Гражданское право (особенная часть)




Часть 2

Автор: Жайлин Г.А.

Тема: "Договоры перевозки".

Договорные обязательства перевозки и их правовое регулирование. Общие положения о договоре перевозки. Договорные обязательства, связанные с организацией и осуществлением и иным обеспечением перевозок составляют целую отдельную область договорного права Республики Казахстан, а также других государств.

Транспорт – это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому, отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

При этом также как и отношениях страхования, расчетно-кредитных отношениях в область регулирования гражданского права отнесен такой пласт отношений в области деятельности транспорта, который имеет обязательственную (товарно-денежную) природу. Следует отметить, что ранее они признавались имеющими двойственную природу- наряду с гражданско-правовой, в некоторых аспектах -публично-правовую, если выражаться современной терминологией.

Они могли возникать из административного акта (имеются акты планирования перевозок) и из договоров. Вследствие этого речь шла о транспортных обязательствах. В данное время план имеет значение лишь для внутренней хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих перевозку /1/ и потому вернее будет вести речь о договорах, касающихся перевозок- транспортных договоров. Сказанное не означает, что можно сбрасывать со счетов те особенности, которые касаются функционирования транспорта как особой отрасли экономики, как источника повышенной опасности, технически сложной и слаженно функционирующей системы. Поэтому договорные обязательства перевозки рассматриваются через призму тех норм, которые определяют само понятие транспорта, устанавливают стандарты, организационные предпосылки (например, касающиеся государственного регулирования транспорта) его деятельности.

В настоящее время государственное управление транспортом нацелено на решение следующих задач:

- защиту интересов Республики Казахстан в области транспорта;

- осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта;

- разработку проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм, определяющих правовой и нормативный статус всех видов транспорта, независимо от форм собственности;

- разработку концепций и государственных (национальных) программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики, в также обучение и подготовка кадров;

- контроль за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;

- разработку прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках;

- координацию работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

Соответственно исходя из этого, государство будет создавать организационные предпосылки для заключения договоров перевозки, создавать транспортную инфраструктуру, осуществлять другие меры. Строительство вокзалов, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и иных объектов по транспортному обслуживанию населения осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов, наряду с финансированием его частными предпринимателями. Такая деятельность будет иметь немаловажное вспомогательное значение осуществления перевозок.

Непосредственно цели функционирования транспорта, которыми являются обеспечение бесперебойного перемещения грузов, людей, в разные регионы страны, внутри населенных пунктов, за пределы государства достигаются с помощью договора перевозки, который в свою очередь имеет ряд разновидностей и тесно связанными с ним договорами, обеспечивающими процесс перевозок. Договор в этой связи является одним из правовых инструментов, обеспечивающих возникновение и реализацию отношений перевозки, соответствующую дисциплину их участников и т.д.

Действующим законодательством выделяются следующие разновидности транспортных договоров: а) договор перевозки груза; б) договор перевозки пассажира (и багажа); в) договор фрахтования чартера; г) договоры об организации перевозок; д) договоры между транспортными организациями; е) договор на перевозку транспортом общего пользования; ж) договор транспортной экспедиции. Кроме того, если учесть, что некоторые из перечисленных договоров будут варьироваться в зависимости от того, каким транспортом осуществляется перевозка, то структура транспортных договоров выглядит достаточно громоздкой.

Перевозка грузов, пассажира и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В силу договора перевозки, перевозчик обязуется доставить груз (багаж) или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза или иное указанное в договоре лицо, пассажир обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги. 0Договор перевозки является центральным среди перечисленных обязательств. Его содержание, а также содержание иных основных транспортных договоров будет рассмотрено позже. Как уже отмечалось особенности этих обязательств связаны с той сферой где они возникают. Поэтому законодательство специально выделяет понятие транспорта и конечно существует множество специальных требований, которым должен соответствовать тот или иной транспорт.

Виды транспорта. Существуют несколько видов транспорта, выделение которых необходимо по причинам объективного характера, их особенности, сфера применения обусловливают особенности эксплуатации и существенно влияют на содержание договоров заключаемых на перевозку тем или иным из них.

Транспорт Республики Казахстан- это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический транспорт. К одному из его видов отнесен магистральный трубопроводный транспорт. Перечисленные виды транспорта образуют систему транспорта Республики Казахстан.

Источники правового регулирования. Общие условия перевозки и иных транспортных договоров определяются непосредственно Гражданским кодексом Республики Казахстан, в нем им посвящены главы 34 и 35 (ст. ст. 688- 714). Однако большое значение имеют и иные законодательные и нормативные акты. Это связано с тем, что в процессе осуществления перевозок должны соблюдаться большое количество специальных требований технологического характера по безопасности и др., которые являются обязательными для всех участников транспортных отношений. Однако, в данное время четко зафиксировано требование невмешательства государства в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а значит и в их договорную практику. Пределы государственного регулирования деятельности транспорта указаны в специальном транспортном законодательстве.

Важное значение имеет также обеспечение в целом единых параметров перевозки для потребителей услуг перевозчиков. Для унификации правового регулирования в этой области принят Закон.

Специфика обязательств при использовании трубопроводов заключается в том, обязательства поставки (энергоснабжения) и собственно транспортировки зачастую неразрывно связаны между собой и поэтому говорить о транспортных обязательствах в чистом виде здесь конечно нельзя.

Республики Казахстан «О транспорте» от 21 сентября 1994 года. В нем наряду с нормами, регулирующими отношения публичного характера, связанного с деятельностью транспорта в Республике Казахстан, имеются и такие нормы (общего характера), которые непосредственно регулируют гражданско-правовые отношения. Смешение публичных и частных норм характерный признак и других транспортно-правовых актов. Это однако не означает, что в данном случае необходимо говорить о договоре имеющем какие то административно-правовые «вкрапления», но и не учитывать их абсолютно тоже нельзя. Сфера функционирования некоторых видов транспорта отнесена к естественным монополиям, поэтому к их деятельности примени и Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются и специальным законодательством. В Республике Казахстан принят и действует Временный Устав железных дорог Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 1996 года N 70. Он определяет прав, обязанности и ответственность железных дорог, юридических и физических лиц, а также экспедиторских и иных предприятий, действующих от их имени, а также предприятий других видов транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении *. Приняты и действуют Временные правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов), утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 10 апреля 1995 года N 78. Кроме того, осуществление перевозок воздушным транспортом регламентируется Правилами осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан от 8 октября 1999 года N 705 А-1, Министра иностранных дел Республики Казахстан от 12 октября 1999 года N 36, Министра обороны Республики Казахстан от 14 октября 1999 года N 170 Перевозки грузов и багажа водным транспортом регламентируются Временными правилами перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года N 89. К деятельности юридических лиц и граждан, занимающихся грузовыми перевозками для населения применимы правила бытового обслуживания населения в Республике Казахстан, утвержденные Постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 20 сентября 1996 г. N 9/7. Кроме того имеет значение также Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ), утвержденный Советом Министров СССР 15 октября.

Применим также Устав автомобильного транспорта Казахской ССР (УАТ), утвержденный постановлением Совета Министров КазССР от 18 июня 1970 г.

Последние два из перечисленных актов законодательства действуют на территории РК с учетом правил, предусмотренных п.2 ст.3 ГК. Через территорию Республики Казахстан железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений могут осуществляться транзитные перевозки грузов и пассажиров. Они осуществляются в соответствии с законодательством республики, а также международными соглашениями и договорами Республики Казахстан.

Характеристика договора перевозки. Наиболее типичные черты договора перевозки, проявляются в договоре перевозки грузов.

По своей юридической природе он является реальным договором, перевозчик обязуется доставить в пункт назначения вверенный груз. Таким образом заключение договора перевозки требует совершения сторонами определенных действий, которые можно оценить в качестве предпосылок договора перевозки. В некоторых случаях грузоотправитель заинтересованный в перевозке подает заявку (заказ). Перевозчик обязан предоставить транспортные средства, имеющие сертификат (соответственно они должны быть исправными). Грузоотправитель должен подать груз к перевозке.

В соответствии с Временным уставом железных дорог Республики Казахстан (далее ВУЖД), железные дороги и грузоотправители (грузополучатели) могут заключать краткосрочные и долгосрочные договоры (контракты) на перевозки грузов (статья.17 ВУЖД). Юридическая природа долгосрочных договоров перевозки является достаточно спорной. В общем, речь идет о договоре об организации перевозок, который регламентирован статьей 692 ГК РК. Он применяется тогда, когда имеют место, длительные систематические перевозки.

Договор об организации перевозок является консенсуальным, поскольку, перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять грузы к перевозке в обусловленном объеме. Как нам представляется речь идет все таки об особенной разновидности предварительного договора. Законодатель же применил формулировку имеющую двойственное содержание. Долгосрочный договор по своей сути будет не чем иным, как соглашением заключать в будущем основные договора перевозки на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 390 ГК РК). Несмотря на то, что это предварительный договор, учитывая важность интересов перевозчиков и грузоотправителей, степень его обязательности для сторон должна быть выше. Все проблемные вопросы, связанные с этим высказыванием в рамках учебного пособия естественно охватить нельзя, стоит лишь отметить, что договор об организации перевозок в современных условиях выступает как альтернатива административному акту планирования.

Вместе с тем он имеет важное значение для определения прав и обязанностей сторон в непосредственно заключаемом договоре перевозки. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предьявления грузов для перевозки.

Договор перевозки взаимный и возмездный договор, эти его характеристики будут видны при дальнейшем рассмотрении его элементов и среди них отдельно содержания договора перевозки грузов. Законодательство предъявляет строгие требования в форме договора перевозки (грузов). Он оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товаро-траспортной накладной или иного документа, на груз, предусмотренного законодательными актами о транспорте. Эта форма договора не относится к подтверждаемой выдачей какого либо подтверждающего знака и вследствие этого признаваемой устной (п. 3,ст. 151 ГК РК). В товарно-транспортной накладной (накладной коносаменте) содержится информация об основных условиях договора. Ее форма (других перевозочных документов) разрабатывается Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Таким образом можно говорить о том, что договора перевозки заключаются в особой формулярной письменной форме. Специфика договоров перевозки в том, что многие права и обязанности их участников регламентированы непосредственно нормативными актами.

Договор перевозки в целом носит публичный характер. Согласно статьи 11 Закона РК О транспорте перевозчик не в праве отказывать физическим и юридическим лицам в перевозке за исключением случаев, предусмотренных транспортными кодексами (уставами) Республики Казахстан.

Стороны договора перевозки. Одной стороной договора перевозки грузов является перевозчик юридическое лицо или физическое лицо. Юридическое лицо перевозчик это зачастую транспортное (специализированное) предприятие, хотя в их качестве могут выступать и другие организации. Транспортные предприятия занимаются хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Для нормального осуществления перевозок немаловажное значение будут иметь все перечисленные виды деятельности. Перевозчик определяется как лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение ли лицензию выданную в установленном порядке. В соответствии со статьей 9 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, О лицензировании от 17 апреля 1995 года перевозка пассажиров и грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным и автомобильным транспортом подлежит лицензированию.

Клиент (грузоотправитель, грузополучатель), то есть потребитель услуг транспорта- это физическое или юридическое лицо. Клиентом может быть и государство. Грузоотправителем может быть как владелец груза, так и лицо, которому оно доверено к отправке. Личность грузоотправителя и грузополучателя в некоторых случаях могут совпадать. В большинстве случаев грузополучателями выступают кредиторы по гражданско-правовым договорам поставки, субъекты получающие имущество в соответствии с административным актом распределения имущества. По договору перевозки пассажиров клиентом выступает всегда физическое лицо, которое приобрело билет на тот или иной вид транспорта или заключило устный договор перевозки.

Предмет договора перевозки. Предметом договора перевозки является услуга предоставляемая перевозчиком. Сам договор перевозки является по сути договором об оказании услуг и поэтому в его регламентации в некоторой мере надо учитывать и общие нормы о возмездном оказании услуг. Услуга (услуги) оказываемые на транспорте не имеют какую либо овеществленную форму и их потребление происходит сразу при их оказании. Транспортная услуга заключается в пространственном перемещении грузов (пассажира) и в этом качестве носит товарный характер. В целом, наличие отдельного предмета обязательства и в данном случае есть основа юридической конструкции договора перевозки.

Провозная плата. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, которая устанавливается соглашением сторон. Свободная договорная цена применяется при автомобильных перевозках, воздушных перевозках, перевозках водным транспортом. Перевозчики при этом руководствуются собственными расценками, тарифами.

Централизованно установленные тарифы применяются при перевозках грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, а также железнодорожным транспортом. В соответствии с п. 13 ВУЖД тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа на всех видах сообщения железных дорог, за исключением грузового местного и пассажирского пригородного являются регулируемыми.

Регулируемые тарифы и сборы устанавливаются Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защит конкуренции и малого бизнеса по предложению Министерства транспорта и коммуникаций. Тарифы и порядок перевозки грузов, пассажиров и багажа, грузобагажа и почты по новостроящимся линиям устанавливаются железной дорогой по договору с предприятием, осуществляющим строительство и финансирование данной линии. При перевозках пассажиров в пригородном сообщении тарифы устанавливаются органами исполнительной власти областей и городов Астаны и Алматы. Если при этом затраты железной дороги не возмещаются, разница между установленным и расчетным (определяемыми исходя из необходимых затрат) тарифами, возмещается ей за счет соответствующего местного бюджета.

Централизованно устанавливаются не только непосредственные

расценки на железнодорожную перевозку, но и на некоторые другие дополнительные услуги, оказание которых регламентируется статьей. 16 ВУЖД, данные услуги оказывают непосредственное влияние на права и обязанности пассажиров и грузоотправителей, грузополучателей. Тарифы и сборы за те или иные операции, не перечисленные в ст. 16 ВУЖД, за услуги, оказываемые пассажирам в поездах (за исключением предоставления постельного белья) и на вокзалах, за дополнительные работы и услуги, выполняемые по заявкам пассажиров и грузовладельцев, являются свободными и устанавливаются железными дорогами.

Закон Республики Казахстан «О транспорте» определяет общие основы взаимоотношений перевозчика и клиента. При перевозке грузов, пассажиров и багажа и при осуществлении траспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат. Такое требование, безусловно является одной из важных предпосылок надлежащего исполнения обязательств по перевозке. Предусматривается возмещение ущерба, нанесенного клиенту и третьим лицам, в том числе и потерей времени, в денежном эквиваленте. Особое место при этом отводится возмещению вреда вызванного смертью пассажира или повреждением здоровья пассажира. При осуществлении пассажирских перевозок требуется обеспечивать безопасность пассажира, создавать для него необходимые удобства и условия обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, своевременную перевозку и сохранность его багажа. В процессе перевозок должна обеспечиваться безопасность движения. Клиент не должен быть ограничен в свободе выбора транспорта на рынке транспортных услуг. Перевозчик обязан получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату, соблюдать требования государственных и местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально важных и оборонных перевозок (если при этом цены на такие перевозки не покрывают транспортные расходы, то должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация). За исключением регулируемых перевозок, перевозчик вправе свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования.

Правовое положение клиента по всем видам перевозок характеризуется предоставлением ему возможностей (прав), требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком, оспаривать соответствие уровня качества перевозки ее сертификату, требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе потерь времени в денежном эквиваленте. Клиент обязан и сам соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком. Он также должен выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату, выполнять правила перевозок, представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортировки виде.

Права и обязанности сторон. Рассмотрим права и обязанности сторон (на примере договора перевозки грузов). При исполнении договора перевозки грузов, перевозчик обязан подать транспортное средство в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза. Таким образом, перевозчик сам определяет тип транспортного средства, которое необходимо в том или ином случае. Оно подается очищенным от остатков груза и мусора, со снятыми реквизитами, а в необходимых случаях промытым продезинфицированным. Грузоотправитель подает груз к отправке (перевозке) с соблюдением ряда требований. Часть из них носит общий характер и применима для всех случаев перевозок. Общие требования распространяются на количество и наименование груза, определение его веса, тары и упаковки. Также они касаются маркировки и объявления ценности. Специальные требования связаны с особым характером груза, принимаемого к перевозке или вида транспорта, на котором предъявляются те или иные требования. Так в соответствии со статьей 36 ВУЖД грузоотправители и грузополучатели, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, равно как и железные дороги, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.

Ввиду того, что железнодорожные перевозки в Казахстане являются наиболее распространенными, рассмотрим права и обязанности сторон, возникающие при подаче и принятии грузов к перевозке, преимущественно применительно к ней.

Перевозчик заранее уведомляет грузоотправителя о подаче транспортного средства. Так о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя работник станции уведомляет грузозоправителя не позднее чем за два часа до подачи вагонов.

Подготовка цистерн и бункерных полувагонов для нефтебитума, под налив нефтегрузов производится железной дорогой или грузоотправителем по договору за счет дороги, а специализированных (кроме цистерн общесетевого парка) арендованных, собственных цистерн грузоотправителем.

Определение пригодности подвижного состава и подготовка в коммерческом отношении для перевозки данного груза производится:

- вагонов - грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами железной дороги;

- контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов грузоотправителем. Железная дорога при передаче на подъездной путь груженых вагонов определяет их техническую пригодность под погрузку определенного рода груза в порядке сдвоенных операций.

Погрузка грузов в вагоны и автомобили, а также выгрузка из них производятся: а) железной дорогой в местах общего пользования. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителя, грузополучателя сбор по свободным тарифам; б) грузоотправителем и грузополучателем на местах не общего пользования, а также на местах общего пользования опасных и скоропортящихся грузов, сырых животных продуктов, тяжеловесных (свыше 0,5 тонны в одном месте) и негабаритных грузов, грузов перевозимых, наливом, насыпью и навалом, специализированном подвижном составе и тех грузов, которые должны следовать в сопровождении проводников грузоотправителей и грузополучателей. Таким образом, риски, связанные с правильной погрузкой перечисленных видов грузов, возлагаются непосредственно на грузоотправителей и грузополучателей.

Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособления и материалы должны быть предоставлены грузоотправителями. Отдельные перевозочные приспособления (хлебные и овощные щиты) и средства пакетирования (поддоны, стропы, стяжки) могут предоставляться железной дорогой на договорных условиях, со взысканием соответствующих сборов.

Установка этих приспособлений и материалов при погрузке и снятие их при выгрузке производится грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производятся погрузка и выгрузка. Об установленных приспособлениях грузоотправитель указывает в накладной, что впоследствии (при возникновении споров) позволит оценить степень надлежащего выполнения своих обязанностей по погрузке стороной грузоотправителем. Ответственность за техническое состояние приспособлений (за исключением тех, которые предоставлены железной дорогой) несут грузоотправители. Погрузка осуществляемая механизированным и немеханизированным способами должна быть завершена в установленные сроки.

При превышении этих сроков, сторона чьей обязанностью является погрузка несет ответственность за просрочку. Как уже отмечалось выше перевозка грузов осуществляется также в контейнерах. Для перевозки грузов применяются контейнеры, отвечающие требованиям стандартов и принадлежащие железным дорогам, в том числе иностранным предприятиям, организациям, морским и речным пароходствам, портам. Перечень грузов, перевозка которых в контейнерах запрещается, устанавливается Правилами перевозок грузов.

Контейнеры делятся на универсальные и специальные. В универсальных контейнерах можно перевозить различные грузы. Однако в них запрещается перевозить зловонные грузы и грузы, сильно загрязняющие стены и пол контейнера, а также стружку и лом черных и цветных металлов. Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке не должен превышать 120 кг. Это ограничение не распространяется на домашние вещи. Специальные контейнеры предназначаются для перевозки определенных видов индустриальных и продовольственных грузов, требующих особых условий при транспортировке (например черепица, стекло, опасные грузы и др.). Стороны договора перевозки грузов (в первую очередь грузоотправитель, поскольку загрузка контейнеров проводится его силами),должны учитывать предназначение контейнеров.

При предъявлении к перевозке грузов должна быть определена в железнодорожной накладной их масса, определяемая по трафарету, стандарту или путем взвешивания. Допускается определение массы расчетным путем, условно, по обмеру грузов, погрузка которых до полной вместимости подвижного состава не может повлечь его перегруз сверх допустимой грузоподъемности.

Железная дорога определяет массу груза в тех случаях, когда погрузка осуществляется в местах общего пользования. Во всех случаях, когда погрузка осуществляется грузоотправителем, определение массы груза производится им. Независимо от того кем осуществлялась погрузка, определение массы груза по трафарету, стандарту, расчетным путем по обмеру или условно производится грузоотправителем.

После окончания загрузки вагоны и контейнеры должны быть опломбированы пломбами железной дороги, если груз был погружен железной дорогой. Если груз был погружен грузоотправителем, портом, пристанью то вагон (контейнер) пломбируется пломбами грузоотправителя, порта или пристани. Перевозка некоторых грузов, в частности перевозимых навалом, насыпью допускается без пломбирования.

Независимо оттого, что пломбирование осуществляется грузоотправителем, снабжение грузоотправителей (грузополучателей) пломбами, пломбировочными тисками, запорными устройствами, устройствами для их снятия, плашками, проволокой для пломбирования вагонов и контейнеров производится железной дорогой за плату.

При предъявлении к перевозке груза грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную или комплект перевозочных документов. Кроме накладной при приеме груза к перевозке станцией отправления составляется дорожная ведомость, которая вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. Бланк дорожной ведомости расположен на трех листах, все они имеют одинаковый номер, соответствующий номеру накладной. Первый лист включает в себя дорожную ведомость. Второй лист состоит из корешка дорожной накладной, а третий представляет собой квитанцию в приеме груза к перевозке. В подтверждение приема груза к перевозке железная дорога обязана проставить в накладной календарный штемпель и выдать квитанцию грузоотправителю.

Грузоотправитель или лицо, действующее от его имени несут ответственность за правильность сведений, внесенных в накладную, а также за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в накладной. Железная дорога имеет право проверять правильность этих сведений, а также производить проверку массы груза, указываемой грузоотправителем путем выборочного взвешивания.

Законодательством установлен исключительный перечень оснований, при которых перевозчик, если соблюдены все требования предъявляемые к грузу, вправе отказаться от приема грузов к перевозке. Перевозка при этом становится невозможной по объективным для сторон договора причинам. Погрузка грузов для отправки его в определенных направлениях, может быть временно запрещена в исключительных случаях по указанию Министра транспорта и коммуникаций на основании предложения начальника железной дороги. Об этом извещается Правительство Республики Казахстан. Когда имеют место явления стихийного характера, происходят крушения аварии, умышленное блокирование транспортных коммуникаций, а также если объявляется карантин погрузка грузов может быть временно ограничена или прекращена распоряжением начальника железной дороги. Об этом уведомляется Министр транспорта и коммуникаций, он устанавливает срок на который ограничивается или прекращается погрузка и движение поездов на определенных участках железных дорог. Указанный срок доводится до сведения всех начальников железных дорог. Наличие такого рода обстоятельств служит основанием для освобождения перевозчика от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Восполнение недогрузов, которые образовались в связи с запрещением или ограничением погрузки осуществляется в следующие периоды.

Порядок расчетов за перевозки грузов. Грузоотправитель либо грузополучатель обязаны в соответствии с договором произвести оплату услуг перевозчика. Причитающиеся платежи вносятся плательщиками наличными деньгами, путем безналичных расчетов на основе чеков, посредством платежных поручений. Для определенных грузополучателей и грузоотправителей может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Порядок расчетов при этом может быть установлен Министерством транспорта или коммуникаций, которое в свою очередь руководствуется законодательством регулирующим кредитные и расчетные отношения. Как правило, провозные платежи вносятся плательщиками до момента отправления груза со станции. Взыскание недоборов провозных платежей в пользу перевозчика осуществляется по прибытии груза в пункт назначения. Также могут быть возвращены излишне выплаченные суммы. В соответствии со статьей 49 ВУЖД при несвоевременной оплате за перевозки грузов, при наличии в этом вины плательщиков, с них взыскивается пеня в размере 0,1 процента от суммы платежа за каждый день просрочки. Перевозчику предоставляется право применения оперативной санкции, путем задержки отправки груза до внесения платежей.

Срок внесения платежей при расчетах до отправки груза определяется датой приема груза к перевозке, при расчетах в пункте назначения датой выдачи груза получателю, указанной в перевозочном документе. Сроки расчетов по недоборам и переборам провозных платежей определяются с момента предъявления счета той или иной стороной.

Законодательством (ст. 699 ГК РК), предусмотрено право грузоотправителя (иного лица) по распоряжению грузом. Грузоотправитель или владелец товарораспорядительного документа на груз, могут потребовать от перевозчика прекращения перевозки или возвращения груза либо сделать другое распоряжение в отношении груза. Перевозчик в данном случае вправе требовать оплаты за уже произведенную перевозку, а также возмещения иных расходов в связи со сделанным распоряжением. После того как груз прибыл в место назначения грузоотправитель теряет указанные права по распоряжению грузом.

При железнодорожных перевозках предусматривается возможность переадресовки грузов. Под переадресовкой понимается изменение грузополучателя или станции назначения груза, принятого к перевозке. Железная дорога производит переадресовку по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, организация по заявлению которой произведено, изменение является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным и фактическим грузополучателями.

Следующей обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему груза в установленные сроки. Сроки доставки груза по договору железнодорожной перевозки грузов не устанавливаются как в других договорах произвольно, а определяются централизованно, поскольку, выполнение обязанности перевозчика по доставке груза зависит не только от желаний сторон, а тех условий, в которых осуществляется перевозка (пропускной способности дороги, установленной скорости движения поездов, количества и времени остановок в пути и т.д.). Груз считается доставленным в срок, если он выгружен на станции назначения средствами железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. По другим видам перевозки грузов срок может не устанавливаться законодательно, в таких случаях, стороны вправе предусмотреть его в договоре. Если же сроки доставки грузов не определены законодательно и не определены в договоре, доставка должна быть произведена в разумный срок (ст. 698 ГК РК).

Если подача вагонов, контейнеров под выгрузку задерживается вследствие занятости фронта выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузополучателя или транспортно- экспедиционного пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: