Читателю, наверное, интересно узнать, что же было у нас дальше?

А дальше было солнечное утро, сборы лагеря и путь в посёлок Тирлянский. До этого мы планировали идти по просекам до горы Ялангас, а оттуда забрать по пути к деревне Шушпа гору Расспыную. Но устав от южно-уральских топей, мы решили пройти по сухой дороге, бывшей башкирской узкоколейке, прямиком до Тирляна и от него двигаться до Шушпы, и дальше, забирая по пути Рассыпную, идти к Ялангасу через деревню Отнурок.

В Тирлянском нам повезло, ещё не доходя до посёлка, мы встретили Сашу и его дочь Марину, которые пригласили нас к себе на постой. Друзья, если вы читаете эти строки, скажу ещё раз от всех нас большое спасибо за место для сна, баню, вкусные драники, домашнее пиво и хорошую компанию!

Но, в прочем, встреча с этими людьми запомнилась ещё одним пунктом, непосредственно имеющим отношение к моему рассказу о Кумардаке. Дело в том, что Александр, будучи сам туристом, подробно расспросил о нашем маршруте, включая кумардакский этап последних трёх дней. И каково же было наше удивление, когда он рассказал нам, что на вершину горы из Верхнеаршинского ведёт отличная тропа, промаркированная одним из местных (об этом чуть позже). Конечно, это не могло не позабавить. Ведь, по сути, для чего мы шандарахались по тайге, когда могли пройти быстрее и комфортней по более короткому пути?

Правда правдой. Но, наверное, именно такое свободное восхождение, дающее намного больше ощущений и эмоций, чем проход по тропе, оставило за нами впечатление о Кумардаке, как об одной из самых интересных вершин, увиденных нами за всю нашу пока короткую туристическую жизнь. У меня точно, например, так. Не знаю как у Миши, но уже через год как-то на Таганае я спросил Емельяна, какая у него самая запоминающаяся гора на Урале. Он тоже определил для себя таковым Большой Кумардак.

Дальше, на следующий день, наши новые знакомые подкинули нас до поворота на Шушпу. И часа через три мы уже были на вершине горы Рассыпной. Горка, конечно, будучи очень миловидной и привлекательной чем-то своим, уже не могла произвести на нас какого-то большого впечатления после увиденного нами ранее за последние десять дней. Вершинка залесённая и низенькая: даже когда мы сидели на останцах, некоторые деревья вокруг были всё равно выше нас. Хотелось бы подняться на неё как-нибудь в другой раз, а тогда она просто «звучала», была попросту не к месту и не подходила на роль финального аккорда для нашего путешествия.

Этим самым последним крещендо мог бы оказаться Ялангас, который предполагался последней вершиной по плану, и к которому мы уже выдвинулись в тот же день, спустившись с Рассыпной. Но по пути, связавшись с родными, мы узнали, что в том районе со следующего дня ожидаются сильные дожди. Лезть было бессмысленно, а пережидать уже не было времени, так как Емельян торопился на день рождения к кому-то из родных. Сообща было решено заканчивать маршрут: для первого раза второй категории сложности всем нам хватило с лихвой.

Последний вечер похода мы провели, греясь у костра близ Шушпы. Лето уходило, наступала осень. Позже мы узнали, что в ту ночь температура уже опускалась ниже нуля.

Утром двенадцатого дня мы вышли на шоссе и почти сразу поймали попутку до Белорецка.

Миша останется у бабушки, а нас с Емельяном ждали шесть часов в автобусе до Кыштыма.

Теперь о том, как добраться до горы Большой Кумардак.

У нас гора была точкой в продолжительном маршруте более чем на двести километров, но если интересует только она одна, то самый оптимальный вариант следующий:

1) Добраться до Белорецка. На своей машине проще всего. Расстояния из областных центров следующие: Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Пермь. Знаю, что ходят автобусы из Челябинска и Екатеринбурга, из Уфы же тоже наверняка есть.

2) Дальше нужно ехать до посёлка Тирлянский. Это что-то в пределах тридцати километров от Белорецка. Если приехали не на машине, в помощь обычная маршрутка.

3) Из Тирляна до Верхнеаршинского ведёт очень хорошая дорога, бывшая узкоколейка. Она обычно почти сухая, так как высока по своему ж/д происхождению и влага на ней особо не задерживается. Расстояние что-то около двадцати пяти километров. Можно пойти пешком, если у Вас по-прежнему нет машины (мы добежали быстро, часа за четыре с половиной). По проходимости Вашей ласточки лучше-таки уточнить у кого-нибудь в Интернете (кому-нибудь из местных напишите).

4) Наконец, забудьте всё, что Вы читали в этой статье до слов о том, как добраться, если Вас не интересует свободное восхождение в гору. Если у Вас нет навигатора и Вы хотите спокойно пройти к вершине по маркированной тропе, то отсылаю к одной группе в «вк» (ссылка: https://vk.com/public85298612), которой как раз-таки заведует тот человек, промаркировавший маршрут из Верхнеаршинского. Судя по количеству человек в ней и частоте появления материала, вы получите обратную связь, если надумаете обратиться к Борису Прохорову с каким-нибудь вопросом. Насколько я понял, тропа проложена слева от горы (т.е. юго-запад).

На этом всё, спасибо за прочтение! Надеюсь, администраторы «Нашего Урала» не запретят мне здесь вставить ссылку на своё маленькое сообщество в «вк» (ссылка:). В нём я периодически выкладываю отчёты о своих маленьких и не очень путешествиях по нашему родному Уралу. А так же просто фотографии из абсолютно разных мест России (ну, пока только России J). Удобно оно будет для тех, кто пожелает непосредственно быстро связаться с автором. Всем мир!