В тибетской культуре медицинское знание имеет священное происхождение и приписывается мудрости будд. История возникновения тибетской медицины сходна с индийской, но начало свое она ведет не от Брамы, как в индуизме, а от последнего Будды предыдущего временного цикла, который и преподал его Браме.
Это был Будда Кашьяпа, третий в линии Будд нашей вселенной и предшественник Будды Шакьямуни. Это было очень давно, в далеко отстоящем от нашего временном цикле. Согласно буддийской мифологии, в первый период нашего нынешнего временного цикла, (который делится на четыре юги) люди жили погруженными в состояние глубокого сосредоточения, обладали чудесными силами, тела их испускали свет, и они даже не нуждались в пище. Но однажды, в силу прошлой кармы, кусочек смолы упал на землю, а кто-то поднял его и съел. Этот кто-то заболел.
Таким образом, несварение стало первой болезнью и возвестило окончание золотого века. Бог Брама, узнавший о болезни человека, исполнился сострадания и захотел излечить его. В то же самое мгновение Брама вспомнил медицинское наставление Будды Кашьяпы - что кипяченая вода излечивает недуги "пищеварения". Им было назначено лечение. Человек выздоровел. Медицина нашего временного цикла началась.
Позднее Брама вспомнил все медицинские поучения, преподанные ему Буддой Кашьяпой. Он передал эти знания близнецам Ашвинам, и в конце концов они спустились в мир людей, к Атрейе, знаменитому наставнику Аюрведы из Таксилы. Атрейя передал их своим ученикам, а они, включая Дживаку, личного врача Будды и святого покровителя тибетской медицины, преподавали и распространяли эти знания дальше.
И подобно тому, как в прошлом временном цикле Будда Кашьяпа преподавал медицину, и его наставления вошли в наш временной цикл в только что описанной линии преемственности, так и Будда Шакьямуни наставлял медицине в нынешнем временном цикле.
|
Традиция считает, что Будда передал несколько медицинских поучений. Самым важным событием в медицинской традиции Тибета является тайная трансформация, при которой Будда принял форму Будды Медицины Вайдурьи и дал медицинские наставления, которые дошли до нас как «Чжуд-ши», «Четыре Тантры»,—самый важный текст тибетской медицины. Его полное название: «Книга нектара бессмертия сердца: тайные устные наставления по восьми отраслям науки врачевания», но почти всегда он упоминается просто как «Чжуд-ши».
Это произошло в мистической Чистой стране, называемой Та-натук (буквально: «Приятная для взора», где Будда в форме Вайдурьи изложил наставления, записанные как «Чжуд-ши». Согласно писаниям, все те, кто хочет практиковать созерцание и достичь нирваны, кто хочет здоровья, долгой жизни и счастья, должны изучать науку медицины. Будда Медицины в Танатуке излучил две эманации. Первой была эманация его ума в форме мудреца Ригпе Еше (Ригпан Йеше). Второй была эманация его речи в форме мудреца Илэ Кье (Йилай Кйе).
Все медицинские наставления о причинах заболеваний и их лечении, которые составляют «Чжуд-ши», записаны в форме диалога между эманациями - Ригпе Еше и Иле Кйе.
При поучении в медицинском раю присутствовали различные боги, риши, буддисты и небуддисты. Они слушали наставления и понимали их соразмерно своим знаниям и способностям. Согласно уровню их осознавания, были написаны различные медицинские трактаты по тому, что каждый из них услышал. Только Илэ Кье понял Будду Медицины полностью. Говорится, что он записал его в 5900 стихах чернилами из ляпис-лазури на листах из чистого золота и что дакини*( Дакини - существа духовного плана, осуществляющие просветленные активное-ги; женские тантрические божества, защищающие буддийское учение и служащие ему. - Прим.ред.) хранят его у себя в Уддияне.
|
Чистая страна медицины Танатук - поле Будды, место за пределами иллюзорного разделения на субъект и объект. Мандала, или космограмма, особым образом отображает это излучение священной исцеляющей способности и силы, являющейся неотъемлемой частью всеохватывающей Природы Будды. Медицинская мандала особенно интересна тем, что она традиционно существует на трех различных уровнях: внешнем, внутреннем и тайном. Ее описание содержит исходную формулу буддийской медицинской мифологии, а также исходную форму аюрведического лечения травами.
Когда рассматривается тайный уровень, то говорится, что она находится на горе Меру, священной горе в центре мандалы, изображающей нашу вселенную. На относительном, материальном уровне, ее местонахождением считается Бодх Гайя, где Будда достиг просветления, или Уддияна (Северо-Запад Индии или Афганистан), где возникла буддийская тантра.
Будда Шакьямуни в качестве Будды Медицины Вайдурьи располагается в центре мандалы «Приятной для взора». Он пребывает посреди небесного города в прозрачном хрустальном дворце, где восседает на троне из ляпис-лазури - драгоценном камне, являющемся символом медицины в буддизме (имя Вайдурья означает ляпис-лазурь).
|
Лучи исцеляющего света, устраняющие всякое страдание, исходят из его сияющего тела. Он темно-голубого цвета и сидит в позе созерцания - полного лотоса. Его левая рука, покоящаяся на коленях, держит чашу для подаяния, а правая рука, протянутая вперед в жесте даяния, держит «великое лекарство» арура, миробалан. Он сияет тридцатью двумя признаками совершенства и восемью знаками великой красоты - отличительными чертами всех Будд. Он окружен прислуживающими ему богами, риши, браминами, буддистами, небуддистами, богинями медицины, ее защитниками, включая трех великих бодхисаттв (Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани), двумя своими ближайшими ученииками - Анандой и Шарипутрой, а также держателями медицинской линии.
Шестнадцать тысяч колонн, сделанных из «пяти видов божественных драгоценностей» поддерживают хрустальный дворец. Во дворце также находится три вида драгоценностей (богов, бод-хисаттв и людей), обладающих целительными силами.
Дворец окружают сводчатые галереи, подиумы для жертвенных богинь, с пятью стенами, восемью ступенями и четырьмя воротами, согласно традиционному построению мандалы. Чарующий сад, окружающий дворец, населен мирными животными -фазанами, попугаям, утками, слонами, медведями, павлинами -и наполнен сладкими целительными запахами лекарственных деревьев, благовоний и ароматических веществ.
В четырех направлениях от небесного города, где пребывает Вайдурья, расположены четыре горы медицины, представляющие собой суть всякого лечения травами и Аюрведы. На южной горе растут лекарства от болезней холода, на северной - лекарство от любых видов жара; на западе - все, что помогает поддерживать хорошее здоровье; а на востоке - леса из миробалана, который излечивает все болезни.
В «Чжуд-ши» и других текстах говорится, что медицинская мандала не просто существует сама по себе как внешняя, внутренняя и тайная реальности, но должна практиковаться вплоть до ее постижения на всех уровнях. Это означает подношение мандалы — преданность Будде Медицины и медицинскую практику (внешний уровень); практику отождествления с Буддой Медицины, а своего мира- с энергиями Чистой страны медицины (внутренний уровень) и окончательное постижение природы Будды как своей собственной истинной природы, себя как Будды Медицины, а своего собственного тела - как медицинской мандалы (тайный уровень). Практиковать мандалу последним способом -означает постичь Трикайю, то есть реализовать в себе природу Будды: его тела, речи и ума.
Если рассмотривать Будда-природу как мандалу пяти Дхья-ни Будд, то Будда Медицины находится в восточном поле. Он отождествляется с Акшобхьей, Дхьяни-буддой восточного направления, который также синего цвета.
Медицинская мандала восточного поля Будды, ее иконографические изображения выглядят так: в виде круга из восьми Будд Медицины32, которые включают в себя Сангье Менлу, (тибетское имя Вайдурьи) и Шакьямуни с расположением последнего, как правило, в центре. Также обычно присутствуют Тара, Манджушри и Ваджрапани, у каждого из которых есть особая исцеляющая эманация.
Астрологическим днем Будды Медицины является восьмой день лунного месяца. Говорят, что в это время власть Будды Медицины и исцеляющих божеств особенно сильна, поэтому его используют для проведения обрядов исцеления и приготовления лекарств.
Среди медицинских божеств немало женских эманации исцеляющей Будда-природы. Помимо Тары, есть богиня Парнашабари, известная как «Покровительница больных», уничтожительница болезней, эпидемий и вредоносных духов. Сама она обладает восемью формами, большинство из которых облачено в листья лекарственных растений. Среди других буддийских богинь, связываемых с исцелением, можно назвать Джангули, Махачину и Экаджати.
Существует также восемь особых богинь медицины33, и одна из них - Дудчи Ма, что буквально означает «Мать нектара».
По тибетской легенде, в одном из человеческих воплощений она родилась в семье индуса, владельца гостиницы, и носила имя Йитогма. Она была необычайно красивой и сильной и занималась выращиванием лекарственных трав и деревьев в черте и окрестностях города Бодхгая, то есть на внешнем, проявленном уровне медицинской мандалы. Она супружествовала с сиддхами, бодхисаттвами и царями, и ее дети наследовали медицинские учения. Говорят, что великий врач-святой Тибета, Бирюзовый лекарь Ютхог ведет свое происхождение с одной стороны от нее и от рода Будды Шакьямуни - с другой.
Древняя гневная форма Дудчи Ма - Дордже Пхамо, Ваджра-варахи, «Алмазная свиноголовая мать». Она - супруга гневной формы Будды Медицины. Эта форма - Черный Конеголовый Тамдрин (Хаягрива) изгоняет злых духов болезни. Он цвета дыма, окружен языками пламени и держит тантрическое оружие для покорения негативных сил. Тамдрин и Ваджраварахи изображаются в любовных объятиях. Они представляют собой союз мудрости и искусных средств, а силой их мантры горячий расплавленный металл вытекает на грудь их врагов, покоряя демонов болезни и преображая их в природу Будды.
Кроме Будды Медицины (Вайдурьи) и других медицинских божеств и богинь, существует особая целительная форма Падма-самбхавы, Лотосорожденного гуру, основавшего Буддизм в Тибете. Его тантрическая форма в виде Будды Медицины называется Ургьен Менла.
У Падмасамбхавы также двенадцать различных эманации, и каждая из них обладает собственным целебным качеством. Например, в своей форме Великого Гуру Великого Блага, (Махагуру Деваче) он может исцелять душевные недуги и психологические нарушения. В форме Лодан Чогседа он помогает при проблемах памяти и может усиливать и обострять силу интеллекта.