Понятие и функции коммуникаций.




Модуль 4. Управление поведением в организации

Тема 4.1. Коммуникативное поведение в организации

Цель лекционного занятия: дать понятие и классификацию видов коммуникаций, показать суть и составляющие коммуникационного процесса, а также содержание различных видов коммуникаций.

План лекционного занятия:

1.Понятие и функции коммуникаций;

2.Коммуникационный процесс;

3.Нисходящие и восходящие коммуникации;

Горизонтальные, электронные и неформальные коммуникации.

Использованная литература:

1. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2010

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2009.

3. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. - Махачкала, ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.

5. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Глумаков В.Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Издательство ЭКМОС, 2001.

Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Флинта: ФМПСИ, 2000.

Карташова Л. В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник – М.: ИНФРА –М, 2009.

10. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Лютенс Ф. Организационное поведение. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

13. Организационное поведение. / Под ред. Э.М. Короткова. - Тюмень, 1998.

14. Панасюк А.И. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2001.

15. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение. – М.: ИНФРА – М., 2009.

16. Управление организацией. Учебник. / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - 2 изд. - М.: ИНФРА-М

Понятие и функции коммуникаций.

Умение продуктивно и бесконфликтно общаться – важное профессиональное качество менеджера. Коммуникация – это обмен информацией между людьми. Обмен информацией – составная часть любой управленческой деятельности. Информация – это сообщение о положении дел где-либо, о каких-либо событиях и т.д.; сведения об окружающем мире (в данном случае о внутренней и внешней среде организации) и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, регулирует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных на вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе, на первом месте называют умение выслушивать подчиненных. Таким образом, каждый руководитель обязан быть хорошим коммуникатором.

Под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от принимающей информацию стороны точного понимания отправленного сообщения.

Средствами коммуникации могут быть как прямые связи между членами организации, так и обмен письменной информацией, компьютерная связь. Первые носят название межличностных коммуникаций. От 50 до 90% своего времени менеджеры тратят на межличностные коммуникации, которые основываются на обмене вербальной информацией, на восприятии передаваемой информации, на семантике, на умении слушать и на эффективной обратной связи. Второй тип коммуникаций – это организационные коммуникации.

Коммуникациякак форма, средство и процесс взаимодействия между людьми, организациями, организацией и внешней средой, представляет собой родовое понятие, в объем которого входят

- пути следования информации в информационной системе;

- информационные связи внутри группы, между группами, организациями, организации с надсистемой;

- общение и его формы: диалог (обмен информацией между двумя партнерами) и полилог (обмен информацией между несколькими партнерами);

- вербальные средства общения (естественные языки /ЕЯ/ или эволюционно развивающиеся искусственные языки, основанные на ЕЯ /языки анкет для изучения сотрудников фирмы, язык спецификации товаров, создающихся фирмой и др./;

- невербальные средства общения (иконические или визуальные языки, языки движений и действий, языки образов, язык мимических средств передачи информации, музыкальный и цветовой коды);

- процесс приема, обработки и передачи информации человеком и по каналам связи.

Анализ данного понятия показывает, что оно покрывает многие процессы, происходящие в организации в целом и группе в частности. По сути дела, проникновение в сущность коммуникации будет содействовать и пониманию коммуникативного поведения в группе, внутригрупповых межличностных отношений и межгрупповых отношений. В коммуникации как процессе основную доминирующую роль играют духовная сфера и интеллект партнеров. В связи с этим понимание управления как духовного и интеллектуального средства приобретает особую значимость применительно к коммуникативному поведению.

Коммуникация в организации — это сложная многоуровневая система (рис.), охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и внешнее окружение.

Рис. Структура коммуникаций в организации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: