История Липецкой земли в Древнерусской литературе.




Содержание

· Введение

· Глава 1. “ Теоретическая часть.”

· 1.1. Исторические основы произведения “Повесть о разорении Рязани Батыем”

· 1.2. Исторические основы произведения “Задонщина”

· Глава 2. “Практическая часть.”

· 2.1. Древнерусская история Липецкого края.

· Заключение.

 

 

Введение

Мой проект актуален тем, что он не даёт забыть о истории Липецкого края, а также обращается ко многим литературным источникам, в которых подробно описана история, которую должен знать каждый из нас.

В нем рассказывается история с древнейших времён, открывая нам новые и неизвестные факты.

Так же проект способствует повышению интереса к русской классической литературе, как к источнику формирования культуры и нравственности.

Цель: изучить как отражается история Липецкого края в древнерусских повестях «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Задонщина».

Задачи:

1)Изучить историческую основу произведений.

2)Изучить повести «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Задонщина»

3)Сравнить изображение исторических фактов в научном и художественном тексте.

Объект исследования: Отражение истории Липецкого края в научном и художественном тексте.

Предмет исследования: «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Задонщина», книги про историю Липецкого края.

Композиция: Моя работа состоит из введения, теоретической части, в которой я рассказала о истории Липецкого края. Из практической части, где я исследую, зачем людям знать историю и читать литературные произведения. И заключение, в котором подводятся итоги работы.

 

Глава 1.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» — наиболее яркий героико-эпический рассказ о нашествии Батыя на Русскую землю. Повесть эта возникла значительно позже самого события — захвата и разгрома Рязани Батыем осенью 1237 г., вероятнее всего, в первой половине — середине XIV в. «Повесть о разорении Рязани Батыем» не является документальным описанием борьбы рязанцев с вторгшимся в пределы княжества врагом. Среди участников битвы с Батыем названо много неизвестных по летописным источникам имен. Сражаются с Батыем князья, к 1237 г. уже умершие (например, Всеволод Пронский, погибший в 1208 г., Давид Муромский, скончавшийся в 1228 г.), согласно Повести, в 1237 г. героически гибнет Олег Красный, который на самом деле пробыл в плену у Батыя до 1252 г. и умер в 1258 г. Все рязанские князья, участники битвы с Батыем, называются в Повести братьями. Такое объединение в единую богатырскую рать самых разных людей и определение всех их братьями объясняется тем, что в основе Повести лежат устные эпические предания. Произведение с такими отступлениями от исторических реалий могло быть написано лишь через какое-то время после самого события, когда эпически обобщились в представлении людей действительные факты. Но нельзя из-за анахронизмов Повести и некоторых текстуальных параллелей с памятниками позднего происхождения (параллели эти могут объясняться вторичными заимствованиями в первоначальный текст) слишком отдалять время создания Повести от события, которому она посвящена. По мнению Д. С. Лихачева, «Повесть о разорении Рязани» «не могла возникнуть… позднее середины XIV века. За это говорит и самая острота переживания событий Батыева нашествия, не сглаженная и не смягченная еще временем, и ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям». В Повести отразились эпические представления о приходе Батыя на Рязань, часть из которых могла возникнуть вскоре после 1237 г. В ней могут быть отмечены совпадения с летописной повестью рязанского свода, написанной участником событий 1237 г. Поэтому мы и рассматриваем «Повесть о разорении Рязани Батыем» в ряду памятников XIII в., посвященных монголо-татарскому нашествию.

 


 

Хотя «Повесть о разорении Рязани Батыем» воспринимается как самостоятельный законченный текст, в древнерусской рукописной традиции она входила в свод, посвященный рязанской святыне — иконе Николы Заразского, принесенной в Рязанскую землю из Херсонеса, города, в котором, по легенде, принял крещение князь Владимир Святославич. Свод этот состоит из рассказа об истории перенесения в Рязанское княжество образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы корсунянином Евстафием, «Повести о разорении Рязани Батыем» и родословия «служителей» иконы, начиная с Евстафия и кончая в одних редакциях памятника девятым (1560), в других одиннадцатым (1614) поколением. Тексты эти и по стилю, и по содержанию весьма разнохарактерны, но внутренне они объединены тем, что в них повествуется о судьбе Рязанской земли и рязанской святыни.

Первый рассказ — о перенесении образа Николы — имеет в своей основе широко распространенный в средневековой литературе сюжет о переходе какой-либо святыни (иконы, креста) из одного места в другое. Но в рассматриваемом нами памятнике этот традиционный сюжет тесно связан с историческими событиями, является своеобразным введением к основной части свода — «Повести о разорении Рязани». Начинается рассказ о перенесении образа с сообщения о том, что событие это произошло «в третье лето по Калском побоище», где было «убито много князей руских». Описав, где находился в Корсуни образ Николы (здесь же подробно повествуется об истории крещения Владимира), автор переходит к рассказу о том, как корсунский образ очутился в Рязанской земле. Служителю образа Николы, корсунянину Евстафию «в приведении» несколько раз являлся святой Никола и требовал, чтобы тот перенес его образ из Корсуни в Рязань. Евстафий долго сопротивлялся повелениям Николы, пока Никола не наслал на него болезнь, от которой Евстафий избавился, твердо пообещав подчиниться воле святого. Святой наставляет Евстафия, каким путем он должен идти в незнакомые ему земли. Д. С. Лихачев так отвечает на вопрос, почему Никола так настойчиво «гнал» своего служителя со своей иконой из Корсуни в Рязань: «Гнал Евстафия, конечно, не Никола, гнали половцы, пришедшие в движение после Калкской битвы, вспугнутые движением татаро-монгольских орд, наполнившие причерноморские степи и отрезавшие Корсунь от севера.

 


 

Вспомним, что путешествие Евстафия относится к „третьему лету после Калкского побоища“ и что Никола „ запрещает“ Евстафию идти через опасные половецкие степи. Не случайно также для нового более безопасного местопребывания „Покровителя“ торговли Николы была выбрана Рязань. Связи Рязани с Северным Кавказом и черноморским побережьем прослеживаются с давних пор». Рассказ о перенесении Николина образа проникнут вместе с тем предчувствием трагического будущего. Он как бы подготавливает читателя к событиям, о которых пойдет речь в «Повести о разорении Рязани Батыем». Евстафий после длительного путешествия, претерпев целый ряд злоключений, достигает Рязанской земли. В это время Никола является во сне рязанскому князю Федору Юрьевичу (по летописям неизвестен), который княжит в городе Заразске (теперь Зарайск), и велит ему идти навстречу образу, предрекая князю и его будущим жене и сыну «царствие небесное». Заключительная часть этого рассказа кратко сообщает об обретении князем Федором и его семьей «небесного царства» через мученическую смерть. В 1237 г., читаем мы здесь, «убиен бысть благоверный князь Федор Юрьевич Резанский от безбожнаго царя Батыа на реке на Воронежи» Узнав о гибели мужа, княгиня Евпраксия бросилась вместе с сыном Иваном Посником «ис превысокаго храма своего». Поэтому корсунская икона Николы стала называться Заразской, «яко благовернаа княгиня Еупраксеа с сыном князем Иваном сама себе зарази». Как и почему был убит князь Федор Юрьевич Батыем, какие беды претерпела Рязанская земля от Батыя, мы узнаём из «Повести о разорении Рязани Батыем»

 


 

 

«Задонщина» представляет собой памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков. Летопись рассказывает о победе русского князя Дмитрия Ивановича над монголо-татарами в битве на Куликовом поле. Впервые эта летопись была опубликована в 1852 году русским литературоведом и исследователем рукописной книги В. М. Ундольским. Это произведение было воспринято как подражание другому древнерусскому произведению «Слову о полку Игореве». Некоторые фразы, обороты, образы были взяты напрямую из «Слова». На сегодняшний момент ученым известно шесть списков «Задонщины». Все они дают искаженный текст. Ученые сегодня не имеют возможности восстановить первоначальный вид этой летописи. Точная дата написания «Задонщины» неизвестна, считается, что произведение могло быть написано в период между завершением самой битвы и концом XV века. Предположительно, автором «Задонщины» является рязанский священник Софоний. Имеется информация, что перед тем, как посвятить себя монашескому служению, он был боярином в Брянске. Имя монаха несколько раз встречается в тексте «Задонщины», а также оно есть в заглавии Кирилло-Белозерского списка. В другом древнерусском произведении «Сказание о Мамаевом побоище» имя Софония так же упоминается, там он напрямую указан как автор «Задонщины». Главные герои Основные герои летописи: Князь Дмитрий Иванович представлен как идеальный герой, он тот, кто сумел объединить русские войска и поднять их на борьбу с врагом, он отважный воин и полководец, во многом его образ схож с образом Святослава Всеволодовича Киевского в «Слове о полку Игореве». Другие князья – описаны вскользь, они обладают воинской доблестью и так же стремятся к объединению сил против врага.

 


 

Мамай и его воины – описаны как трусливые ратники, их образы в произведении изображены схематично и односторонне. Повествование начинается с того, что братья князья Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич попадают на пир к московскому воеводе. На пиру становится известно, что на Русь надвигается хан Мамай. Князья решают, что необходимо собрать русские полки на борьбу с неприятелем. Князь Дмитрий Иванович призывает других князей так же собирать войска и идти против врага. Русские полки отправляются к Дону, там они вступают в схватку с татарами. Битва происходит около небольшой речки Непрядвы, которая впадает в Дон, на Куликовом поле. Большое внимание в произведении уделяется описанию природы, во время столкновения вся трава на поле становится черной от крови. Над полем сгущаются тучи и начинается гроза. Большое количество людей гибнет как с одной, так и с другой стороны. Птицы начинают петь слезные песни, плачут и жены погибших князей и бояр. В атаку бросается князь Владимир Андреевич вместе со своим полком. Затем к своим войскам обращается Дмитрий, он выступает с призывной речью сражаться до конца. За князем следует все ратное войско. Приходит подкрепление, и татары начинают убегать с поля боя. Русским же воинам достается богатая добыча, они забирают татарских коней, их доспехи, а также вина, дорогие ткани. Мамай так же сбегает с поля боя, он просит помощи у фряг, однако те прогоняют его, коря в том, что он пошёл на Русь огромной армией, а теперь спасется бегством. С им никто не хочет сотрудничать, чтобы не попасть под гнев русичей. В конце «Задонщины» князь Дмитрий Иванович обращается ко всем воинам, которые остались в живых, он благодарит их за отвагу и смелость, за то, что они смогли отстоять русскую землю и христианскую веру. Вместе со своим братом князь Дмитрий возвращается в Москву, а затем и на свое княжение. Композиция Повесть имеет две части, перед ними автор сделал вступление.

 


 

Во вступлении он настраивает читателя на торжественный лад. Первая часть наполнена жалостью. В ней речь идет о том, как русские терпят поражение, а их жены их оплакивают, однако вскоре сама природа предвещает скорую победу русских. Враг был повержен, он спасается бегством. Особенности произведения «Задонщина» представляет собой поэтический рассказ о событиях, которые произошли на Куликовом поле. «Задонщина» это историческая повесть, основная цель которой – прославлять победу русских князей над татаро-монголами. Исторические сведения автор «Задонщины» взял из летописей, в то время как в качестве литературного образца автор использует другой литературный памятник древней Руси «Слово о полку Игореве», поэтический план текста «Задонщины» был напрямую взят из «Слова». Автор не случайно использует образы и обороты из «Слова о полку Игореве», таким образом он проводит параллель между прошлым и будущим. Это придаёт гражданский и исторический пафос «Задонщине». В тексте произведения так же имеет место быть и личное отношение автора к описываемым событиям. Еще одной особенностью «Задонщины» является специфическое использование художественных средств. Изобразительные выразительные средства автор все так же заимствовал из «Слова о полку Игореве», в тексте можно обнаружить прямые заимствования. Использует автор «Задонщины» и фольклорные выражения, чаще всего они встречаются в отрицательных сравнениях. Следует отметить, что в «Слове о полку игореве» подобных приемов не встречается, там в большом количестве применяются метафоры- символы, однако в «Задонщине» такие приемы не наблюдаются. Фольклорная традиция так же прослеживается в использовании антропоморфных образов. На формирование текста «Задонщины» так же повлияла традиция воинской повести.


 

В тексте мы видим преобладание эпического повествования, эмоционально-лирическое начало представлено в меньшей степени. Исходя из этого многие ученые относят это произведение к жанру воинской повести. Перед учёными до настоящего момента остается открытым вопрос что является первоисточником «Слово и полку Игореве» или «Задонщина». Традиционно принято считать, что «Слово о полку Игореве» появилось раньше, а автор «Задонщины» скопировал его обороты и фразы, однако с таким мнением согласны далеко не все ученые, есть версия, что «Слово о полку Игореве» было написано после «Задонщины», по аналогии с этим произведением.

 

 


 

Глава 2

История Липецкой земли в Древнерусской литературе.

Липецкий край находился на границе Русской земли. Всегда эти места были в центре важнейших событий внешнеполитической истории. Отсюда начался поход Батыя, здесь завершил нашествие Тимур.

Здесь строили пограничные города-крепости, здесь создавался Российский военно-морской флот.Край наш всегда был в центре внимания и летописей, и путешественников, и государственных деятелей, и литераторов.Исторические события нашего края являются неотъемлемой частью истории всей страны.

В летописях нашли отражение сведения о борьбе с половцами, монголо-татарами. Эта борьба связана с нашим древним городом Ельцом. Он, как птица-феникс, всегда возрождался из пепла.

И. А. Бунин, учившийся в Елецкой гимназии, писал о Ельце: «город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову и дело заходивших над нею, первые видели зарево страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее».

Липецкий край находился на границе Русской земли.

 

 

 

Исторические события, связанные с обороной, южных границ Древней Руси нашли отражение в литературе, в частности в «Повести о разорении Рязани Батыем» и в повести «Задонщина».

Наш край – то место, откуда начиналось Батыево нашествие, Рязанское княжество первым приняло бой с половцами.

Существует прекрасная повесть о разорении Рязани Батыем и многочисленные летописные тексты, где говорится о начале нашествия. Батый пришел и кочевал под Черным лесом (лес по левому берегу Воронежа). Оттуда он послал послов к Рязанскому князю Юрию, потребовал десятину во всем: в конях, в женах, в людях, в оружии. Но гордый князь ответил: «Когда мы умрем, то все будет ваше». Рязанцы выступили навстречу Батыю, и где-то у Воронежа состоялось первое сражение с татарами. Здесь погибло много Рязанцев, и отсюда Батый двинулся на Русь.С нашим краем связано и событие на поле Куликовом, которое находится на границе Липецкой и Тульской области. Битва состоялась в 1380 году 8 сентября на реке Непрядве. Мамай собрал полки на реке Красивая Меча, которая находится на территории Лебедянского района, и оттуда двинулся к Дону. Сергий Радонежский объединил разрозненных русских князей в этом сражении. Поэтому важнее даже не сама победа, о единение сил, зарождение русского государства.

Разбитых татар гнали до реки Красивая Меча, где множество погибло.

 

 

Еще в 16 веке отголоски этих событий были живы, и европейский путешественник барон Герберштейн, проезжая по этим местам, пишет, что к югу от Куликовского поля земля на протяжении 30 километров была завалена татарскими трупами.

Существует множество красивых легенд, связанных с Красивой Мечей.

Первым историком и археологом Куликовского поля, инициатором создателя мемориала на Куликовском поле был Степан Дмитриевич Нечаев – поэт, участник войны 1812 года, человек, близкий к декабристам, известный государственный деятель, обер-прокурор Синода. Более того, когда ему говорили, стоит ли его ставить там, он ответил: «Если таковой памятник здесь будет поставлен, то я готов, облачившись в обрывки кольчуги, найденные на поле, стоять на страже этого памятника».

Нечаеву принадлежит часть поля и все находки, сделанные крестьянами, поступали в поместье Нечаевых в селе Палибино.

Ежегодно в день Рождества Богородицы, 21 сентября многие россияне приезжают на поле, где проводится праздник в честь победы Дмитрия Донского. Устраивается реконструкция сражений современными дружинами из разных областей России.

Заключение.

В процессе работы над своим проектом, я ознакомилась со многими историческими фактами и также лучше узнала истории Липецкого края.

В своей работе я ставила цель: как больше узнать о том как связаны две выбранные повести с Липецком.

 

Информативные источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/Задонщина

https://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_о_разорении_Рязани_Батыем

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: