Домашнее задание к сессии: Нетворкинг/Лифтовая презентация
Нетворкинг — это странное слово обозначает нечто, что большинство из нас сторонится, не понимая, как нужно. Это мастерство налаживания связей. Не используя нетворкинг, мы игнорируем один из основных инструментов продвижения и продаж.
Дискомфорт при необходимости применять нетворкинг — у кого-то из нас в большей степени, кто-то в меньшей, но он есть. Лишь единицы делают это запросто. Но этому можно учиться!
Почему мы испытываем дискомфорт?
Потому что мы держим в голове главную цель — продажааааа!!! Налаживаем ли мы связь для продвижения в карьере или бизнесе — нам кажется, что мы «впариваем», продаем, а продавать свой образ, свои услуги, свой продукт, вообще ПРОДАВАТЬ — стыдно и зазорно.
Второй страх – это ощущение «навязывания» себя, своих товаров, своих услуг. И вот тут самое главное ПОНЯТЬ, что нетворкинг и навязывание – вещи прямо скажем противоположные. Навязывание – это заинтересовать собой, а нетворкинг - это интересоваться собеседником!
Давайте будем учиться делать нетворкинг комфортным для себя.
Чтобы с помощью нетворкинга совершить «продажу», о ней нужно ЗАБЫТЬ
Нетворкинг — процесс абсолютно противоположный продажам. Это процесс налаживания контакта и завоевания доверия и возможности получить что-то взамен, но эта возможность не является главной целью.
Сегодня мы будем говорить о нетворкинге офлайн и онлайн. Как ни крути, несмотря на глобальный уход в сети, мастерство налаживания контактов в реале так же востребовано, как и годы назад.
Нетворкинг офлайн
Применяется там, где присутствует некая группа людей: на мероприятиях официальных и неформальных, в кафе/ресторанах/спортзалах/клубах/ и тд. Площадкой для нетворкинга может стать даже ваш дом и соседи, с которыми вы едете в лифте.
Быть интересующейся, а не интересной
Основная ошибка многих из нас в том, что мы стараемся быть интересными, заинтересовать собеседника собой — держим фокус на своей драгоценной персоне. А стоит делать наоборот — интересоваться собеседником.
- Искренность — по-настоящему заинтересуйтесь человеком, а не делайте вид, что интересуетесь
- Старайтесь услышать его и понять человека, а не делайте вид что слушаете
- Не продумывайте свой ответ, пока человек говорит и не фокусируйте на своих мыслях, только на человеке
Внешний вид:)
Ваш внешний вид должен целиком и полностью соответствовать тому образу, который вы желаете транслировать в мир. И, что немаловажно, — этот образ должен быть комфортным во всех смыслах.
Вы не сможете расслабиться для общения, если, скажем, будете в платье, которое вам жмет или на высоких каблуках, которые вы обычно не носите и терпеть не можете.
И, конечно, старайтесь добавлять в образ «якоря», чтобы вас быстро и легко запомнили.
Навыки светского разговора
О том, о сем и ни о чем:) Навыки светского разговора, когда вы вынуждены приятно болтать, а не говорить о чем-то серьезном, по сути, вдумчиво — тренируемы. Кто-то из вас запросто это умеет — в вас просто встроен этот навык. Кому-то сложно подойти и заговорить, а потом еще и поддерживать разговор. Непросто подойти и сказать «Привет, меня зовут …» и продолжить знакомство. Если вы из этой категории людей — тренируйте навык знакомств, первые 10 раз будет трудно, на 11 или 25 или 100 получится: страх уйдет, и вы будете знакомиться и болтать так, как будто умели это всю жизнь.
- Помните, что знакомство — это нормально, приемлемо. Никто не отвернется от вас с кислой миной и молчанием. Никто не станет вас порицать. Наоборот — адекватные люди всегда вас поддержат.
- Выбирайте людей, которые не заняты делом и выглядят дружественно:) Если человек сидит в кафе, но при этом разговаривает по телефону или работает за ноутбуком — нет смысла к нему подходить. Люди, готовые к общению, сидят в открытой позе, могут даже чуть улыбаться и «бродить» взглядом по помещению.
- Выбирайте людей, которым так же сложно, как и вам (если вы на мероприятии, такие люди держатся в стороне, им сложно выйти знакомиться в толпу)
- Сделайте искренний комплимент. Это всегда работает:)
- Попросите знакомого человека (организатора мероприятия или общего знакомого) вас представить. Это обычная практика — вы подходите к человеку, и общий знакомый вас представляет. «Это … а это … Думаю, вам будет о чем пообщаться». Обязательно потом поблагодарите человека, который вас представил — это может быть благодарность на словах, или подарок, или ответный контакт. Важно, чтобы человеку было приятно делать для вас и дальше подобные вещи, помогать вам налаживать контакты.
- Отличная фраза «у вас был сложный день?» в обращении к человеку, который выглядит слегка уставшим, очень хорошо работает.
- Не спешите рассказывать человеку о себе — послушайте его, спросите о чем-то отвлеченном.
- Включайте обаяние: старайтесь увидеть хорошее в человеке и заметить это вслух.
- Не преследуйте жестко цель «Познакомиться. Представиться. Взять контакт», ффухх, выполнила нетворкинг, тяжело как!!! Попробуйте получить удовольствие от общения.
Будьте полезной
Это правило — главное для нетворкинга, неважно налаживаете ли вы связи оффлайн или онлайн.
Что значит быть полезной?
Это умение проявлять заботу.
Большинство из нас — люди закрытые, с северным характером. Мы не привыкли проявлять чувства, а, следовательно, и искреннюю заботу на публике. Мы часто путаем заботу с навязчивым вниманием или с необходимостью «погладить по головке» собеседника. Или, крен может быть в другую сторону, — мы путаем заботу с необходимостью предоставить человеку нечто материально ценное.
Что такое забота?
— это участие! Искреннее, от души. Не ожидая ничего взамен. Вы даете человеку нечто, что ему может быть интересно, в чем он нуждается, в нужный момент.
Не думайте, что если вы начинающая бизнесвумен, то вы не можете быть полезной главе какой-нибудь крупной корпорации или блогерам и прочим. Вы можете показать какой-нибудь лайфхак, запомниться, а потом продолжить общение.
Отличные книги на эту тему, о простых моментах и фишках, которые мы далеко не всегда используем:
«Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Ферации
«Включаем обаяние по методике спецслужб» Джек Шафер
Нетворкинг онлайн
Как нам наладить отношения с нужными людьми и стать классным специалистом нетворкинга?
Для начала необходимо понять, кто же нам нужен.
КТО?
Составьте список из 30 имен — людей, с которыми вам необходимо наладить связи. Это персоны, с которыми вы еще не знакомы, но они являются авторитетными для вашей целевой аудитории или могут дать вам новые возможности — для расширения круга контактов или повышения вашей экспертности и узнаваемости.
Еще 20 человек — персоны, с которыми вы знакомы, но ваше взаимодействие очень слабое, либо его не было вообще.
ЧТО?
Что же сказать этим людям, когда вы с ними свяжетесь? Вот вы достали контакт и, к примеру, пишете этому человеку в соцсети.
Прямо садитесь и задумываетесь — чем вы можете быть полезной этому человеку?
Вы можете сделать подарок, взаимовыгодное сотрудничество по кросс маркетингу, поучаствуете как партнер-спонсор на его конкурсе для подписчиков…
Если вы организовываете мероприятия, вы можете пригласить этого человека в качестве спикера и позиционировать его как эксперта на свою аудиторию.
Возможностей — масса. Нужно только включить голову и поработать, выписать, как и чем вы можете быть полезны конкретному человеку.
ГДЕ?
Посмотрите, где человек активен — в какой соцсети? Когда он был на странице в последний раз. Выберите его активную площадку — и начинайте «внедряться». Изучите, что человек постит, что ему интересно, как он взаимодействует с людьми. Ставьте ему лайки, пишите комментарии.
КОГДА?
В социальных сетях и на почту лучше не писать после 23.00. Это личное время человека, и не все нормально воспринимают сообщения в такой поздний час.
Если мы говорим о знакомстве офлайн — мероприятия предполагают неформальную часть, когда можно пообщаться, кофе-брейк или вечеринка. Или, если нет такой возможности, дождитесь, пока человек освободится — и подойдите, задайте вопрос или уточните то, что вы хотите. После того, как вы представитесь, вам необходимо заинтересовать человека. Порасспрашивайте его и наладьте контакт. Нетворкинг — это взаимовыгодный процесс, когда выигрывают обе стороны. Вы можете намекнуть или сказать прямым текстом, чем вы можете быть полезны этому человеку. И так сказать, чтобы у него в голове сразу нарисовался ваш «стикер».
Человек должен четко понять: если ему понадобится что-то из вашей сферы, он может на вас рассчитывать. Дальше нужно держать и поддерживать контакт.
ДЕРЖИМ КОНТАКТ
После того, как вы наладили контакт, заинтересовали человека, начинается общение. Это будет переписка или разговор офлайн — ваша задача искренне проявлять участие. Когда вы искренне заботитесь о человеке, он открывается, и канал для налаживания связи открывается тоже.
ЗАКРЕПЛЯЕМ КОНТАКТ
Обязательно закрепляйте контакты. Напишите человеку, что вам приятно было общаться, и вы надеетесь на возможное сотрудничество в будущем. Если у вас для этого человека появляется информация, которую он искал — отправьте письмо, проявите участие. Продолжайте проявлять внимание, комментируйте посты. Важно — делайте это от души, а не потому, что «надо-надо».
И! Важно! Не думайте, что это — навязывание! Это все в рамках этики и делового общения, это прилично, так принято.
ЛИФТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЛИФТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ - термин западных маркетологов. Это презентация, которую вы должны успеть сделать, поднимаясь с первого этажа наверх — а именно за несколько секунд.
Лифтовая презентация должна быть заготовлена заранее (а также несколько ее вариантов для разных целей). Мало кто может сходу четко и классно рассказать о себе и сделать промоушн своей деятельности.
Лифтовая презентация делается на основе Позиционирования, его вы уже делали в предыдущем уроке.
Может быть 2 варианта презентации: быстрая и короткая — и расширенная.
Несколько ВАЖНЫХ правил при написании лифтовой презентации:
- Не нужно бросаться слоганами
Человеку нужно четко понимать, чем вы занимаетесь и можете ли вы быть ему полезным!
- Не нужно применять нечеткие фразы, которые не говорят о вашей полезности.
К примеру:
Я специалист по здоровью. Неверно!
Я мама двоих детей и эксперт в теме детского здоровья. Верно!
- Не нужно в своей лифтовой презентации предлагать скидки и бонусы! И тут еще раз повторим, что мы не пытаемся продать. Это важно!
Как произносить лифтовую презентацию?
Во-первых, лифтовая презентация должна выделиться в вашей речи. Поэтому произносим ее чуть быстрее вашего обычного темпа, эмоционально (но не чересчур!), без лишних пауз и «ээээ» (для этого лифтовую презентацию надо выучить наизусть! Да-да, как стихотворение в школе).
Мои личные примеры:
. Короткая лифтовая презентация:
Меня зовут Наталья Воробьева, я помогаю целеустремленным людям создать свой международный бизнес в области здоровья/красоты/спорта/правильного питания и управлять им онлайн.
Расширенная лифтовая презентация:
Меня зовут Наталья Воробьева, я веду международный бизнес в партнерстве с корпорацией Siberian Wellness, которая разрабатывает и производит экологически чистые и натуральные продукты для здоровья, красоты, спорта и правильного питания. Я помогаю активным людям быстро создать свой успешный проект в компании. Это позволяет им больше путешествовать, многократно расширять свой бизнес и управлять им с телефона из любой точки мира.
Домашнее задание:
1. Написать список из 50 имен для дальнейшего нетворкинга онлайн или оффлайн. С сегодняшнего дня начинайте писать/звонить/встречаться – задача: взаимодействие и развитие взаимоотношений!
2. Написать лифтовую презентацию: короткую и расширенную. И отправить для корректировки своему наставнику!
3. Начать действовать и получать опыт и результат!