Значение народной песни в русской национальной культуре.




Г.

Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»,

Рук. Чернецкая Т.Е.

Группа № 2

 

Тема занятия: «Значение народной песни в русской национальной культуре».

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с этимологией русской народной песни. Знакомство с русским народным творчеством посредством песни. Развитие у детей музыкального слуха, певческого голоса и творческих способностей.

Программные задачи:

1. Формировать навыки культуры слушания музыки, умение высказывать свои впечатления. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Обучать детей выразительному пению, правильно передавать мелодию, прислушиваться к пению других исполнителей.

3. Воспитывать коммуникативные качества.

Значение народной песни в русской национальной культуре.

 

Песня -это живой голос народа, выражающий его национальный характер, говорящий о его жизни, о всех его радостях и печалях. В России любят петь все. Поют охотно, с удовольствием, что способствует умению искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Встреча с песней, общение с ней окрашивается светлой радостью, вызывающей положительные эмоции. Она обладает способностью восхищать и удивлять своим глубоким содержанием, способностью развивать дружеские взаимоотношения, пробуждать чувство любви к родному краю, к знакомой с детства природе.

 

Многие из русских народных песен суровы и скорбны. Их складывал народ в годы тяжелых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия, предавшего смерти и огню многие древние и славные города нашей земли. Песни-плачи, которые уже в наше время в годы Великой Отечественной войны складывали женщины Белоруссии и Украины, оплакивая своих близких, замученных фашистскими захватчиками, они призывали народ к справедливому отмщению, к изгнанию оккупантов с родной земли. Во многих отношениях народная песня и по сей день является непревзойденным образцом высокого искусства. Ей присуща способность в очень краткой, лаконичной форме выражать глубочайшее содержание, обобщать исконные, коренные черты характера народа. Она обладает при этом и высоким совершенством художественной формы.

Признавая большое значение народной песни, мы рассматривам её, как взгляд народа и на прошедшую, и на настоящую свою жизнь, взятую как бы одним моментом его существования: это картина жизни, внутренняя история, передаваемая изустно самим народом. Прообразы народной песни, как известно, возникли еще в глубокой древности. К древнейшим народным песням можно отнести песенные вставки в сказках, мелодии, сопровождавшие культовые ритуалы и трудовой процесс. Первоначально песня обладала не столько эстетической функцией, сколько она служила одним из средств утверждения человека в окружающем его мире. Отражая повседневную жизнь людей, многие старинные песни были связаны с танцевальными движениями, как бы «иллюстрирующими» песенное содержание. Песня занимала также одно из центральных мест в народных играх и обрядах. Видимо, поэтому в деревнях старые люди и по сей день говорят вместо «спой песню» «сыграй песню».

В селе Афанасьевка Белгородской области в 1958 году певцы старшего поколения не поняли, что от них требуется, когда собиратели попросили их спеть песню. Оказалось, что здесь «поют» в церкви, «играют» подвижные свадебные и хороводные песни, а протяжные лирические «стягивают». Этот пример говорит и о том, что, будучи тесным образом связанной с определенной жизненной ситуацией, народная песня представляет собой нечто большее, чем просто процесс пения, преследующий определённые эстетические цели. Информация, содержащаяся в народной песне, передавалась изустно от поколения к поколению. Поэтому народная песня являлась не только хранительницей, но и проводником знаний, накапливаемых поколениями. В настоящее время устность не является обязательным признаком народного песенного творчества, поскольку устным народный музыкальный фольклор первоначально оказался в силу объективных обстоятельств, а именно потому, что он складывался до появления письменности, а позже из-за отсутствия грамотности в широких массах трудового народа. При записи песен коллективного происхождения в наше время в быту уменьшается возможность их случайных видоизменений; иногда наблюдаются случаи целенаправленной переделки песен, которые, как считает автор, являются элементарной формой творческого процесса, направленного на поиски нового содержания. Сейчас наблюдается массовый поток песенности. Но что из созданных песен войдет в сокровищницу народного песенного фольклора - покажет только время Первые же рукописные записи русской народной песни были сделаны в 1619 в период царствования Алексея Михайловича, хотя фольклор был основным средством развлечения во всех кругах общества как в допетровской России, так и позже. Народная песня одинаково почиталась и в хижинах, и в дворцах. Подтверждение этому мы находим в художественной литературе. Вот как описывает, например, В. Пикуль досуг цесаревны Елизаветы Петровны: «Александрова слобода - место страшное, народом проклятое. Лютовал здесь царь Иван Грозный, жёг людей, нагишом гонял их по снегам, и плясали здесь опричники - в вое и смерди... Но забылось все с тех пор, как цесаревна Елизавета получила слободу в свою вотчину. Перед окнами дома ее - площадь, где базар, а там ветлы шумят да качели взлетают. Соберет она баб да девок, обнимет Марфу Чегаиху, подругу деревенскую, - и поют -до слез. На святках ряженые придут -угощение бывает: пряники-жмычки, стручки цареградские, орехи калёные, избоина маковая. А коль выпьет царевна, то подол подберет да пойдет вприсядку».

 

Народная песня воодушевляла многих писателей и поэтов на создание подлинных шедевров литературы, помогая им ярко и убедительно характеризовать своих героев и окружающую их действительность. Творчество Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и других классиков русской литературы невозможно представить себе без музыки, без народной песни.Народная песня сопровождала не только отдых, но и труд людей. Одними из первых стали отражать социальную тематику в своём содержании жнивные песни, являющиеся яркой иллюстрацией трудовой песни. Они исполнялись во время работы, то есть в процессе жнива, когда жнея работала с серпом в согнутом положении и одновременно пела. Жнивная песня пелась и соло, и хором и являлась средством соорганизации общего темпа и активизации работы. Песня-соло как бы переходила от одной жнеи к другой. Если две жнеи находились недалеко друг от друга, то песня могла исполняться дуэтом, на два голоса. Хоровое исполнение организовывалась на отдыхе, а также по дороге на поле или домой. Основное содержание этих песен -описание тяжёлого физического труда женщины в поле, иногда -элементы социального протеста(проклятие хозяину), и, кроме этого, песни-заклинания («заклинка урожая»). Сейчас машинная уборка колосовых «подорвала» исполнение этих песен, однако в памяти народной они остались.

 

Народная песня способна находить, даже будучи оторванной от фольклорной ситуации, породившей эту песню, «самый непосредственный отклик у многих и при этом очень разных людей, не только и иногда не столько благодаря своим художественным достоинствам, сколько потому, что песня близко затрагивает их внехудожественные интересы». Говоря иными словами, народная песня –это способ подключаться к настроениям и переживаниям людей в новой жизненной ситуации.

Домашнее задание:

1. Петь вокальные упражнения, которые были даны на сайте.

2. Повторить музыкальный репертуар, изученный в течение 2019 – 2020 учебного года.

3. Повторить весь теоретический материал, данный на сайте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: