Введение
Идея выделения интеллектуального капитала предприятия как ключевого элемента его деятельности встречает, как и всякое новое направление, различные препятствия на пути своего развития. Одной из проблем является сложность учета и оценки стоимости интеллектуального капитала, а также неопределенность целей и задач подобных оценок. Многие элементы совокупного капитала организаций вообще не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе такие составляющие, как связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний, сетевые формы работы.
Вполне естественно, что сущность интеллектуального капитала неизбежно оказывает влияние на методику его оценки. В основе своей, интеллектуальный капитал есть знание, актуализируемое его носителем - работником организации. Как сказал один из основоположников изучения интеллектуального капитала Т. Стюарт: "интеллектуальный капитал - это накопленные полезные знания". Таким образом, очевиден нематериальный характер интеллектуального капитала.
Анализируя опубликованные отчеты об ИК, методические материалы и журнальные публикации, можно сделать вывод, что в большинстве случаев авторы отчетов об ИК стараются создать благоприятный образ компании. Иначе говоря, их цель - PR, а отнюдь не точное определение стоимости компании. В целом объем публикаций на тему ИК быстро возрастает, причем научные публикации на эту тему идут в потоке публикаций популярного характера. У нас в России эти публикации пока воспринимаются без опоры на собственный опыт, устоявшиеся понятия и сложившиеся научные школы. Полный и очень трезвый обзор методов измерения интеллектуального капитала представлен Карлом-Эриком Свейби. Свейби выделяет 25 методов измерения интеллектуального капитала, сгруппированных в 4 категории.
|
Понятие и структура интеллектуального капитала
За достаточно общим понятием интеллектуального капитала стоит сумма знаний всех работников компании, которая обеспечивает ей конкурентоспособность. Получение разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала.
Очевидно, что интеллектуальный капитал это не набор отдельно взятых элементов, а достаточно сложная и подверженная внешним влияниям система множества взаимосвязанных факторов. Их взаимное влияние дает синергетический эффект, т.е. они могут увеличить, но могут и нивелировать друг друга. Интеллектуальный капитал не может быть оценен путем простого суммирования составляющих его элементов т.к сама по себе оценка отдельных элементов является проблемой, а наличие указанного синергетического эффекта еще больше осложняет расчеты.
В общем виде (рис.1) структуру интеллектуального капитала можно вывести из совокупности всего двух элементов: человеческого капитала (т.е. "продуктивных" активов, по сути - создающих или способных создать все остальные элементы структуры) и интеллектуальной собственности.
Рис.1. Структура интеллектуального капитала [19].
Было бы неверно говорить о простом разделении на людей и собственность. Взаимодействуя между собой и оперируя имеющимися знаниями люди, в конечном счете, формируют третью составляющую - рыночные активы организации - всё то, что способствует формированию положительного образа и привлечению потребителей. Этот элемент интересен тем, что не имеет четких принципов формирования, и является результатом взаимодействия первых двух элементов.
|
При этом следует учесть тот факт, что все элементы интеллектуального капитала имеют еще и внутреннюю структуру, эффективность (а, следовательно, и стоимость) которой также не поддается оценке на основе суммы отдельных элементов. К примеру, совокупность работников компании формирует такое явление, как организационная культура, которая может влиять на отдельных сотрудников и на организацию в целом различным образом [21].
Как результат: нет очевидной методики оценки совокупного интеллектуального капитала организации, хотя базовые его элементы, в принципе, оценке поддаются (так работники организации как базовый элемент человеческих активов оценены через оплату труда, что же до интеллектуальной собственности, то "можно рукопись продать", хотя здесь уже и возникают сложности с ценообразованием).
С точки зрения оценки можно выделить следующие свойства интеллектуального капитала:
Рис.2. Свойства интеллектуального капитала [19].