Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и социальной защиты. Министерство труда и социальной защиты – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты, а так же координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления в системе Министерства в соответствии с основными направлениями его деятельности четко просматриваются соответствующие структуры областного, городского, районного уровней, обеспечивающие осуществление социальной политики государства. Министерство руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь и Положением о Министерстве труда и социальной защиты, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Министерство осуществляет руководство подчиненными организациями, утверждает их уставы, принимает решение об их создании, реорганизации или прекращения их деятельности, осуществляет методическое руководство, обобщает лучший опыт, контролирует деятельность, информирует население по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает положения, заявления, жалобы граждан, ведет их прием.
В области труда – решает проблемы мотивации и эффективности труда, совершенствования условий и охраны труда, тарифного регулирования зарплаты, предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний, заключения коллективных договоров. Министерство участвует в разработке государственной политики в области профессиональной ориентации населения и профессионального образования, проектов нормативных правовых актов и методических документов по проведению аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров.
|
В области занятости – координирует разработку и осуществляет меры по улучшению демографической ситуации, подготовке прогнозных расчетов численности населения, анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, занятости населения, трудоустройство населения, их переподготовку. Министерство является распределителем средств государственного фонда содействия занятости, контролирует целевое его использование. Осуществляет объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов, программ по защите
детства, государственной молодежной политики, меры по борьбе с пьянством, алкоголизмом, хулиганством[7].
5.1. С тех пор как наша страна ввела институт президентства, на всех этапах ее нелегкого суверенного пути к главной цели – построению сильного, процветающего общества – первостепенной заботой государста была и остается социальная политика.
|
В условиях перехода Республики Беларусь к социально-ориентированной рыночной экономике нет задачи важнее, чем сделать эту политику как можно более эффективной, проводимой в интересах всего общества, поддерживаемой большинством населения А.Г.Лукашенко не раз подчеркивал: власть в Беларуси - для народа, и так будет всегда.
Своеобразным индикатором, который позволяет сегодня судить о социальной эффективности реформ, является уровень и качество жизни населения. Начиная с 1996 года в стране сохраняются позитивные тенденции в развитии экономики, что выражается, прежде всего в ежегодном приросте внутреннего валового продукта, в увеличении открытости национальной экономики для внешней торговли. Это позволило повысить денежные доходы населения. Одним из главных факторов, влияющих на их рост, является оплата труда. Политика в этой ключевой области направлена на поддержание экономической заинтересованности и созидательной активности населения. О том, как идут дела в СНГ, видно из таблицы, в которую в начале этого года опубликовал популярный московский еженедельник «Аргументы и факты»:
Страна | Средняя зарплата (руб.) | Минимальная Пенсия (руб.) | Рост доходов Населения (% за год) | Вклады в банке (на одного чел., руб.) |
Азербайджан | 118,7 | |||
Армения | 119,2 | |||
Беларусь | 136,9 | |||
Грузия | --- | --- | --- | |
Казахстан | --- | |||
Киргизия | 110,7 | |||
Молдова | --- | |||
Россия | 122,2 | |||
Таджикистан | 129,9 | |||
Туркмения | --- | --- | --- | |
Узбекистан | --- | --- | ||
Украина | 119,7 |
|
Из нее следует, что Республика Беларусь по уровню среднемесячной зарплаты, минимальной пенсии, росту доходов населения находится в числе лидиров. Можно привести и другие красноречивые цифры. Если в середине 90-х годов удельный вес расходов на образование составлял чуть больше 5% ВВП, то сегодня – почти 7%, на 3% ВВП увеличились расходы на пенсионное обеспечение, пости 5% составляют сегодняшние расходы на здравоохранение. В целом утвержденная в свое время Программа социально-экономического развития страны позволила выйти на оптимальные рубежи, в которые на момент ее принятия многие не верили. Настойчиво и последовательно реализуя социально ориентированную внутреннюю политику, Республика Беларусь одновременно уделяет самое пристальное внимание повышению социальной защиты своих граждан.
5.2. В последние несколько лет в результате роста реальных денежных доходов уровень малообеспеченности в стране значительно снизился (самый высокий был зафиксирован 1999 году –40,4%). Однако, число по-настоящему обеспеченных людей еще не так велико: по данным обследования домашних хозяйств, в 2003 году доходы свыше двух бюджетов прожиточного минимума имели только 20% от их общего числа. Серьезные подвижки здесь достигнуты в прошлом году. Эта положительная тенденция сохраняется и нынче. С учетом новых реалей, а также негативных процессов, происходивших во многих странах бывшего Союза (развала и хаоса, запустения объектов жилищно-коммунального хозяйства, бездорожья и неустроенности населенных пунктов, оставшихся без света и оторванных от мира деревень России и Украины), руководство страны обозначило в качестве важнейшего приоритета осуществляемой социальной политики необходимость безусловной защиты конституционных гарантий населения. Основным Законом Республики Беларусь установлено, в частности, что каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, медицинскую помощь. Гарантируются общедоступность и бесплатность общего среднего и профессионального образования, закреплено право каждого на пользование учреждениями культуры.
Для того чтобы эти и другие социальные гарантии обрели реальность, чтобы жизнь любого города, поселка, деревушки, возвращалась в нормальное русло, а человек в них не остался один на один со своими житейскими трудностями в1999 году был принят Закон «О государственных минимальных социальных стандартах», обязывающий министерства и ведомства выстраивать определенную систему защиты граждан – путем разработки четкого перечня нормативов по всем видам важнейших услуг.
Государственный минимальный социальный стандарт, записано в Законе, - это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий.
Оговорено также, что бесплатные и общедоступные социальные услуги – услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования из республиканского и местного бюджетов, и подчеркнуто, что государственные минимальные стандарты призваны служить реализации конституционных прав граждан, а также повышению уровня жизни и устойчивому развитию общества в целом. Их задача - удовлетворить основные потребности, обеспечить социальную защиту, оказать необходимую помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации (сложной для самостоятельного решения).
В соответствии с Законом в систему государственных минимальных стандартов включены стандарты в сфере:
- оплаты труда – минимальная заработная плата, республиканские тарифы оплаты труда;
- пенсионного обеспечения – минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;
- образования – бесплатные образовательные услуги, включая дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое образование;
- здравоохранение – нормативы бюджетного финансирования расходов в расчете на одного жителя, услуги по оказанию стационарной, амбулаторной, поликлинической и скорой медицинской помощи, нормы питания и т.д.;
- культуры - нормы и нормативы обеспеченности населения госучреждениями культуры, оказывающими бесплатные и общедоступные услуги;
- жилищно-коммунального обслуживания – нормы общей площади жилого помещения, максимально-допустимая доля собственных расходов граждан на оплату за пользование жилым помещением, коммунальные услуги, капитальный ремонт и т.д.
Этот Закон имеет основополагающее значение, является конституционным и носит рамочный, базовый характер, устанавливает единую правовую основу определения и общего порядка применения минимальных социальных стандартов.
Система государственных минимальных стандартов формируется для того, чтобы, во-первых, были удовлетворены важнейшие потребности человека и в материальных благах и услугах и таким образом соблюдены конституционные гарантии. Во-вторых, для постепенного повышения уровня и качества жизни. Использование слова «минимальные» указывает на возможность обеспечения социальных гарантий на первых порах, и только на минимально необходимом, нижайшем уровне. Что не исключает установления на местном уровне своих, более высоких планок, в соответствии с возможностью местных бюджетов. Местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС, возможны при том условии, если они будут обеспечены за счет собственных финансовых и других ресурсов.
В целом большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов.
Построение такой системы позволяет управлять социальными процессами и более эффективно осуществлять реформу. Создается, по сути дела, механизм позволяющий перейти к подушевному финансированию расходов на социальные нужды, что обеспечивает значительное повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.
Бывает, в средствах массовой информации приводится формулировка государственных минимальных стандартов как государственных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется на определенном, минимально допустимом уровне. Такая формулировка является суженной, так как она сводит обеспечение конституционных социальных гарантий только к государственным услугам, тогда как система этих гарантий шире.
5.3. Основным документом, направленным на выполнение требований Закона и на решение задач по улучшению качества жизни населения, стало постановление Совета Министров от 30 мая 2003 года N 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». Опираясь на установленные стандарты, которые касаются уровня жизни, органы управления разрабатывают систему мер социальной защиты населения, принимают необходимые решения, регулирующие права на получение и размеры социальной помощи. Для отработки данной системы в каждой области были определены экспериментальные районы: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская, Осиповичский (Могилевская). Каждый из них должен был реализовать поставленную задачу по обслуживанию населения к 1 сентября 2003 года. Эта работа была завершена в срок. Более того, и сам эксперимент перестал быть экспериментом: организационные и практические мероприятия по внедрению стандартов осуществляются теперь по всей стране.
Работа по внедрению социальных стандартов находится под постоянным контролем правительства, а также областных, городских и районных исполнительных комитетов, рассматривается на сессиях Советов депутатов. Оценивая ее итоги за предыдущее время, стоит подчеркнуть: заметно повысился уровень «стандартизации» жизненных условий в тех городах и районах, где руководителям всех уровней удалось приложить максимум стараний и заинтересованности. Это обстоятельство определило успешную работу большинства регионов Минской, Витебской и Могилевской областей.
В первом квартале этого года система государственных социальных стандартов была полностью внедрена в 69 городах и районах Беларуси. В целом по республике из 44 государственных социальных стандартов выполнялись 34, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта – в полном объеме.
В жилищно-коммунальном хозяйстве социальный стандарт, определяющий долю собственных расходов граждан на оплату затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, с содержанием придомовых территорий, а также долю коммунальных платежей и отчислений на капитальный ремонт, расчитанных по действующим нормам и нормативам в совокупном доходе семьи, является обязательным и выполняется на всей территории страны. В 2004 году безналичные жилищные субсидии были начислены 381 тыс. семей на сумму более 9,8 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2003 год.
Полностью выполняются нормативы обеспечения домов водой, оборудованных централизованным водоснабжением и канализации.
Соблюдается требование о том, чтобы в квартирах было тепло, температура жилых помещений составляла 18 градусов тепла, а из кранов текла действительно горячая, не менее 50 градусов, вода. Выполняются и минимальные санитарно-гигиенические требования – путем реконструкции действующих и строительства новых общественных бань во многих деревнях и поселках. Повсеместно, в необходимых объемах население снабжается газом и электрической энергией.
В 91 регионе страны внедрены нормативы государственных стандартов в области жилищно-коммунального хозяйства, в остальных эта работа завершается.
Как показала практика, до последнего времени оставались проблемы с уличным освещением (удельный вес освещенных улиц должен составлять не менее 80%) и их усовершенствованным покрытием (не менее 60%). Однако уже в начале этого года в Беларуси из 11,5 тыс. км улиц более половины было благоустроено и 9,5 тыс. км освещено, что в целом соответствует предъявленным требованиям. Вместе с тем социальный стандарт по удельному весу освещенных улиц в полном объеме не был внедрен в 24 районах.
В планах работ заложено также непременное требование качества дорог. На этот социальный стандарт в первом квартале не вышли в 20 районах. Не обеспечивается в полном объеме график подачи горячей воды в трех районах Витебской области и трех районах Минской области.
5.4. В области образования из десяти социальных стандартов пока не выполнен только один норматив обеспечения учащихся персональными компьютерами, за исключением Минска и Минской области (здесь внедрены все 10 государственных стандартов). Однако в некоторых районах общая площадь учебных заведений ниже нормы (в городах Полоцке, Гомеле, Мозыре). В ряде районов Брестской области, а также в Житковичском районе Гомельской области не вышли на требуемый уровень обеспеченности дошкольников местами в учреждениях образования. В остальных районах заложенная в программе норма (один компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на учреждение) остается пока нереализованной. Уже на конец 2004 года 89% базовых и средних школ, лицеев, гимназий, учебных комплексов были оснащены компьютерными классами или программно- техническими комплексами (в 2000 году- 75%, в 2002 году- 83%). Результаты реализации республиканской программы «Информатизация системы образования» были рассмотрены на заседании коллегии Министерства образования. По ее итогам во всех областях решениями облисполкомов утверждены поквартальные графики, в первую очередь по нормативу обеспечения учащихся персональными компьютерами. На их реализацию из средств местных бюджетов предусмотрено направить 12 миллиардов рублей.
В области культуры – установлен норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования, и 0,2 за счет оказания платных услуг. В прошлом году в среднем по стране обеспеченность расходов на культуру с учетом всех источников в расчете на одного человека составила 1,9 базовой величины, в том числе за счет бюджета –1,7, платных услуг –0,2 базовой величины. Расходы на культуру повсеместно обеспечены на уровне или выше установленного норматива.
В области связи из 4 государственных социальных стандартов полностью внедрены 2 (норматив телефонизации фельдшерско-акушерских пунктов и частота доставки почты в районах). Два норматива находятся в стадии выполнения: по плотности телефонных аппаратов (в районах из расчета – 27 на 100 человек, в областных центрах – 31 единица на 100 человек), а также по наличию таксофонов (из расчета 1 таксофон на 1 тысячу человек).
В области транспортного обслуживания из 6 социальных стандартов во всех районах полностью внедрены 2: норматив наличия автостанций (автокасс) для обслуживания пассажиров автобусных маршрутов и норматив обслуживания населения на внутриобластных (междугородных) маршрутах с учетом железнодорожного транспорта. Норматив охвата транспортным обслуживанием центральных усадеб сельских Советов и сельхозкооперативов выполнен по республике на 99,5%. Из 2264 населенных пунктов, где расположены эти усадьбы, имеют регулярное автобусное сообщение 2254, в том числе в Брестской области – 98,21%, Гомельской –99, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской –100%. Регулярное транспортное сообщение связывает подавляющее большинство населенных пунктов Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей. Ни осталось, ни одной деревни, где больше 10 дворов, в которую не приходил бы автобус. В полном объеме транспортные социальные стандарты выполнены в75 из 118 районов (63,6%), в том числе в Брестской области – 6 (37,5%), Витебской – 14(66,6),Гомельской 12(47,6), Гродненской 8 (47), Минской 14 (63,6), Могилевской –21 (100%).
В области социального обслуживания внедрение стандарта по обеспеченности центрами социального обслуживания населения завершено повсеместно к 1 ноября 2004 года. В республике функционирует 156 учреждений такого типа.
В области здравоохранения норматив обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами суммарно) в целом выполняются. При этом данный показатель дифференцирован с учетом нужд каждого региона. Норматив обеспеченности врачебными, фельдшерскими и специализированными бригадами скорой медицинской помощи выполняется в целом по стране[8].
Заключение
Можно сделать вывод, что социальная политика в Республике Беларусь осуществляется на должном уровне:
1. Реализуются программы занятости:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профессиональных союзов, ассоциаций, предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республики Беларусь.
-
2. Оказываются помощь малоимущим слоям и многодетным семьям, а также детям, проживающим в радиационной зоне.
3. Определяются критерии улучшения качества питания, медицинского обслуживания, разрабатываются комплексные целевые программы,
в рамках, которых устанавливаются сроки решения проблем.
4. Предоставляются льготы пенсионерам, населению, пострадавшему на ЧАС, безработным, инвалидам.
5. Создаются условия для гармонии этнациональных и межрелигиозных отношений.
6. Регулируются доходы населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоёв населения