Смысловая структура вещи





Онтологический смысл

Основной цвет шарфа – синий:

Тёмно-синий цвет является «Эмоциональной глубиной», концентрическим (направленность в центр), объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; означает покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность.
Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение, организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения. Темно-синий цвет - это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически - это покой, психологически - это удовлетворение.
Удовлетворение - это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: "Синий цвет - это верность". В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).
Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.
Это счастливое воплощение идеала; это праматеринская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотверженность. Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию.

Шарф окрашен в 4 основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Но основными цветами являются синий и зеленый. Сочетание синего и зеленого цветов означает «Осторожный контроль» - покой (синий) поддерживается напряженным самоутверждением (зеленый).
Зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий «идет» вглубь, это цвет — «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство» зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое состояние.

Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности:
синий - потребность в покое и удовлетворении;
зеленый - в самоутверждении;
красный - в активности и успехе;
желтый - в ожидании и в ориентированном в будущее желании.

Форма шарфа – это длинный прямоугольник, состоящий из большого числа маленьких клеток (квадратов):
квадрат и четырехугольник – является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом земли.

Мохеровый шарф обладает следующими свойствами материи: матовость, непрозрачность, шероховатость, мягкая фактура, теплый материал. Прикосновение к натуральному материалу (в данном случае к шерсти) – делает шарф более желанным и привлекательным на ощупь.
Матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях, одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной, никогда ничего не отражающая зеркально, но отражающая рефлексно цветные лучи.
Материалы из натуральных волокон (шерсть) с неброскими текстурными узорами (клетка или полосы) приглушенных оттенков создают ощущение сдержанности и уюта.


Функциональный смысл

Несомненно, в своё время мохеровый шарф был эталоном комфорта и удобства, идеальной вещью для постоянного использования холодной зимой.
Удобство и комфорт объяснялись:
1. форма длинного вытянутого прямоугольника – самый оптимальный вариант для шарфа;
2. по размеру шарф был большой, широкий и длинный – им было легко обматывать шею, удобно было завязывать;
3. шарф окрашен в классическую, среднего размера клетку – это классический рисунок, дает ощущение уравновешенности и организованности, является элементом некоторой свободы стиля с оттенком аристократизма. С давних пор квадрат считался символом устойчивости, равновесия, спокойствия.
4. Клетка в первую очередь ассоциируется с шотландкой, что даёт ощущение тепла, уюта, мягкости и комфорта в сочетании с шерстяной тканью – это самый лучший вариант для холодных Российских зим.
5. В советские времена вся одежда была однотипной, темной и однотонной. А яркий мохеровый шарф в клеточку хорошо разбавлял эту серую массу.
6. Клетка состояла из 4 основных цветов: синий, зеленый, красный и желтый – классическая гамма. Сочетание этих цветов – гармония во всём.
7. Мохеровый шарф был очень теплым, прочным и толстым, что играло немаловажную роль в холодный сезон. Натуральная шерсть – хорошо воспринимается как визуально, так и тактильно (хотя была некоторая жесткость на ощупь, неприятная колючесть всё-таки присутствовала и порой раздражала).


Знаковый смысл

Мохеровый шарф в советское время был знаковой вещью, обладание которой было почти обязательным для определенного круга людей. Люди материально обеспеченные и модные обязательно носили подобный шарф.
Эта вещь была своего рода визиткой, показателем статуса, успеха и общественного положения. Небывалый успех мохерового шарфа в СССР можно объяснить высоким качеством, удобством и комфортом, а так же большой знаковостью.


Духовно-ценностный смысл

Духовные ценности советских потребителей сводились к одному слову «дефицит» - что было дефицитом, то было ценно. Не было эстетики и функциональности, имела значение только знаковость вещи. Людям достаточно было просто желать дефицитную вещь, и они делали всё, чтобы купить её. Парадокс того времени – уродливые вещи были популярны, потому что создавалась искусственная статусность. Реальные ценности вещи (её качество и функциональность) не были важны. Они заменялись на ложные ценности. Людьми правили деформированные ценности и представления.
Мировоззренческая ценность того времени – значимость себя через обладание этой вещью. Получалось так, что человек в советские времена был своеобразным винтиком системы, который подтверждал свой статус дефицитными вещами.

Актуальный смысл

Вещь неразрывно связана с процессами моды. На сегодняшний день у моей вещи нулевой актуальный смысл: шарф из мохера никоим образом не создаёт современную моду и не обусловлен модными тенденциями. Сегодня мохеровый шарф – это лишь своего рода ностальгия по прошлому, вещь из далёкого светлого детства. Хотя в СССР мохеровый шарф был пиком моды. Это была культовая вещь, которой хотел обладать каждый советский товарищ. Мохеровый шарф определенным образом формировал поведение, стиль жизни и стиль потребления. Был определенный период, когда данная вещь была частью «униформы», правилам которой следовали абсолютно все.


Культурно-исторический и культурно-символический смысл

Мохеровый шарф в клетку, несомненно, в первую очередь ассоциируется с шотландкой. Шарф пользовался большим спросом, потому что все хотели иметь импортную вещь, все хотели быть «а-ля» шотландец. Советские люди не хотели отставать от заграницы, поэтому хватались за любые заграничные вещи, тем более если они имели собственный культурный стиль (в данном случае стиль «шотландка»).

Мохеровый шарф обладал внешней символикой – лейблом (который всегда выставляли напоказ). Лейбл в советское время был символом дефицита, заграницы, моды, стиля, успеха и высокого социального статуса.
Клетка во все времена была символом универсальности, классики и утонченности. Клетка сама по себе является украшением и не требует никаких дополнительных аксессуаров. Клетка поразительно сочетается с любыми стилями одежды – поэтому клетчатый шарф всегда носили с любой одеждой. В истории культуры клетка и квадрат имеют символическое и даже клановое значение.


Личностно-ассоциативный смысл

Формальные ассоциации: мохеровый шарф напоминает мне старый бабушкин плед.
Шарф ассоциируется со змеёй (колючий и противный, туго опутывает шею), с шотландской юбкой. Уже потом пришла ассоциация с терновым венком (только на шее).
Ложные образы: ковер, трава, баклажан, пуховой оренбургский платок, мохнатая гусеница.


Художественно-образный смысл

Художественный смысл данной вещи заключается в культурологическом отсыле к «шотландке», к классической чопорной Великобритании. Мохеровый шарф в клетку несёт в себе образ кельтского тартана. Клетчатый тартан имеет свою интересную философию, вековую историю. Предметы первобытного искусства процарапывали палочкой, чтобы нанести рисунок. Из прямых полосок складывались клеточки. Первые предметы ткачества, циновки, коврики и даже переплетение волокон древнего папируса также имели рисунок в клетку, полученную естественным способом переплетения волокон. Так что рисунок в клетку — сама сущность ткани, сущность переплетения ее нитей. Сегодня мы позабыли о символике клетки, но до сих пор ощущаем энергию, мужественность и силу, которые она привносит в образ.

Выводы

Схема взаимодействия смыслов

Мой личностно-ассоциативный уровень противоречит онтологическому и функциональному смыслам (у меня шарф вызывает только негативные ассоциации, хотя, исходя из онтологии и функциональности, шарф должен вызывать исключительно положительные эмоции, ощущения).
Все остальные смыслы согласуются между собой, нисколько не противоречат друг другу. Если убрать моё личное отношение к данной вещи, то мохеровый шарф – это замечательная вещь, т.к. все смыслы в ней гармонично связаны, сочетаются между собой.

Заключение

В процессе работы я узнала очень много интересных фактов, связанных с моей вещью. Было интересно и познавательно. Но по большому счёту, мое мнение о мохеровом шарфе не изменилось. Негативные эмоции в отношении шарфа преобладают. Во мне столкнулись чувственно-эмоциональное восприятие и разум. Умом я понимаю, что мохеровый шарф – хорошая вещь, функциональная и знаковая. Но негативные ощущения перекрывают все разумные мысли. И почему-то я об этом сожалею.

Список литературы

……………………….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: