Разновидности (виды) комментариев





В зависимости от стратегии различают четыре вида комментариев: "точка зрения", дискурсивный, диалектический и глоссированный.

1)Комментарий "точка зрения" – это пропаганда автором своей позиции. Начинается он с утверждения, которое затем подкрепляется аргументами, а в заключение повторяется исходный тезис в еще более сильной форме. Особенность такого комментария заключается в том, что автор излагает только свое видение вещей и не приводит доводов "против". Здесь обычно присутствует только один предмет для разбора (событие, явление, человек) и один центральный тезис, касающийся этого предмета. Отсюда следуют преимущества комментария "точка зрения" – небольшой объем и простота восприятия. Но так как в жизни все запутано, неоднозначно и не делится на черное и белое, подобный комментарий может столкнуться с отторжением со стороны образованных читателей, которые глубоко знакомы с предметом комментирования. Поэтому комментарий "точка зрения" хорошо работает только применительно к предметам, неизвестным широкой публике. В противном случае его воспримут только сторонники автора, а противники проигнорируют.

Возможная структура комментария "точка зрения":

· Тезисный или (реже) тематический заход.

· Аргументы к тезису.

· Справочная информация.

· Призыв.

· Вывод.

· Сравнение, закрепляющее вывод.

2)В дискурсивном комментарии автор, наоборот, стремится представить различные позиции, изложить максимально широкий спектр аргументов, чтобы в конце концов перейти к новому пониманию проблемы. В отличие от комментария "точка зрения" здесь автор не навязывает свое мнение. Решающее слово может быть и вовсе оставлено за читателем. Стратегия дискурсивного комментария – это последовательное рассмотрение и исключение позиций, пока их число не сократится до одной – позиции автора.

Возможная структура дискурсивного комментария:

· Тематический и одновременно тезисный заход.

· Антитезис.

· Аргументы в пользу антитезиса.

· Доведение до абсурда.

· Аргументы в пользу тезиса и контраргументы против аргументов антитезиса.

· Вывод.

· Призывной окончательный тезис и аргументы в его поддержку.

3)Диалектический комментарий в свою очередь представляет две точки зрения, которые идеальным образом отражают два возможных взгляда на проблему. На протяжении всего комментария идет борьба между этими взглядами, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону. Завершается диалектический комментарий победой одной из точек зрения при ее уточнении с учетом аргументов "против". Коротко структуру диалектического комментария можно описать формулой "Да. Нет. Да, но".

Возможная структура диалектического комментария:

· Тематический заход.

· Тезис и аргументы в его поддержку.

· Антитезис и аргументы в его поддержку.

· Уточнение тезиса через опровержение аргументов в поддержку антитезиса.

· Вывод: правы одни при условии, что…

4)Глоссированный комментарий, или глосса, – это не анализ события, а нападение на реальность, которая воспринимается как плохая, несправедливая или фальшивая. Автор глоссы выхватывает побочный аспект новости и далее высмеивает его через ассоциации, сцены и истории. Противоречие доводится до абсурда. Неважные детали увеличиваются до максимума, важные, наоборот, сжимаются до минимума. Автор разрушает табу, нападает на предрассудки, выступая в роли наивного и одновременно поучающего.

Возможная структура глоссы:

· Начало прямое (с новости) и непрямое (с ассоциации).

· Максимально возможное расширение дистанции между противоречием и нормой.

· Установление новых взаимосвязей, продвижение от единичного к общему.

· Парадоксально звучащая призывная концовка.

В комментариях различают три вида драматургии – линейную, нелинейную и ассоциативную.

При линейной драматургии комментарий начинается с низкого захода, однако затем напряжение стремительно нарастает, и завершается такой комментарий на пике напряжения. Эта схема напоминает траекторию взлетающего самолета. Такой комментарий начинается с нейтральной информации и завершается парадоксальным выводом.

При нелинейной драматургии комментарий, наоборот, начинается с высокого захода, за которым следует спад напряжения и новый подъем в конце комментария. Эта схема напоминает траекторию пикирующего бомбардировщика, когда он срывается вниз, а затем взмывает вверх. Начинается комментарий с нагнетания напряжения. Затем напряжение снижается. Постепенно напряжение возрастает и достигает пика.

При ассоциативной драматургии взлета и падения нет. Комментарий представляет собой движение от ассоциации к ассоциации, в завершение которого автор как будто бы без всяких намерений выходит к цели. Эта схема напоминает прыжки с льдины на льдину во время ледохода. Напряжение при ассоциативной драматургии достигается за счет неожиданных поворотов в рассуждении автора, когда читатели обманываются в своих ожиданиях.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!