Печальная экскурсия, или По закону обратного воздаяния




На земле Ардатовской в не далёкие времена дарили людям мир и просвещение более пятидесяти храмов – каменных и деревянных. Из них дошли до нас в зримом виде только тридцать пять. «Полотнищем красным взмахнул комиссар, кресты на соборе срубая…И вздрогнула Церковь встречая удар, и жизнь наступила другая». Это привело к тому, что лишились духовной поддержки десятки тысяч человек. К сожалению, нельзя реставрировать судьбы, но можно реставрировать храмы!

В селе Леметь двухпрестольный храм в честь Пресвятой Троицы построен в камне в 1725 году. Колокольня пристроена на рубеже 19-20 веков. Церковь занесена в Реестр памятников архитектуры Нижегородской области и охраняется государством. До революции здесь вели службы настоятель Пётр Александрович Доброзраков, священники Василий Александрович Боницкий из рода ардатовских богомазов-художников и Алексей Иванович Лебедев, дьяк Николай Васильевич Сергиевский, псаломщик Александр Иванович Преображенский, пономари Иван Федорович Введенский и Александр Тайковский. Старовстой служил Павел Меркурьевич Кузнецов. Был в селе дивный источник со сказочным названием «Святочная источница». Совсем недавно началось восстановление старинного храма жителями села.

Котовка обрела свой храм ещё в 18 веке. Известно, что в 1846 году князья Звенигородские с прихожанами возобновляли старую деревянную Никольскую церковь, пришедшую в ветхость. Исповедные росписи хранились с 1800 года. Настоятелем служил Василий Васильевич Северов, дьячок – Иван Михайлович Соколовский. Закрыли храм в 1935 году. Некоторое время он пустовал, затем пришло разрешение на использование помещения под клуб с формулировкой «не является памятником архитектуры и в силу ветхости не пригоден для совершения религиозных обрядов». Видимо, пляскам ветхость не мешала. Позднее в 1969 году было решено храм снести для строительства на этом месте типового клуба. Пригнали трактора, зацепили старые брёвна, тянули и не могли свалить. Девчонки и женщины цеплялись за железные тросы руками, сбивая в кровь ладони, умоляя не трогать святыню. Но руководитель разрушения был непреклонен, предложил подпилить нижние венцы-перерубы, и строение рухнуло. Клуб, выстроенный на костях, недолго продержался и тоже рухнул. Сейчас благочестивые котовцы всем миром возводят новый деревянный храм.

Нужно добавить, что сдача пустующих храмов под клубы, была особой приметой того времени. Так, в селах Заречное, Юсупово, Гари церкви были превращены в места народных гульбищ. Причем, в Заречном в бывшем Спасском храме, построенном в 1810 году долгое время сохранялось церковное имущество, запертое в отдельном помещении. В 1962 году заброшенный клуб передали Стексовскому колхозу под склад, а культовые принадлежности отдали сельсовету на хранение. Судьба церковных ценностей неизвестна. А самому храму уже в 21 веке нашлись попечители и благотворители. Постепенно храм восстанавливается.

с.Заречное с.Юсупово Церковь с.Поляна 1959 год

 

Жители с.Поляна выстроили каменный трехпрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1837 году в центре села. Приделы были посвящены Архистратигу Божию Михаилу и трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. При храме была самая высокая в округе колокольня. Службы вели священники Александр Кириллович Богородский и Михаил Иванович Спасский, дьяком Александр Охотин, пономарь Павел Владимирский. Церковным старостой в 1902 году был Алексей Терернтьевич Семейкин. В селе проживали два заштатных священника – о.Александр Святухин и о.Александр Быстров. Исповедные и метрические записи велись с 1782 года, ещё от старой деревянной церкви. Закрыли храм в 1936 году, книги и утварь уничтожили, а помещение отдали под зерносклад. В 1957 году в храме разместили мельницу. Механизмы сотрясали старые стены, разрушая их, из-за аварийной опасности храм вновь опустел. В мае 1959 года, учитывая ходатайство граждан села и степень опасности, так как «свод рухнул, стены разваливались, и колокольня находилась у края глубокого оврага, службы не велись около 30 лет», было решено все сломать. Колхоз получил разрешение разобрать здание церкви, кирпич продать, а на полученные средства выстроить клуб. Большая часть освященного стройматериала пошла на устройство бани в райцентре. Сейчас на месте гибели храма установлен памятных крест.

Храм села Автодеева построен в 1828 году в честь Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца. Кирпич брали на местном кирпичном заводике. Закрыли приход в 1936 году, после того как арестовали последнего батюшку иеромонаха Пантелеимона (Макарова). В помещении устроили мельницу и зернохранилище. Известно, что в 20-х годах прошлого столетия был тайно расстрелян батюшка Михаил Крицкий, бывший помощником Благочинного. За веру расстреляли и нескольких прихожан: Ивана Кольчатова, Митрофана Бондина, Николая Колосова и старосту Дмитрия Жбанова. Святой Троицкий источник близ села несколько раз пытались завалить землей, но сейчас это место всенародного паломничества.

С 1992 года здесь вновь возродилась духовная жизнь под крылом Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Несуществующая ныне Знаменская церковь села Михеевки была освящена в 1869 году и закрыта 1 апреля 1937 года. За два года до закрытия была разобрана кирпичная ограда для устройства силосной башни. Иконы и утварь безжалостно бросали в костер, предварительно рассекая шашками лики святых и стреляя в них. Возглавлявший это злодеяние комиссар, сам застрелился той же ночью. Одна из икон Ахтырской Божией Матери была выхвачена из огня маленькой девочкой и ночью принесена ею к тетке в Ардатов, так как родители отказались пускать ребенка с иконой в дом. Эта икона сейчас хранится в Знаменском соборе и не реставрируется, чтобы сохранить память о тех временах.

В село Канерга церковь была перевезена в 1733 году из с.Коврез, куда ранее была доставлена из Саровской пустыни. Храм именовался в честь Нерукотворного образа Спасителя, был большой и просторный. В конце 20-х годов храм разделил судьбу многих православных святынь. Сначала в нем хранили в одной половине зерно и цемент, а в другой - церковную утварь. Огромный колокол в 200 пудов сбрасывали из окна звонницы на какой-то хлам, чтобы раскололся. Колокол уцелел, и тогда его сверху добивали грузом и затем увезли на металлолом. В разгул безбожия в храм ударила молния и разрушила строение, осталась одна колокольня с крестом, хранящим следы от пуль и каменные ворота ограды. Бытует легенда, что алтарь долго разрушался, издавая человеческие стоны. Тайно на дому совершались богослужения и все требы. Здесь проживали некоторые монахини из Дивеева. С 1992 года здесь образован скит от женского Серафимо-Дивеевского монастыря. Храм планировали освятить с прежним именем, но на Спаса не успевали закончить ремонт. Освящение состоялось на Покров в 1993 году. Местные жители вернули многие из сохраненных святынь – Распятие и иконы. Сейчас храмовый комплекс передан в ведение Выксунской епархии.

Старый мухтоловский Рождественский храм решали снести в 1962 и 1964 годах, но всё откладывали, здание передавалось то рабкоопу, то под склады строительной организации. Храм простоял около130 лет и сгорел. Сейчас храм возведен в тех же границах и снова встречает прихожан.

Удивительно, что смогли сохраниться некоторые деревянные церкви. Близ сёл Чуварлейка и Измайловка стоит в запустении и разрушается 168-летний памятник зодчества наших предков – храм Архистратига Божия Михаила.

Фото 50х годов

 

В деревне Выползово совсем недавно рухнул 280-летний храм Преображения Господня, до последнего охраняя вверенную ему паству. Сейчас там возведена часовня.

Рождество-Богородичная церковь с.Нучарова, освященная в 1820 году, спустя 147 лет была продана Размазлейскому колхозу за 600 рублей. Хрипуновская Знаменская церковь, построенная Я.П.Чаадаевым в 1819 году продавалась под магазин за 2000 рублей. Знаменский собор в Ардатове был оценён в 1924 году в 22374 рубля. Как можно оценить неоценимое, определить стоимость духовного наследия?

И мы сейчас жалуемся на трудности, подсчитываем оставшихся жителей в исчезающих деревнях! …Уже забыты имена тех, кто рушил, всё чаще встают из небытия имена тех, кто строил храмы. Мы медленно просыпаемся, сбрасывая корку бездуховности. Сила веры и любви непритворной будет созидать на русской земле. Смею надеяться, что будущим экскурсоводам предоставится возможность для более полного и радостного повествования.

с.Нуча 1970 год с.Кологреево с.Пашутино 70-е годы

 

 

Т. Комкова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: