Конфессиональная политика в Республике Беларусь




Статья 16 Конституции РБ гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».

В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, старообрядчество, католичество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии (конфессия – объединение верующих, придерживающихся определенного религиозного учения).

По состоянию на 1 сентября 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 3094 религиозные общины, которые представляют 25 конфессий и религиозных направлений. Кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира, развития межрелигиозного диалога. Так, с декабря 2008 г. действует Консультативный межконфессиональный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость.

Конфессиональная политика в Республике Беларусь базируется на принципах свободы совести и вероисповеданий, отделения религиозных организаций от государства, равноправия конфессий. Конституционный принцип свободы совести подразумевает самостоятельность граждан в определении своего отношения к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, не запрещенных законом.

В государственной конфессиональной политике РБ можно выделить 3 этапа: 1) первая половина 1990-х гг.; 2) вторая половина 1990-х гг. – 2002 г.; 3) с 2002 г. по настоящее время.

Для первого этапа было характерно сведение к минимуму полномочий государства в сфере регулирования его отношений с религиозными организациями. Это, с одной стороны, привело к активизация самих религиозных структур и возродило интерес к религиозному фактору со стороны политических партий и общественных движений, а со второй – к напряженности в обществе, вызванной развернувшейся бесконтрольной деятельностью новых религиозных движений. Наблюдался резкий рост поддерживаемой зарубежными миссионерскими центрами «нетрадиционной религиозности»: количество общин ЕХБ возросло в 2 раза, ХВЕ – более чем в 10 раз. Союз ХВЕ в 1998 г. стал второй по численности общин конфессией в Беларуси. Такие процессы могли интерпретироваться как угроза национальной безопасности Беларуси, появились прогнозы о скором превращении Беларуси в протестантскую страну. В таких условиях при влиянии БПЦ разрабатывается более жесткая модель государственно-конфесиональных отношений, которая предусматривала сохранение равенства религий перед законом, однако учитывала влияние тех или иных конфессий на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Такой принцип был закреплен во второй редакции Конституции РБ 1996 г. Конституция также определила, что идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. В 1997 г. для регулирования государственно-конфессиональных отношений был создан Государственный комитет по делам религий и национальностей (с 2006 г. Уполномоченный по делам религий и национальностей), одним из направлений функционирования которого стала работа по прекращению деятельности так называемых «деструктивных сект». Например, было запрещено обучение религии детей и взрослых религиозными объединениями, не имеющими зарегистрированных уставов, экспертизу уставных документов, установлен более строгий контроль за использованием религиозными объединениями зданий и т.д. К религиозным организациям, деятельность которых носит деструктивный характер (разрушающее воздействие на личность, духовное или физическое здоровье, права и свободы человека, традиционную культуру народа) и противоречит законодательству РБ, были отнесены «Сатанисты», «Великое Белое братство», «АУМ Синрикё», «Семья любви», Молодежный центр славянской культуры «Рус» и др. Специфическими чертами деструктивных организаций являются жесткая иерархия в общинах с нередким обожествлением главы культа, абсолютизация своей религиозной концепции, негативизм в отношении окружающего мира, враждебность к иным религиозным организациям, установление тотального контроля над поведением адептов (последователей). Попавшие в сферу влияния деструктивных культов порывают с прежним социальным окружением, утрачивают личностное начало, приобретают глубокую психологическую зависимость от секты и становятся безропотным орудием в руках своих «духовных учителей».

Великое Белое Братство было основано в 1990-1991 гг. в Киеве Юрием Кривоноговым и Мариной Цвигун. Продвижение по научной лестнице инженера-кибернетика Юрия Кривоногова застопорилось в Харькове, где он пытался защитить диссертацию по психотропному воздействию на человеческий организм, но так и не смог. Опыты «в поле» оказались гораздо более успешными. Именно Кривоногов явил дотоле невиданное – живую богиню, Марию Дэви Христос. Ею стала… его жена Лидер организации. Кривоногов объявил себя Иоанном Крестителем, а Цвигун – Девой Марией, живым воплощением Христа, Матерью Мира (ритуальное имя – Мария ДЭВИ Христос). Члены Братства начинают проповедовать явление на Землю Матери Мира Марии ДЭВИ Христос и скором Страшном суде, датой которого, по настоянию Юрия Кривоногова, было объявлено 24 ноября 1993 г. 10 ноября 1993 в последний день объявленной Великим Белым Братством декады покаяния, Мария ДЭВИ Христос и несколько десятков членов Белого братства попытались захватить Софийский собор в Киеве и провести там свой молебен. Попытка захвата была пресечена сотрудниками милиции, Мария Цвигун и Юрий Кривоногов были задержаны. С 2005 года под именем Виктории Преображенской Мария ДЭВИ Христос становится известной в России как художница, поэтесса и композитор. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России проходят её художественные выставки, творческие вечера.

В 2001 г. была принята Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, где в отношении государственно-конфессиональной политики был сделан акцент на противодействие нетрадиционной религиозности. В следующем 2002 г. был принят Закон о свободе совести и религиозных организаций, в преамбуле которого содержится положение об «определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа», о «духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси» и «неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама». Тем самым был определен круг традиционных религий. Вместе с тем, из-за неоднородности структуры за границами «традиционных религий» оказались 16 из 25 зарегистрированных конфессий. Нонсенс – старообрядцы (с 17 в.).

Закон закрепил норму, согласно которой государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений. На основе этой нормы в 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между РБ и БПЦ. В сфере соглашения оказались воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, благотворительность, поддержка института семьи, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы и т.д. В документе подчеркивается, что соглашение не имеет целью ущемление в правах каких-либо конфессий или граждан. Исключая политическую деятельность взаимодействия, соглашение имеет политический аспект. С одной стороны оно выступает фактором легитимации государственной власти, с другой – свидетельствует о российском векторе внешней политики РБ. В последние годы ведутся переговоры о подписании соглашения с Ватиканом.

Закон 2002 г. провозглашал право каждого гражданина на свободу совести и свободу вероисповеданий, на равенство перед законом не зависимо от отношения к религии, равенство религий перед законом. Закон устанавливает светский характер национальной системы образования и то, что «она не ставит цели формирования того или иного отношения к религии». Закон регламентирует деятельность религиозных организаций. Устанавливает обязательную регистрацию, предусматривает религиоведчесткую экспертизу уставов и т.д.).

В 2010 г. принята новая редакция Концепции национальной безопасности РБ. Среди прочих основными угрозами национальной безопасности рассматриваются проявления религиозного экстремизма, распространение идеологий религиозной нетерпимости, функционирование сектантских групп. Однако формулировки, содержащиеся в Концепции могут быть спорными. Например, норма о сектах. Религия не застывшее явление, а развивающийся феномен, поэтому появление новых религиозных форм – закономерное явление (христианство). К тому же деструктивность может проявляться и в среде традиционных религий (враждебность к инакомыслящим, разжигание межрелигиозной и межконфессиональной розни, тотальный контроль за приверженцами).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: