Рекомендации по отбору и организации материала




Проблема периодизации психического развития.

Выготский. Три группы схем периодизации психического развития:

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. Биогенетический принцип. Существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез). Периодизация в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка. Недостатки: внешний шаблон накладывается на внутренний процесс.

2. На основе выделения одного признака детского развития, как условного критерия членения на периоды. П.П.Блонский. Детство расчленяется на эпохи на основе дентиции, т.е. появления и смены зубов. Признаки, по которым выбрано основание: а) показательно для суждения об общем развитии ребенка; б) легко доступно наблюдению; в) объективно. Дентиция связана с особенностями конституции растущего организма: кальцификация и деятельность желез внутреннего развития. Порядок прорезывания зубов: беззубое детство, детство молочных зубов, детство постоянных зубов. Штерн. Схема на основании развития какой-нибудь одной стороны: раннее детство: игровая деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. Недостатки: 1. Субъективность. Критерий выбирается по субъективным основаниям; 2. Берется единый критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. Но ценность этого признака с возрастом может меняться; 3. Установка на исследование внешних признаков детского развития, а не внутреннего существа процесса. Внутренняя сущность вещей и внешние их формы не совпадают.

3. Гезелл. Изменение внутреннего ритма и темпа психического развития, из определения текущего объема развития. Выделяет отдельные ритмические периоды развития, объединенные внутри себя постоянством темпа развития. Динамика детского развития – процесс замедления роста. Ошибка в том, что Геззел не видел в развитии качественных преобразований, развитие для него – это рост, увеличение того, что дано с самого начала. Односторонность – да темп замедляется, но им не все исчерпывается.

4. Принципы подлинной периодизации. Внутреннее изменение самого развития. Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения – развитие – это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного.

Критерий возраста – новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Динамика развития: изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически.

Стабильные периоды – нет резких сдвигов, микроскопические изменения личности.

Кризис – за короткий срок резкие и кардинальные сдвиги, меняется весь в целом. Границы не отчетливы, резкое обострение кризиса. Обнаруживается трудновоспитуемость ребенка.

Структура и динамика возраста. Возраст - целостное динамическое образование. В каждую возрастную эпоху – личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой части.

Структура возраста:

Центральное новообразование – результат, продукт возрастного развития, ведущее понятие для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в школьном). Возникновение, изменение и сцепление структурных новообразований характеризуют динамику возраста.

• Роль среды в динамике возраста. Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Возникнув в сознательной личности ребенка, новообразования приводят к тому, что изменяется сама эта личность. Новая структура сознания неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни ребенка и внутренней активности его психических функций.

Социальная ситуация – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Закладывает формы и путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности. Она определяет весь образ жизни ребенка, и его социальное бытие.

Изменения в сознании возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Возникающие новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания и изменяют всю систему его отношений. Это приводит к необходимости смены и социальной ситуации развития. Ребенок стал другим существом – необходимо должна измениться социальная ситуация развития (ССР). Перестройка социальной ситуации развития составляет главное содержание критических возрастов.

Основной закон динамики возрастов. Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование ССР, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.

Леонтьев.

Обращается к понятию личность через понятие деятельность. Любая деятельность предметна, мотив деятельности – предмет. Представление о личности – представление о мотивационной сфере.

• Проблема структуры и генеза.

Строение личности постоянно меняется. Каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития.

• Проблема выделения параметров развития личности.

Личность определяют параметры:

• Широта, разнообразие социальных связей. Для личности это – разнообразие мотивов. Критерий – количество мотивов.

• Степень иерархизации мотивационной сферы. Есть ли структура и какова она (соподчинение мотивов). Ядро личности – структура мотивов.

• Индивидуальный профиль мотивационной сферы, структура в развитии.

Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.

1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.

2-е рождение. Самосознание.

Первое рождение личности происходит у ребенка в возрасте примерно 3 лет. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации. Такая ситуация – борьба двух равнозначимых побуждений или мотивов, выбор между которыми трудноосуществим (один мотив – будущая награда, конфета, другой мотив – социо-культурный запрет, договоренность со взрослым). Первое рождение личности происходит внутри социального индивида (для ребенка это разделенные отношения со взрослым). Плач ребенка свидетельствует о наличии иерархии мотивов, соподчинении – есть ведущие и подчиненные мотивы. Структура мотивов – ядро личности.

Второе рождение личности возможно при осознании своих мотивов, обычно это происходит в подростковом возрасте. Второе рождение – осознание своих мотивов, потому что, осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно.

Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

Свойства развитой личности:

• Личность по определению является творческой

• Личность является множественной, сохраняя при этом целостность

• Личность существует только в развитии.

Развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Ведущая деятельность:

• Деятельность, в которой формируются главные новообразования;

• Формируются и закладываются основы будущей личности;

• Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Эльконин. Социальная ситуация и ведущая деятельность – основные движущие силы и источники развития. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида:

• Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет);

• Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

Младенчество (2 мес-1год) – ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. 2-3 мес. – «комплекс оживления». Но к концу первого года потребностей становится больше, но не развиваются возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир.

Раннее детство (1-3 года) - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. На первом месте собственно исследовательская активность: свои движения, перемещение в пространстве, предметы. Знакомство со свойствами объектов окружающего мира. Освоение общественно выработанных способов действий с предметами происходит в общении с взрослыми. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых. Но непосредственно в мире взрослых он жить не может.

Дошкольный возраст (3-7 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра – коллективная игра в которой расписаны роли участников. Ребенок осваивает новые роли, учится подчинать поведение новым правилам и мотивам. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. Основное развитие происходит внутри ролевой игры. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Ребенок понимает, что ему надо учиться.

Младший школьный возраст (7-12 лет) – ведущая деятельность – учебная, в ней осуществляется познавательное развитие. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил.

Подростковый возраст (12-17 лет) – ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Формирование нравственных ценностей, представления о себе, о смысле жизни, самосознания. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности.

Взрослый возраст (от 17 лет) – ведущая деятельность - учебно-профессиональная. В процессе ее происходит развитие психики и личности.

Эти периоды сгруппированы в 3 эпохи, по 2 периода. Эпохи отделены большими кризисами, 3 и 12 лет. Первый период каждой эпохи характеризуется такой ведущей деятельностью, в рамках которой происходит освоение мотивов и смыслов поступков, развивается мотивационно-смысловая сфера. Во втором периоде каждой эпохи ведущие деятельности способствуют развитию познавательной сферы и исполнительской деятельности.

Эриксон. Эпигенетическая концепция развития личности. Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.

По Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжается всю жизнь.

Стадии:

Младенчество (до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);

Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости,стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);

Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);

Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);

Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость);

Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);

Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение);

Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).

Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием).

Цель контрольной работы систематизировать знания, полученные студентами на аудиторных занятиях и при ознакомлении с научной и учебной литературой.

Тематика предлагаемых контрольных заданий отражает содержание следующих тем: предмет, задачи и методы возрастной психологии, проблемы психического развития в зарубежной и отечественной психологии ХХ века.

Контрольная работа дает представление о подготовленности студента по теоретическому курсу, его умении самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выделять наиболее существенные аспекты изучаемого вопроса, а также оформлять работу.

Темы контрольных работ

1. Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

2. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

3. Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Распределение по темам в соответствие с официальным списком.

Рекомендации по отбору и организации материала

Независимо от темы должны быть раскрыты следующие вопросы:

• Актуальность заявленной проблемы (противоречивость позиций ученых, значимость для практики).

• Специфика предмета и методов исследования в возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии.

• Теории психического развития ХХ века (результаты анализа литературы представить в таблице 1):

Таблица 1

Общая характеристика теорий психического развития

Концепция Предмет исследования Методы исследования Понятие о развитии психики Ход развития
  Биогенетическая рассматривали развитие психики как саморазвертывание наследственно заложенной программы, обеспечивающее адаптацию ребенка к условиям среды, что соответствовало идеям Ч. Дарвина. ведущая роль наследственности в психи- ческом развитии. А. Гезел выработал систему тестов и показателей нормального развития детей от 3 месяцев до 6 лет. А. Бине разрабо- тал нормативы интеллектуального развития и тесты интеллекта для детей от 3 до 18 лет. Психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. (Штерн) Теория рекапитуляции - ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
  Психоаналитическая Бессознательное Интерпретация (психоанализ) снов, описок, оговорок – всего, что проявляется в бессознательном. Психическое развитие – саморазвитие, при котором обучение не могло повлиять на данный процесс, то есть психическое развитие отождествлялось с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Развитие происходит поэтапно. 1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. 2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. 3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. 4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. 5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.
  Бихевиористская Поведение, как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Наблюдение и эксперимент. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Развитие психики отождествляли с формированием социального поведения (научением). Механизм научения – образование новых связей между безусловными стимулами, непосредственно связанных с потребностями и условными стимулами, ассоциативно связанных с потребностями по закону образования условный связей И.П.Павлова.
  Генетическая Интеллект, движущей силой интеллекта является адаптация. Метод клинической беседы – синтез объективного экспериментального метода, с более инфор-мативным, но субъективным метода беседы.   Путь развития мышления – экстериоризация - переход от индиви- дуального к социальному: первоначально существуют мышление и речь, направленные на себя, в школьном возрасте они направлены на окружающий мир.
  Гуманистическая Индивидуальные особенности личности. Методы – наблюдение и много- ф а к т о р н ы е л и ч н о с т н ы е опросники и интервью.   Факторы развития личности: наследственность и среда. Врожденные предпосылки – основные (генотипические) черты. Общество стимулирует развитие одних генотипиче- ских черт и тормозит развитие других, в результате форми- руются инструментальные (фенотипические) черты. Движу- щая сила развития – потребность в самосовершенствовании. Цель развития – достижение самости (реализации собственной уникальности), поэтому критерий периодизации: развитие про- приума (функций, обеспечивающих движение к самости)
  Культурно-историческая Сознание (высшая психическая функция человека). Наблюдение Психическое развитие представляет натуральные явления-врожденные предпосылки формирования ВПФ и культурные явления ВПФ, формирующиеся при жизни на основе натуральных. Ребенок усваивает и присваивает общественно-исторический опыт прошлых поколений. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
  Деятельностная Деятельность как динамическая система взаимодействия субъекта с миром; преобразуя в деятельности предметный мир, субъект изменяется сам (изменяются его сознание, личность). Анализ преобразований психической реальности в процессе деятельности. Развитие психики – качественные преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования. Развитие сознания находит в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и и новая стадия развития.

Примечания:

Предмет исследования – какие аспекты психики исследовались в этом направлении. Методы – какие способы исследования применялись (кратко раскрыть).

Понятие о развитии психики – что в психике изменяется (какие предпосылки врождены и какие качества, способности… формируются при жизни).

Ход развития – как происходят изменения.

В зависимости от темы должны быть раскрыты рабочие понятия: условия и движущие силы психического развития, обучение, периодизация психического развития.

В зависимости от темы должен быть представлен сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к изучаемой проблеме психического развития:

А) Биогенетические теории (Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Мейман, А. Бине, А. Гезел)

Б) Психоаналитические теории развития личности (З.Фрейд, А.Адлер, Э. Эриксон),

В) Бихевиористские теории развития (Дж.Уотсон, Б. Скиннера, А.Бандура, Сирс),

С) Генетическая психология Ж.Пиаже,

Г) Гуманистические теории развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу),

Д) Культурно-деятельностный подход в психологии развития (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

Если какая-то из проблем не рассматривалась конкретным автором, ставится прочерк.

Сравнительный анализ подходов к решению проблем возрастной психологии можно представить в таблицах.

Подход Автор  
Биогенетические теории А.Бене  

Тема 3. Необходимо рассмотреть подходы к решению проблемы периодизации психического развития ребенка в биогенетических теориях (Холл–Гетчинсон, Э.Мейман, К.Бюлер), Теориях З. Фрейда и Э. Эриксона, теории Ж. Пиаже, в теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. К каждой теории необходимо определить критерий периодизации и заполнить таблицы.

Тема 3. Необходимо рассмотреть подходы к решению проблемы периодизации психического развития ребенка в биогенетических теориях (Холл–Гетчинсон, Э.Мейман, К.Бюлер), Теориях З. Фрейда и Э. Эриксона, теории Ж. Пиаже, в теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. К каждой теории необходимо определить критерий периодизации и заполнить таблицы.

Периодизации психического развития в биогенетических теориях

Автор Стадия филогенеза Стадия онтогенеза Характеристика стадии
Холл–Гетчинсон.     Стадия рытья и копания. (первобытность) От рождения до 5 лет. Дети любят играть с песком.
Стадия охоты и захвата. (первобытность) От 5 до 11 лет. Появляется замкнутость, неосторожность по отношению к окружающим.
Пастушеская стадия. (первобытность) От 8 до 12 лет. Стремление строить «домики», желание иметь домашних животных, заботиться.
Земледелие. (от первобытности до средних веков) От 11 до 15 лет. Интерес к явлениям природы, садоводству, наблюдательность.
Стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. (Новое время). От 14 до 20 лет. Осознание роли науки, экономических отношений, стремление к коллекционированию и обмену.
Э.Мейман Первобытность. (стадия фантастического синтеза) От 0 до 7 лет.   Синтез представлений без участия логики, на основе воображения.  
Античность – средние века. (стадия анализа)   От 7 до 12 лет.   Дифференциация знаний, освоение отдельных научных фактов, адекватных представлений об отдельных явлениях.
Новое время (стадия рассудительного синтеза). Низшие животные (стадия интеллекта). От 12 до 16 лет. Интеграция научных знаний в единую картину мира.
К.Бюлер.    
Новорожденность   Обеспечивается врожденными приспособленными механизмами.
Позвоночные (стадия дрессуры). От 1 месяца до 1 года Обеспечивается формированием условных рефлексов, навыков.
Антропоиды и человек (стадия инсайта). От 1 года Появляются «ага-переживания», позволяющие мгновенно решать задачу.

 

Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона

Название Возраст Основные проблемы Достижения по Фрейду Новообразования по Эриксону
1) Оральная стадия.   0-1 год   Рот (сосание, кусание, жевание.) Отвыкание (от груди или рожка).     Отделение себя от материнского тела.     Базальное доверие - базальное недоверие, Надежда. (В зависимости от материнского по- ведения и удовлет- ворения потреб- ностей ребенка формируется либо базовое доверие, либо недоверие).
2) Анальная стадия     1-3 года     Анус (удержание или выталкивание фекалий).   Приучение к туалету (самоконтроль).   В зависимости от родительского по- ведения при при- учении ребенка к опрятности фор- мируется либо ав- тономность, либо стыд (сомнение)
3)Фаллическая стадия.     3-5 лет     Половые органы (мастурбация).   Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Инициативность. Развитие самосознания приводит к становлению способности самостоя- тельно определять цели собственной деятельности. В зависимости от ро- дительского отношения к волеизъявлению ребенка формируется либо инициа- тива, либо чувство вины.  
4) Латентная стадия.   5-12 лет   Отсутствует (сексуальное бездействие).   Расширение социальных контактов со сверстниками.   Трудолюбие – неполноценность, Компетентность. В зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности
  5)Генитальная стадия   12- I8 лет.   Половое созревание. Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям). Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.   Становление индивидуальности - ролевое смешение, Верность. Расширение сферы соци- альных взаимодействий и способность интегри- ровать знания о себе при- водит к формированию «Эго-идентичности». Если таких предпосылок нет – возможна диффузия иден- тичности.

Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже

Стадия Возраст Характеристика
Сенсомоторная стадия   От рождения до 18-24 месяцев. Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия.
Дооперационная стадия   От 1,5–2 до 7 лет Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними.
Стадия конкретных операций От 7 до 12 лет   Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дите могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами.
Стадия формальных операций От 12 до 17 лет Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению.

 

 

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Эпохи Стадия Соц. ситуация развития Тип ведущей деят-ти Новообразование Кризис Стадия Соц. ситуация развития Тип ведущей деят-ти Новообразование Кризис
Раннее детство 1. Младенческий возраст Человек-человек.Возникновение нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери Непосредсвенное эмоциональное общение: обмен эмоциями. Потребность в общении и эмоциональном отношении. Кризис мировозрения (осознаниенедостазнаний и умений) 1 года 2. Ранний возраст Человек-предмет Предметно-орудийная деятельность: освоение способов употребления орудий.   Развитие речии наглядно-действенного мышления. Кризис отношений (неудовлетворенность в сложившихся отношениями с окружающими) 3 лет
Собственно детство 3. Дошкольный возраст Человек-человек.Предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — есть общение Сюжетно-ролевая игра: моделирование деятельности и взаимоотношений взрослых. Стремление к общественно-значимой деятельности. 7 лет 4. Младший школьный возраст Человек-предмет Учебная деятельность: освоение основ научного знания. Произвольность психический явлений, внутренний план действия. 11-13 лет     11-1
Отрочество 5. Подростковый возраст Человек-человек Интимно-личностное общение: освоение норм взаимоотношений, существующих в мире взрослых. Самооценка, критическое отношение к окружающим, стремление к взрослости и самостоятельности, подчинение коллективным нормам. 17 лет   6. Юношеской возраст Человек-предмет Учебно-профессиональная деятельность: усвоение профессиональных знаний и умений. Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы. 21 год    

При заполнении таблиц необходимо не просто назвать, но и раскрыть уникальность конкретных подходов к решению названных проблем, раскрыть специфические термины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: