ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(30 часов).
№ | Дата | Тема урока | Цель урока | Результат |
1 четверть (8 часов) | ||||
1. | Введение в предмет | Ознакомить уч-ся с учебным предметом «Изобразительное искусство», предложить нарисовать рисунок по желанию. | Уч-ся должны пробуждать интерес к изобразительному творчеству. | |
2. | Изображения всюду вокруг нас | Провести беседу с учащимися «Чему вы будете учиться на уроках ИЗО?». Предложить задуматься, как часто им встречаются различные изображения. Познакомить с Мастером Изображений. | Уч-ся должны нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать. | |
3. | Мастер Изображения учит видеть | Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза формирование поэтического видения мира. Воспитывать умение видеть и переживать красоту. | Уч-ся должны научиться видеть и рисовать, также научиться сравнивать предметы между собой и видеть их форму. | |
4. | Изображать можно пятном | Показать детям, что пятно – одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть образ в целом. | Уч-ся должны увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения. | |
5. | Изображать можно в объеме | Дать понять учащимся, что такое объем. Развивать фантазию, учить художественному умению – находить сравнения. | Дети должны научиться видеть образ в целом объеме, развивая и уточняя его форму. | |
6. | Изображать можно линией | Рассказать учащимся о выразительном характере линии, что она бывает разной (тонкой и широкой, колючей и текущей). Обратить внимание на повествовательные свойства линии. | Уч-ся должны научиться пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки. | |
7. | Разноцветные краски | Учить детей работать гуашью, правильно организовывать рабочее место. Приобретение навыков работы красками на уроке, проба красок. | Уч-ся должны закрепить навыки организации рабочего места и пользования красками. | |
8. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Перечислить детям, что можно изобразить: предметы, явления, события, зверей, людей. Предложить детям попробовать нарисовать наши чувства (радость и грусть). | Уч-ся должны осознать, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. | |
2 четверть (7 часов) | ||||
9. | Цветы | Рассмотреть с уч-ся цветы, задать вопросы: какие они, для чего они нужны? Затем нарисовать их в альбоме красками. | Уч-ся продолжают развивать навыки работы гуашью и приемы работы кистью. | |
10. | Художники и зрители (урок обобщение) | Сделать выставку детских работ и провести беседу о том, что дети узнали за четверть. Познакомить с картинами на сказочные сюжеты. | Формирование первичных навыков восприятия произведения искусств. | |
11. | Мир полон украшений | Показать детям украшения обычных и простых предметов. Вызвать восторг, разбудить воображение детей при встрече с необычными, ярко украшенными предметами. | Уч-ся должны научиться украшать и понять, что люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. | |
12. | Красоту надо уметь замечать | Развивать наблюдательность, эстетически активного видения окружающего мира, чуткости к красоте явлений природы. | Уч-ся должны научиться уметь эстетически воспринимать произведения искусства. | |
13. | Узоры на крыльях | Рассмотреть узоры на крыльях бабочек. Обсудить с детьми поэзию орнамента крыльев и одновременно учить пользоваться кистью и красками. | Развитие наблюдательности, приобретение опыта эстетических впечатлений и новых навыков изобразительной деятельности. | |
14. | Украшения птиц | Рассмотреть птиц. Учить обращать внимание на форму, цветной орнамент окраски, оформление. | Уч-ся должны научиться украшать, фантазировать. | |
15. | Красивые рыбы | Познакомить с выразительными возможностями фактуры, с неброской и неожиданной красотой в природе. Рассмотреть красивых рыб, украшенных узорами чешуи. | Уч-ся должны научиться выполнять многоцветные фактурные отпечатки, которые дорисовываются графическими материалами. | |
3 четверть (9 часов) | ||||
16. | Готовимся к новогоднему карнавалу | Рассмотреть маски, головные уборы. Развивать фантазию. | Уч-ся должны выполнить работу исходя из своих фантазий. | |
17. | Праздничные новогодние гирлянды и игрушки | Провести беседу о празднике. Предложить нарисовать игрушки и гирлянды для украшения новогодней елки. | Уч-ся должны научиться развивать фантазию, придумывая свои варианты. | |
18. | Узоры, которые создали люди | Уч-ся должны научиться рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям | ||
19. | Как украшает себя человек | Вспомнить, как в сказке «Золушка» фея собирает Золушку на бал, и как Кот в сапогах кот украсил себя красными сапогами. Предложить детям листы бумаги разных цветов, чтобы они сами могли выбрать фон для своего персонажа. | Уч-ся должны понять, для чего нужны украшения, и научиться их изображать. | |
20. | Постройки в нашей жизни | Познакомить с основами конструктивной художественной деятельностью. Мобилизовать детскую фантазию и активность восприятия. | Уч-ся должны нарисовать дом и украсить его. | |
21. | Дома бывают разными | Рассмотреть с уч-ся архитектурные произведения. Обратить внимание на впечатление от каждого дома в целом, а потом попросить детей назвать все его части, рассмотреть детали. | Уч-ся должны научиться продумывать форму и соотношения всех деталей. | |
22. | Домики, которые построила природа | Провести беседу о домиках пчел, муравьев, черепахи скворца. Развить у детей чувство формы, умение анализировать. | Уч-ся должны понять, как устроен домик, выявить его внутреннее соотношение форм и пропорций. | |
23. | Дом снаружи и внутри | Поразмышлять с детьми по внешнему виду дома кто живет внутри. Развивать фантазию уч-ся. | Уч-ся должны подумать и нарисовать, как устроен внутри их дом, квартира. | |
24. | Рисуем город, село | Предложить уч-ся рассмотреть с изображением города, села. Сделать выводы, чем отличаются. | Уч-ся должны придумать и изобразить на выбор свой свои городок или село. | |
4 четверть (6 часов) | ||||
25. | Все имеет свое строение | Предложить детям новое понятие конструкция. Предложить нарисовать изображение из геометрических фигур разного цвета. | Уч-ся должны научиться видеть соотношения форм, выявлять конструкцию. | |
26. | Рисуем вещи | Дать ученикам первичные представления о конструктивном устройстве предметов нашего быта. Развивать конструктивные навыки. | Уч-ся должны учиться проявлять свои вкусовые пристрастия и выдумку. | |
27. | Город, в котором мы живем | Обобщение материала. Создание коллективного панно, нарисовать село в котором мы живем. | Уч-ся должны научиться чувствительному познанию и эмоциональному выражению | |
28. | Совместная работа трех братьев-мастеров | Рассмотреть работы художников и детей. Объяснить уч-ся что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. | Уч-ся должны научиться распознавать все три вида изобразительно художественной деятельности. | |
29. | Праздник весны. | Рисование птиц и разукрашивание их разными цветами. Учить фантазировать. | Уч-ся должны развивать наблюдательность научиться украшать. | |
30. | Разноцветные жуки | Изобразить божью коровку, развивать наблюдательность им творческое воображение при рассматривании природных форм. | Уч-ся должны формировать умение рисовать объекты природы и их украшения. |
|
|
|
Литература.
1. Занимательное азбуковедение: физкультминутки на уроках /сост. В. В. Волина. –М.: Просвещение, 1991.
2. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
3. Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
4. Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985.
5. Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
6. Программа. Изобразительное искусство (с краткими методическими рекомендациями) / под ред. Б. М.Неменского. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с. – ISBH 5-09-012130-3
.
7. Хрестоматия по детской литературе / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1988.
8. Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, приемов из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должного служить источником развития образного мышления.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себе, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
- сотворчество учителя и ученика;
- диалогичность;
- четкость представленных задач и вариативность их решения;
- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.