляционных СУБД;
· Особенности, достоинства и недостатки объектных СУБД;
· Перспективы развития информационных систем и, в частности, баз данных.
Семинарское занятие № 6. «Практические аспекты создания проекта базы данных».
Для успешного проведения семинара студенты готовят доклады к семинару по следующим темам:
· Построение структуры таблиц и схемы данных;
· Построение форм при помощи мастера и доработка их в режиме конструктора;
· Построение отчётов при помощи мастера и доработка их в режиме конструктора;
· Построение страниц доступа к данным при помощи мастера и доработка их в режиме конструктора;
· Использование запросов для подстановки, построения форм и отчётов;
· Построение панелей управления, меню и контекстного меню в проекте базы данных;
· Настройка параметров запуска проекта базы данных;
· Разделение базы данных на клиентскую и серверную части;
· Администрирование проекта базы данных.