В зависимости от стратегии различают четыре вида комментариев: "точка зрения", дискурсивный, диалектический и глоссированный.
1)Комментарий "точка зрения" – это пропаганда автором своей позиции. Начинается он с утверждения, которое затем подкрепляется аргументами, а в заключение повторяется исходный тезис в еще более сильной форме. Особенность такого комментария заключается в том, что автор излагает только свое видение вещей и не приводит доводов "против". Здесь обычно присутствует только один предмет для разбора (событие, явление, человек) и один центральный тезис, касающийся этого предмета. Отсюда следуют преимущества комментария "точка зрения" – небольшой объем и простота восприятия. Но так как в жизни все запутано, неоднозначно и не делится на черное и белое, подобный комментарий может столкнуться с отторжением со стороны образованных читателей, которые глубоко знакомы с предметом комментирования. Поэтому комментарий "точка зрения" хорошо работает только применительно к предметам, неизвестным широкой публике. В противном случае его воспримут только сторонники автора, а противники проигнорируют.
Возможная структура комментария "точка зрения":
· Тезисный или (реже) тематический заход.
· Аргументы к тезису.
· Справочная информация.
· Призыв.
· Вывод.
· Сравнение, закрепляющее вывод.
2)В дискурсивном комментарии автор, наоборот, стремится представить различные позиции, изложить максимально широкий спектр аргументов, чтобы в конце концов перейти к новому пониманию проблемы. В отличие от комментария "точка зрения" здесь автор не навязывает свое мнение. Решающее слово может быть и вовсе оставлено за читателем. Стратегия дискурсивного комментария – это последовательное рассмотрение и исключение позиций, пока их число не сократится до одной – позиции автора.
|
Возможная структура дискурсивного комментария:
· Тематический и одновременно тезисный заход.
· Антитезис.
· Аргументы в пользу антитезиса.
· Доведение до абсурда.
· Аргументы в пользу тезиса и контраргументы против аргументов антитезиса.
· Вывод.
· Призывной окончательный тезис и аргументы в его поддержку.
3)Диалектический комментарий в свою очередь представляет две точки зрения, которые идеальным образом отражают два возможных взгляда на проблему. На протяжении всего комментария идет борьба между этими взглядами, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону. Завершается диалектический комментарий победой одной из точек зрения при ее уточнении с учетом аргументов "против". Коротко структуру диалектического комментария можно описать формулой "Да. Нет. Да, но".
Возможная структура диалектического комментария:
· Тематический заход.
· Тезис и аргументы в его поддержку.
· Антитезис и аргументы в его поддержку.
· Уточнение тезиса через опровержение аргументов в поддержку антитезиса.
· Вывод: правы одни при условии, что…
4)Глоссированный комментарий, или глосса, – это не анализ события, а нападение на реальность, которая воспринимается как плохая, несправедливая или фальшивая. Автор глоссы выхватывает побочный аспект новости и далее высмеивает его через ассоциации, сцены и истории. Противоречие доводится до абсурда. Неважные детали увеличиваются до максимума, важные, наоборот, сжимаются до минимума. Автор разрушает табу, нападает на предрассудки, выступая в роли наивного и одновременно поучающего.
|
Возможная структура глоссы:
· Начало прямое (с новости) и непрямое (с ассоциации).
· Максимально возможное расширение дистанции между противоречием и нормой.
· Установление новых взаимосвязей, продвижение от единичного к общему.
· Парадоксально звучащая призывная концовка.
В комментариях различают три вида драматургии – линейную, нелинейную и ассоциативную.
При линейной драматургии комментарий начинается с низкого захода, однако затем напряжение стремительно нарастает, и завершается такой комментарий на пике напряжения. Эта схема напоминает траекторию взлетающего самолета. Такой комментарий начинается с нейтральной информации и завершается парадоксальным выводом.
При нелинейной драматургии комментарий, наоборот, начинается с высокого захода, за которым следует спад напряжения и новый подъем в конце комментария. Эта схема напоминает траекторию пикирующего бомбардировщика, когда он срывается вниз, а затем взмывает вверх. Начинается комментарий с нагнетания напряжения. Затем напряжение снижается. Постепенно напряжение возрастает и достигает пика.
При ассоциативной драматургии взлета и падения нет. Комментарий представляет собой движение от ассоциации к ассоциации, в завершение которого автор как будто бы без всяких намерений выходит к цели. Эта схема напоминает прыжки с льдины на льдину во время ледохода. Напряжение при ассоциативной драматургии достигается за счет неожиданных поворотов в рассуждении автора, когда читатели обманываются в своих ожиданиях.