Влияние физических упражнений на осанку




Осанка – это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть и ходить, т.е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность деформации позвоночника сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, асимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших. Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу, т.е. вертикальное положение тела в пространстве. Физиологически правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата и облегчает координацию движений.   Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение, – следует исключить принятие однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, пуховых или других слишком мягких постелей для сна. Наиболее распространенные виды нарушения осанки – сутулость, вялая осанка и искривление позвоночника (сколиоз). Если в первых двух формах нет необходимости в специальных корригирующих упражнениях, то при искривлениях позвоночника следует обязательно заниматься специальной лечебной физической культурой. Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить правильное положение частей тела: головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Выполнение упражнений, формирующих правильную осанку, и корригирующих упражнений должно стать потребностью учащихся как на уроках физической культуры, так и при самостоятельных занятиях дома.
Одним из эффективных средств и активным методом формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений. Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (занятия по видам спорта: лыжи, футбол, хоккей, плавание и др.), общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп. Для детей младшего школьного возраста наиболее доступными являются общеразвивающие упражнения. Они легко регламентируются и дозируются. Дети хорошо их осваивают. Эта группа упражнений укрепляет нервно-мышечный аппарат, развивает и совершенствует двигательные и функциональные возможности организма ребенка.   Вторая группа - специально направленные упражнения на формирование навыка правильной осанки. Эти упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра). Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы: 1) упражнения у вертикальной плоскости 2) упражнения с удержанием предмета на голове; 3) упражнения в равновесии. Формирование правильной осанки происходит постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов. Можно рассмотреть осанку как двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов. Правильная осанка - такой же двигательный рефлекс, как, например, условный рефлекс еды вилкой, как почерк и пр. Прежде всего необходимо ознакомить ребенка с представлением о правильной осанке и его собственными ошибками в этом отношении. При выполнении сложного двигательного акта, по А.Н. Крестовникову, важно взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия тела в покое и в движении. Таким образом источником активации нейронов двигательной зоны коры больших полушарий является зрительная, слуховая, кожная, мышечная информация, поступающая в кору от органов чувств. Средства воспитания правильной осанки: 1. Для стимуляции зрительного анализатора упражнения выполняются у зеркала. Ребенок перед зеркалом принимает правильную осанку, при этом обращается внимание на положение головы, предплечий, лопаток, груди, спины, живота, таза и стоп. Выполнять задание перед зеркалом важно в прямой и боковой проекции. Ребенок должен понять, что для изменения осанки необходимы определенные усилия и движения: необходимо поднять голову, развернуть плечи, выпрямить позвоночник, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы. 2. Для стимуляции тактильного анализатора используют упражнения у вертикальной плоскости (стены). Прикасаясь к плоскости всем телом, ребенок развивает чувство правильной осанки.. При этом стена должна быть без плинтуса. Ребенок становиться спиной к стене, прикасаясь пятками, икроножными мышцами, ягодицами, межлопаточной областью с затылком. Выровнявшись у плоскости, можно сделать шаг вперед, не нарушаю принятой осанки; выполнить у стены полуприсед, скользя по вертикальной плоскости спиной; выполнить движение руками, скользя по стене снизу вверх и наоборот, и т.д. Все это повторять в домашних условиях несколько раз в день по 2 - 3 минуты. 3. Для стимуляции чувствительности мышц и сухожилий шеи используются удержание на голове различных предметов. Выполняются различные задания в ходьбе, ползании, приседании, лазании с удержанием на голове мешочка с песком, подушечки с опилками, коробочки и других предметов. Эти задания можно включать в различные части занятий по лечебной физкультуре (вводную, основную, заключительную) или выполнять их в домашних условиях несколько раз в день по 5 - 7 минут. 4. Для стимуляции вестибулярного аппарата используются упражнения в балансировке. Для выработки правильной осанки необходимо развивать координацию движений и, в частности, равновесие и балансировку. При этом полезны упражнения в ходьбе по скамейке на различной высоте, по узкой рейке, балансирование на одной ноге с выполнением различных заданий. 5. Для стимуляции второй сигнальной системы используются упражнения по словесному объяснению. Ребенок должен по словесному указанию педагога, врача или родителей принимать правильное положение различных частей тела. Воспитательное влияние не должно прекращаться, так как без подкрепления условные рефлексы могут угаснуть. Весь процесс воспитания осанки должен протекать осознанно, только тогда он будет идти естественным путем. [8] Многие русские учёные: И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И.П. Павлов, Г.И. Турнер, Р.Р. Вреден, Л.И. Чулицкая, М.И. Куслик, В.К. Добровольский - подчеркивали значение физических упражнений для развития организма ребенка, его здоровья и осанки. В школьном возрасте физические упражнения имеют широкое применение при осуществлении утренней гимнастики, выполнении физкультурной минутки, проведение уроков физического воспитания и при занятиях спортом и играми. С утренней гимнастики должен начинаться день каждого человека. Школьник, выполнивший утреннюю гимнастику, приходит в школу активным, работоспособным, подготовленным к выполнению работы по овладению новым учебным материалом. Она улучшает координационные отношения мышц-антагонистов, что очень существенно для развития мышечной системы и работы по воспитанию осанки, так как именно утренняя гимнастика оказывает воздействие на организм школьника систематически по принципу «малых доз». Ритмичное дыхание во время выполнения упражнений в сочетании с упражнениями динамического характера повышает обмен веществ, то есть дыхание, кровообращение и выделение, чем в свою очередь содействует повышению работоспособности нервной системы и более энергичному росту двигательного аппарата. Комплексы упражнений должны быть подобраны так, чтобы оказать специальное влияние на осанку школьника, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а также пола школьника. Физкультурная минутка (физкультминутка) - это физические упражнения, проводимые в процессе занятий в школе на уроках русского языка, литературы, математики и других, когда учащийся длительно сидит за партой. Длительность физических упражнений, входящих в физкультминутку, 2-3 минуты. Целесообразно проводить во вторую половину урока. Особенно важно провести физкультминутку во вторую половину учебного дня. Состоит она из 3-4 упражнений, выполняемых в положении стоя за партой или в проходах между партами. С ёё помощью вовлекается в работу значительную часть скелетных мышц, усиливается дыхание, кровообращение, ликвидируется застойные явления крови в полости черепа, брюшной полости, в полости таза и в нижних конечностях. Утомленная нервная система восстанавливает свои запасы энергии, улучшает внимание, повышается умственная работоспособность, возрастает мышечный тонус, осанка улучшается, а при систематичности выполнения физкультминуток, возможно, сохранить осанку в нормальном состоянии. Урок физического воспитания является обязательным мероприятием для всех учащихся. Физическое образование должно обеспечить гармоничное развитие личности. Уроки физического воспитания практически решают эту задачу и должны быть построены так, чтобы умственное и физическое образование сочетались гармонически. А это можно сделать при укреплении здоровья и большом внимании к осанке. В школе могут практиковаться следующие разновидности уроков физического воспитания: урок основной и общеразвивающей гимнастики и игр, урок лыжной подготовки, урок легкой атлетики, урок игр, урок, корригирующий дефекты осанки и другие. Необходимо, чтобы каждый урок физического воспитания содержал, как минимум три части: первую часть, направленную на подготовку учащихся к более успешному разрешению задач урока; основную, или главную, часть, в которой решаются по преимуществу задачи урока, и заключительную, направленную на организованное завершение урока и переключение к занятиям другими учебными дисциплинами. Построение урока физического воспитания, его задачи, содержание средств, длительность, удельный вес каждой из частей урока зависит от типовых возрастно-половых и индивидуальных особенностей, от состояния здоровья, осанки школьника и от конкретного плана преподавателя. Но какой бы урок физического воспитания не проводился в школе, какие бы задачи в нем ни решались, всегда, на всем протяжении бучения в школе необходимо уделять неустанное внимание воспитанию осанки. При воспитании осанки школьника большое значение имеют внеклассные и внешкольные занятия по физической культуре и спорту, которые осуществляются в коллективах физической культуры школы, в детских спортивных школах, во дворцах и домах спорта. Внеклассная работа по физическому воспитанию должна быть тесно связана с уроками физического воспитания в единой стройной системе. Для школьников среднего и старшего возрастов спорт является одним из наиболее интересных и сильных средств физического воспитания. Спорт приучает школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями, хорошо развивает волевые качества и физические. Такие виды спорта, как фигурное катание и художественная гимнастика воспитывают у детей прочный навык красивой осанки. Большое значение для развития опорно-двигательного аппарата и формирования хорошей осанки у школьников имеет акробатика. Дети-акробаты отличаются статной, гибкой фигурой, точными, мягкими движениями и эластичной походкой. Плавание же, прекрасно развивает у детей мышцы тела, по сравнению с другими, эти спортсмены имеют наиболее пропорциональные формы тела. Для укрепления позвоночника и мускулатуры туловища широко используется лыжный спорт и гребля. Все эти виды спорта благоприятно воздействуют на осанку потому, что систематические занятия равномерно укрепляют мышцы спины, живота и плечевого пояса. В качестве примера спортивных игр, которые способствуют правильному формированию осанки, это волейбол и баскетбол. Занимаясь этими играми, значительно повышается подвижность позвоночника, совершенствуется координация движений и хорошо укрепляются мышцы туловища, а все это является необходимым условием для удержания тела в прямом положении. Следует учитывать, что не по возрасту подобранные физические упражнения или бесконтрольное увлечение спортом ведут к вредным перегрузкам организма. Нужно помнить, что у подростков происходит отставание в росте мышечной системы от скелета, а сердца от опорно-двигательного аппарата.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: