Государственная политика в сфере конфессиональных отношений в Республике Беларусь
1. Взаимодействие политики и религии
2. Конфессиональная политика в Республике Беларусь
Взаимодействие политики и религии
Так как и религиозная, и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. В истории развития общества и в современности встречается явление политизации религии. Например, православная церковь в России в 19-начале 20-го вв. Царская власть доминировала над церковью так же, как и над всем обществом. Религия была необходима власти как источник ее легитимности, и поэтому ни о каком отделении церкви от государства, разумеется, не могло идти и речи. Власть патронировала церкви, способствовала ее борьбе с иноверцами и еретиками, определяя одних в черту оседлости, других – на каторгу. Православие было идеологическим символом власти, возвышалось над другими конфессиями и религиями.
Влияние политики на религию может носить как прямой, непосредственный характер, так и быть реакцией (ответом) на какие – то проявления влияния религии на политику. К первому можно отнести крещение Киева Владимиром, формирование и распространение идей панславизма, использование идей священного джихада в политике исламских государств и т.д. Ко второму возникновение секуляристических тенденций во внутренней политике многих стран Европы. Секуляризация - процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, Петр Великий).
|
Существует также процесс религизации политики. Он проявляется в: использовании религиозного фактора для достижения политических целей; демонстративном общении государственных и партийных лидеров с церковью; использовании церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучений; признании роли верующих и их организаций в решении социально-экономических и духовных задач общества и т.д.
По отношению официальной власти к религии выделяют несколько типов государств:
· Светское (это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов). Например, Германия, Бразилия, Россия, Испания, Китай, Турция.
· Клерикальное – это государство, светское по своей сути, где церковь имеет государственный статус, пользуется привилегиями, и может являться влиятельной политической силой). Например, ислам (Афганистан, Йемен, Египет, Тунис, Ливия, Ирак и т.д.), христианство (Аргентина, Англия, Исландия, Норвегия, Дания, Шотландия, Греция и т.д.), буддизм (Южная Корея, Таиланд, Лаос и т.д.) и др. По данным Гарвардского университета на 2000 г. из 188 стран в 75 имели ту или иную религию в качестве государственной. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее руководителем выступает глава государства – монарх. В Дании главой церкви является король, на церковь взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими. В Исландии главой церкви является президент, а государство отвечает за экономическое состояние церкви. Отметим, что в некоторых странах, где отсутствует государственная религия, закреплен особый статус той или иной религии. Например, в Швеции высшим административным органом церкви является правительство. Церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем. В Финляндии расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств. Религия не отделена от государства в Израиле (преимущественное право на иммиграцию для иудеев, существуют препятствия для въезда в страну перешедшего в другую религию еврея, заключение брака основано на религиозном праве).
|
· Теократическое – это государство, в котором верховная власть принадлежит церковной иерархии. Государственные полномочия возложены на духовенство. Например, Ватикан, Исламская Республика Иран, Саудовская Аравия.
|
Обычно главой такого государства является глава господствующей церкви (он же глава государства), который признается "живым богом", "наместником бога на земле", и т. д. (фараон, царь, император, халиф). Законом признаются "веления бога" - Священное писание, Шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Примерами теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. В настоящем государство-город Ватикан, представляет собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Лидером государства Иран является Высший руководитель Ирана, который является одновременно духовным (религиозным) лидером. Под контролем абсолютного правления лидера действует законодательная, исполнительная и судебная власть. Высшему руководителю Ирана (ныне – Хомейни) принадлежат широкие политические полномочия (главнокомандующий, назначает на высшие государственные посты, определяет общую политику государства и т.д.). Законы исламской республики основаны на исламском праве. Принятые парламентом (меджлисом) законы должны соответствовать Шариату (закон исламской религии).
· Атеистическое – государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих. Например, СССР, социалистическая Албания, Вьетнам, КНДР.