Взгляд на демонов с позиции практики Дхармы подразумевает понимание двух уровней. С точки зрения абсолютной истины их не существует. Как и вообще все сущее, они не имеют собственной природы. В действительности они пусты. А на уровне относительной истины они обладают обусловленным существованием. И следует защищать себя от их негативного влияния.
Ламы объясняют, что призраки появляются из понятийности, они происходят из двойственности ума. Реальны они или нереальны, зависит от воспринимающего. Если ум располагает «чистым видением» мудрости Ваджраяны, тогда они воспринимаются как чистые явления, так же как сансара и нирвана нераздельно воспринимаются как три-кайя. Подходя к привидениям и духам на уровне абсолютной истины, мы осознаем природу пустоты, их и нашу, поэтому ничто не может повредить нам. Мудрость, возникающая из осознавания пустоты, есть Дхарма-кайя; ничто не может повлиять на нее.
С осознанием шуньяты всякая болезнь и негативность покоряется или рассеивается. Этих проявлений просто не существует.
В такой мудрости нет надежды или страха, поэтому, даже если демон представляется ринувшимся вперед с пылающим кинжалом, а человек, чей ум осознает пустоту, остается неподвижен и непреклонен, то никакой демон не может повредить ему. Демон исчезает. Все есть изначальная чистая природа ума. Даже защитные меры против отрицательных духов (экзорцизм и им подобное) становятся ненужными по осознании пустоты. Как говорится в одной тантре:
Когда постигнута природа умато понимаешь, что все:
совершение подношений и выполнение ритуалов
и все прочие виды деятельности включены в ум28.
Мы можем победить всех демонов и призраков самым высшим лекарством - постижением сияющей пустоты, абсолютной истины, из которой непроизвольно возникает сострадание.
|
На относительном уровне негативные силы и демоны понижаются как действительно существующие, но абсолютная истина - что все явления не имеют собственной природы и порождался привычками собственного «я» из бесчисленных жизней, все равно подразумевается. В своих работах по буддизму и злым Духам Г.В. Гюнтер писал:
«Религия превратила с помощью символов помогающие силы и энергии в богов, а дурные силы в демонов и дьявола, которые для философии не что иное, как смешение внешней видимости и запутывающих упрощений. Буддизм, похоже, больше склоняется к философской стороне: он отвергает слепую веру в богов и демонов, но по мере развития ему также пришлась не по нраву и «интеллектуальная» попытка полностью убить в нас примитивное»29.
Ламы подчеркивают, что не следует пытаться ограничивать широту существования в целом и «демонов» в частности до плоских и линейных понятий, которые было бы легче понять. Они отказываются относиться к демонам только как к психологическим явлениям, как это понимается на Западе. Это, конечно, явления психологические в том буддийском смысле, что мы материализуем любые элементы своего восприятия. Попытки определить демонов в терминах, приемлемых для современной психологии, говорят они, типичны для материализма современного человека. Это правда, говорят они, что демоны нереальны и не существуют с абсолютной точки зрения и что они выражаются в символических терминах, заимствованных из примитивных поверий. Но, говорят они, пока мы не осознаем пустоту, то с этими, хотя и невидимыми негативными энергиями, воздействующими изнутри или снаружи, придется очень даже считаться.
|
Даже не осознав еще полностью пустоту, человек, практикующий дхарму, знает, что мир является материализованной проекцией ума, результатом двойственного понимания. Но омраченности все еще присутствуют, и человек все еще цепляется за проекции, за ощущение себя как отдельного субъекта и другого как внешнего объекта. Поэтому, хотя интеллектуально можно понимать духов как аспект ума, они все еще могут нанести вред.
Иллюстрацией этого может служить история о йоге, медитацию которого жутким образом нарушала змея, которая постоянно приходила и отвлекала его, вызывая чувство страха. Его гуру давал ему советы, но ничего не помогало. В конце концов гуру сказал ему взять палку (не нож), и начертить крест на животе змеи, что должно было поразить ее. Сделав это, йог впоследствии обнаружил крест на собственном животе. Тогда он осознал природу ума и достиг освобождения.
Сострадание понимается как высшее лекарство и защита от духов и демонов, ибо, согласно психологии дхармы, когда мы пытаемся отвергнуть что-либо, мы фактически становимся более уязвимы для этого. Мы достигаем осознавания этого в практике созерцания и наблюдения за умом. Мы позволяем бессознательному выходить на поверхность, не отвергая и не отождествляя себя с этим. И оно таким образом начинает терять свою власть над нами. Как только мы понимаем природу пустоты, даже только в течение какого-то мгновения, сострадание появляется незамедлительно.
|
В этом случае не сражаешься с демонами, а чувствуешь радость, что имеешь возможность очистить собственную карму и желаешь, чтобы из-за испытываемых тобою трудностей другим не пришлось страдать. Ламы говорят, что одного такого положительного и альтруистического отношения достаточно, чтобы любые препятствия или демоны исчезли сами по себе.
Помимо развития сострадания и понимания пустоты (т.е. мудрости), на абсолютном уровне существуют другие родственные тантрические практики, применяемые для защиты от негативных сил. Например, в Ваджраяне это мандала- мистический круг, который применяется и с этой целью. Он служит защитой от демонов, будучи первым шагом к целостности сознания, тогда как демоны и дурные силы по определению препятствуют достижению более высоких уровней осознавания.
Мандала - это космограмма, внешняя часть которой представляет собой непроницаемую преграду для негативных демонических воздействий. Можно визуализировать себя защищенным границами этой священной конструкции. Или же можно отождествляться с гневным божеством (ийдамом), и испускать из различных чакр лучи света, которые превращаются в тантрическое ритуальное оружие, формирующее круг (иногда километрового диаметра), защищающий от разрушительных негативных энергий, препятствующих единению с сознанием мудрости. Эта практика также подразумевает уверенность в том, что ничто не может повредить тебе,.а также представление себя в виде Будда-аспекта.
Практика созерцания гневных божеств, таких как Махакала, Ваджракилая, Ваджрапани, Хайягрива, Гаруда, Калачакра и т.п. Уничтожает демонов. Психологическая значимость таких созерцательных визуализаций была описана Гербертом Гюнтером:
«Все то, что появляется из глубины психической жизни человека и не было и не может быть ясно понято и что не только беспокоит, но также порой властвует над ним, было четко обозначено словом «демоны». Когда демоны не просто фигура речи, они есть живое выражение активной вовлеченности человека в реальность, какой она переживается в ужасе или экстазе. Чувства, которые мы ощущаем, указывают на нечто скрытое, непостижимое и демоническое, что неизменно поражает нас. Если поддаться этому без понимания, то это приведет к потере целостности. Особенно это случается, когда демоны абсолютизируются, как в суевериях и эстетизме, когда человек отдается своим страстям и переживаниям. Вот почему чрезвычайно важно разрушить наклонности, лишающие личность целостности. Но сделать это - означает распознать, чем они являются на самом деле. Это распознавание будет и пищей для ума, и прекращением всего, что вызывает в человеке неудовлетворенность, препятствущую ему найти себя. Гневный йидам Махакала, Черный Властелин Трансцедентального Осознавания, держит в руках пылающий кинжал, которым отсекает нити жизни этих демонов, и череп, до краев наполненный их мозгом, который он вливает себе в рот»30.
Большинство сумасшедших не обладают достаточным присутствием духа, чтобы применять религиозное лекарство духовных практик самостоятельно, поэтому ламы могут делать это за них. Это является обычной процедурой.
Невротикам и больным, которые не полностью лишены своих способностей, настоятельно рекомендуется выполнять как можно больше религиозных практик для самолечения. Чтение мантр особенно благотворно для отпугивания демонов безумия, но обычно проводится после принятия специальных психиатрических лекарственных составов. Также настоятельно рекомендуется сосредоточение на сострадании, любви и равностном отношении ко всем существам.
Существуют также возможнсть умиротворения демонов. Одна из них - вежливо попросить их уйти, предложив им что-нибудь приятное. Это могут быть как реальные, так и представляемые подношения. Следует заметить, что подношения, любимые демонами более всего, - это наши собственные пороки и привязанности (которые их и создали на глубоком уровне). Если мы можем отдать это в уме, демоны удовлетворены. Все это означает, что наша привязанность к своим привычкам, омрачениям, отвращениям и желаниям и есть именно то, что привлекает этих духов. Если мы отказываемся от них, это автоматически отстраняет духов от нас.
Другие дхармические методы обращения с ними включают в себя, согласно Патрул Ринпоче, веру и преданность Будде и своим учителям; применение мантр и обрядов; совершение милосердных и добродетельных действий; ношение благословленных защитных колец и заклинаний в качестве амулетов; принятие специальных лекарств, особо приготовленных с помощью мантр, прикладывание освещенных мантрами медицинских масел к специальным точкам на теле и вдыхание благословленных медицинских благовоний.
Существуют специальные благовония и обряды их подношения (бсангс и гсур), разработанные для удовлетворения различных видов духов, защитников и божеств. Освященные смеси зерна и пищи (а иногда медицинских трав) сжигаются на поленницах из свежих сучьев вечнозеленых растений. Человек, совершающий обряд, визуализирует гигантские клубы дыма, спирально поднимающиеся в небо, с жертвенными богинями, сидящими верхом на радужных лучах света и совершающих подношения всему, что желанно и необходимо. Силой визуализации подношения тысячекратно умножаются. Считается, что все духи удовлетворены и рассеиваются в радужный свет, а затем в бесконечное пустое пространство Алмазного ума. Говорят, что лама Мипхам однажды написал подобный обряд подношения специально, чтобы утихомирить разразившуюся эпидемию душевных болезней в одной из частей Тибета, и успешно укротил ее с помощью этой практики.
Экзорцизм
На поверку, обряд заклинания духов, применяемый тибетской Дхармой, оказывается чистейшим образцом активной духовной практики, а не каким-нибудь волшебным фокусом-покусом. Вплоть до последних десятилетий большинство сторонних наблюдателей, ученых, и даже некоторые представители других ветвей буддизма, считали Ваджраяну и тантрический буддизм Тибета чем-то вроде колдовства или жречества.
Особенно обряды заклинания и противодемонические процедуры становились легкой мишенью для обвинений в идол опоклонстве и кощунстве. Но для тибетских буддистов эти обряды и техники являются тантрическими средствами для применения сил мудрости и сострадания. Негативным энергиям в магической символической форме противопоставляются осознавание и средства, находящиеся за пределами рационального. Лама-врач-заклинатель—это духовный волшебник, который понимает, что очищает демонов своего собственного ума, мощные, кажущиеся независимыми силы бессознательного, а также негативные силы во внешнем мире. Он видит демона как воплощение негативного, т.е. как неизбежное следствие сансарического невежества. Он обладает состраданием к призракам и желает им освобождения. Страха нет. Алмазная природа ума - осознавания не может быть потревожена или разрушена призраками и идеями о призраках.
Само по себе заклинание не является какой-то спиритуалистической причудой, окрашенной жестокостью (как это показыают в кино). Это духовный труд, выполняемый инструментами Бодхичитты и сострадания. Как бы в пояснение этого тибетолог Джузеппе Туччи называет великого ваджрного мастера Падма-самбхаву «Il exorcisti» — освободитель, подходящий ему титул, выражающий сущность тантр.
В тибетской традиции существует много видов обрядового заклинания. Ритуал заклинания (бгегс-бзлог-чог) -способ устранения демонов, злых сил и препятствий, которые либо затрудняют дхармическую практику, либо причиняют вред здоровью. Если защитные меры, такие как визуализация мандал, мантры или амулеты, не применялись для предотвращения вмешательства демонов, тогда демонов и духов следует изгонять.
Первый из мирных типов заклинаний называется выкуп духа (глуд). У него есть много вариаций. Одна из них-это когда после подношений и выполнения пуджи демоны удовлетворяются и уходят прочь.
Другая разновидность - это выкуп куклой (глуд-тшаб). В этом случае делается кукла, представляющая больного человека (обычно из соломы), и в нее помещают различные вещи, такие как одежда больного, рис, сахар, соль, масло и серебро. Эта кукла бросается в том направлении, откуда данный вид духа появляется. Демон довольствуется этим и уходит прочь.
Еще один «мирный» метод-это обряд перекрещенных нитей (мдос). Делается мачтоподобное сооружение с цветными нитками весьма и весьма привлекательного вида. (Это выглядит как мексиканский «глаз бога».) Его выставляют снаружи дома больного человека, и привлеченный им демон входит в него, тем самым принимая его в качестве выкупа.
Убивающие, или грозные типы заклинаний бывают трех видов: захоронение, сжигание и выбрасывание. Все они сопровождаются визуализацией и мантрой, которые дают ламе-врачу силу для успешного совершения заклинания. Кроме того, в разрушительных заклинаниях сознание демона переносится ламой в другой мир, в котором тот сможет слышать дхарму и вступить на путь освобождения.
В грозном ритуале захоронения (мнан) духов призывают и заставляют войти в какой-либо предмет, который затем хоронят.
Другой гневный метод — сжигание (бcрег). Один из способов - это призвать их, а затем сжечь в руке с помощью особого приспособления. Они также могут привлекаться к священным подношениям огня, таким как топленое масло, помещенное в какой-нибудь сосуд. Духи входят в него и сгорают.
Другой тип заклинания — выбрасывание (бханг). В этом случае для духов делается что-нибудь привлекательное из сухой травы. Их призывают, и они входят в это. Затем на это бросают торму (фигурная жертвенная лепешка) - тяжелую как бомбу, а затем сжигают31.
Для всех этих типов заклинаний необходимы две основные вещи: понимание пустоты и сострадание к духам. Если человек или лама обладают ими, то нет реальной нужды совершать сложные обряды или заклинания. Пустота и сострадание - два абсолютных вида оружия или лекарства.
Часто ламы совершают заклинания просто потому, что пациент и его семья сильно впечатляются этим и привязаны к обряду. Обряд заклинания помогает им, предоставляямодель, на которой можно видеть удаление негативности. Похожим образом можно спроецировать свои беспокойства на камень, а затем выбросить его.
Ритуал чод
Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками дхармы для умиротворения негативных сил. Он называется обрядом чод(гцод, буквально «отрезание»), или «тайной жертвой», и подразумевает развитие мудрости, сострадания и бод-хичитты путем отсечения восприятия себя, как отдельного «я».
Практикующий, совершающий обряд чод, призывает всех вредоносных духов и предлагает им свое тело. Он взывает к полчищам стихийных сущностей, для того чтобы покорить их (и свой ум). Обряд настолько мощный, что практикующий, согласно Эвансу-Венцу, рискует стабильностью своей психики, (т.е. может впасть в сумасшествие) или даже жизнью. Может быть, это слегка преувеличено, но Эванс-Венц имеет в виду то, что конфронтация со всеми отрицательными силами в себе и своем мире возможна только при наличии чистоты духовных намерений, честности, мудрости и сострадания. Только так можно достичь успеха в подношении своего «я» этим сущностям, освободив тем самым их и себя. В противном случае они могут легко одолеть практикующего.
Вполне очевидно, что этот тайный ритуал опирается на то, что чувство собственного «я» очень тесно связано с привязанностью к физическому телу. Визуализацией того, что тело расчленяется на маленькие кусочки, которые кипят в чаше из собственного черепа, как это делается при этой практике, разрушаются укоренившиеся привязанности и тенденции. Так что, несмотря на то что обряд чод представляется жутким, кровавым и садомазохис-тическим, он является полной противоположностью всему перечисленному. В действительности это отсечение чувственной привязанности и эгоизма.
Согласно Ма-Чиг-Ла - ламе-женщине, которая была величайшим мастером и распространителем этой практики в Тибете, чод является путем освобождения, который расширяет осознавание ради блага других. И действительно, практика тайного жертвования может сделать практикующего способным приносить пользу другим. Так, известна история об одном монастыре в Тибете, где практиковался чод. Когда в этой местности разразилась эпидемия холеры, монахи этого монастыря ухаживали за больными и убирали мертвых. Поскольку они не имели привязанности к своему телу, а следовательно и страха, они могли беспрепятственно служить другим
Практика уодвыполняется в медитации. Совершаются молитвы для осознания мудрости - ума чистой Дхармакайи. Решимость перед лицом линии наставников обуздать в себе омрачение выражается в принесении в жертву своего собственного тела. Сначала визуализируется тело—жирное и безобразное; крюк, на который мы вывешиваем свою ненависть и похоть, а также свое «я». Затем представляют богиню мудрости в ее гневной форме, стоящую рядом с ним; она представляет собой присущую нашей природе мудрость. Она отрезает нашу голову, и бросает куски нашего тела в череп, который ставит кипятиться, как котел. Он излучает непостижимые подношения света.
Лучи света становятся различными подношениями, «четырем гостям»: трем сокровищам, защитникам, живым существам и различным духам. Представляют, что увечные, голодные, нищие, больные и одинокие и т.п., приходят получить кому что нужно - глаза, конечности, пищу, богатство, утешение, заботу. Демоны получают в форме света то, что умеряет их страдания и враждебность.
В конце практики, после посвящения заслуги, может следовать молитва о намерении, которое реализуется, когда практикующий достигнет просветления.
«Пусть все вы (непросветленные духи и стихии) Родитесь [людьми] и станете моими первыми учениками. Поэтому пусть Несотворенная Сущность Чистого Нерожденного Ума
Проявится в природе этих трех - божеств, людей и стихий. И, уходя с пути веры в реальность «я», уводящей в сторону, Пусть основы их сознания будут полностью пропитаны влагой Любви и Сострадания»32.
Заключение
Все средства и техники для устранения демонов - мантры, визуализация защитных кругов, практика йидама и разного рода заклинания - по сути разные выражения двух абсолютных лекарств: сострадания и пустоты. Это две великие силы, две великие медитации, которым покоряются все болезни и все злые духи.
Призраки, отрицательные мыслеформы, дурные энергии, «демоны», вредоносные духи и т.п. - это имена и формы, которые в Тибете дают тем темным силам, которые воздействуют на нас и овладевают нами так, что мы не можем больше действовать в гармонии с глубочайшими установками нашей сущности. Мы спи новимся безумны, саморазрушительны, перестаем быть самими собой.
Эти силы представлены широким спектром - от чисто психологических, так сказать наших собственных демонов, до космических сил, которые нападают на нас в соответствии с более крупномасштабными законами кармы.
Их численность, типы и качества описаны в детально разработанной системе классификации душевных болезней тибетской медицины.
Понятия «духи» и «демоны» рождены образным, символическим языком тибетцев, это нечто такое, что они воспринимают очень живо.
Разнообразие негативных сил и демонов, вызывающих много типов сумасшествия и душевных заболеваний, отражают разнообразие форм психопатологии, принятых в тибетской медицине. Это представляет богатый материал для психологического исследования и обогащает наше понимание психозов.