Наиболее полно свойства интеллектуального капитала раскрываются при оценке совокупного интеллектуального капитала, поскольку в этом случае очевидно наличие множества взаимосвязей между элементами, которые увеличивают непредсказуемость системы в целом.
Может показаться очевидным, что стоимость интеллектуального капитала равна рыночной стоимости предприятия за вычетом активов материальных. Однако здесь возникает вопрос о правомерности однозначной оценки, которая, в принципе, весьма зависима от методов, используемых для её получения. Поэтому не удивительно, что существует уже 25 методов оценки интеллектуального капитала, которые можно сгруппировать в 4 категории (см. рис. 3).
Рис.3. Методы оценки стоимости интеллектуального капитала [15]
Методы первой группы - методы прямого измерения (Direct Intellectual Capital methods - DIC) основываются на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или компонентов интеллектуального капитала, после чего выводится интегральная оценка. Недостаток данных методов исходит из эмерджентности интеллектуальных активов: если, условно говоря, оценив две единицы некоего оборудования, мы имеем представление о том, как они могут взаимодействовать, то взаимодействие отдельных, пусть и замечательных самих по себе идей вовсе не наверняка даст положительный совокупный эффект [19].
"Неудобный" момент нахождения интегральной стоимости совокупного интеллектуального капитала можно обойти, рассчитав их стоимость сразу, без разбора по частям. На этом принципе основаны методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods - MCM). В этом случае вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров, а полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов. При всем своем удобстве данный подход показывает не собственную стоимость интеллектуальных ресурсов организации, а то, сколько за них готовы доплатить потенциальные потребители. Вместе с тем, по мере возрастания роли интеллектуальных ресурсов от подобной точки зрения, судя по всему, придется отойти.
|
Более близко с собственной стоимости интеллектуального капитала подходят методы отдачи на активы (Return on Assets methods - ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от использования интеллектуального капитала, полученную разность умножают на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно определить стоимость всех интеллектуальных ресурсов компании.
Также для оценки используются методы, не предполагающие получения стоимостных результатов - т. н. методы подсчета очков (Scorecard Methods - SC). При их применении идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков.
С позиции оценки стоимости совокупного интеллектуального капитала, наиболее приемлемы MCM - и ROA-методы, которые в какой-то мере дополняют друг друга: MCM-методы показывают, сколько потенциальный покупатель готов заплатить, а ROA-методы затрагивают собственную стоимость интеллектуального капитала. Эти методы полезны в случаях купли-продажи бизнеса. Они могут использоваться для сравнения компаний в пределах одной отрасли и иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов.
|
Их недостаток в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора. Это особенно верно для MCM методов, которые могут применяться только к публичным компаниям [15].
С этой точки зрения преимущества DIC и SC методов в том, что они применены в любых организационных условиях, а результат может быть более точным, чем чисто финансовые измерения.
Краткое описание основных из существующих методов измерения и оценки интеллектуального капитала приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Методы измерения и оценки интеллектуального капитала [21]
Метод/ подход | Идея/ содержание |
Метод рыночной капитализации | ИК равен разнице между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее материальных активов |
Коэффициент Тобина | Отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены |
Доходность нематериальных активов | (Фактическая среднегодовая прибыль компании за последние 3 года минус (стоимость ее основных фондов, умноженная на среднеотраслевую рентабельность основных фондов)) разделить на коэффициент, отражающий цену капитала для компании |
MAGIC | Выделение человеческого капитала, организационного капитала, рыночного капитала и инновационного капитала |
Монитор ИК К.Э. Свейби | Нематериальные ресурсы оцениваются по системе индикаторов, упорядоченных в матрице, где по одной оси выделяются компетенции персонала, внутренние структурные характеристики организации и клиенты, а по другой оси - рост (обновление), эффективность и стабильность |
Навигатор Скандиа | Выделяется 30 ключевых индикаторов. В дополнение к традиционным финансовым показателям они включают клиентское направление, направление процессов, человеческое направление и направления развития/обновления. Индикаторы клиентского направления включают: количество счетов, количество брокеров (Скандиа - финансовая компания) и количество потерянных клиентов. Индикаторы направления процессов включают: количество счетов на одного сотрудника и административные затраты на сотрудника. Индикаторы человеческого направления включают: текучесть кадров, доля менеджеров, доля женщин - менеджеров и затраты на образование на одного работника. Индикаторы процесса развития/ бновления: степень удовлетворенности сотрудников, маркетинговые затраты на клиента, доля времени, потраченного на образование. |
Продолжение табл.1 | |
Метод/ подход | Идея/ содержание |
Брокер технологий (БТ) | Методика БТ состоит из 20 аудиторских вопросов. Чем меньше вопросов, на которые компания может ответить положительно, тем сильнее ей необходимо сфокусироваться на усилении ИК |
Невидимый баланс (Konrad Group) | ИК делится на индивидуальный капитал и структурный капитал. Индикаторы индивидуального капитала: профессиональные навыки и мастерство ключевых сотрудников, а также образование, опыт, количество сотрудников на важных процессах и т.п. Структурный капитал может быть представлен конкурентными преимуществами компании, такими как репутация, опыт и специфические продукты, услуги или производственные методы. |
Сбалансированная система показателей Нортона и Кэплэна | Выделяется 4 блока показателей: финансовые (повышение стоимости предприятия для собственников, рост сбыта, производительность капитала); клиентские (предложение ценности для клиентов - цена, качество, время, функциональность, сервис, связи с клиентами, марка); внутренних процессов (инновационные процессы как наращивание рыночной власти, процессы управления клиентами с целью повышения ценности для клиентов, оперативные процессы - достижение операционального превосходства, процессы, связанные с регулированием и средой - формирование ответственной гражданской позиции); обучения. |
Экономическая добавленная стоимость (Stern Stewart and Co) | Показатель, включающий переменные капитального бюджетирования, финансового планирования, постановки целей, измерения деятельности, взаимодействия с акционерами, материального стимулирования. Недостатком метода является его сложность (ЭДС состоит из 164 характеристик) |
Методика консалтинговой фирмы Ernst & Young "Measures that Matter" | ИК оценивается по 8 факторам: качество менеджмента; результативность совершенствования продуктов; сила маркетинговой позиции; корпоративная культура; политика оплаты труда в отношении высшего менеджмента; качество коммуникаций с инвесторами; качество продуктов и услуг; удовлетворение потребностей клиентов. Эти факторы, в свою очередь, развертываются в 39 более детальных показателей |
Модель Б. Лева "Value Chain Blueprint" | Концентрируется на способности предприятия к инновациям. Выделяется девять групп показателей: внутренняя способность к обновлению (исследования, развитие персонала, организационные процессы); накопленные, приобретенные способности (закупленные технологии, инвестиционная деятельность); деловая сеть (альянсы, совместные предприятия, интеграция клиентов и поставщиков); интеллектуальная собственность; технологическая реализуемость инноваций (клинические тесты, разрешения, прототипы); деятельность в Интернет (трафик на сайте, заказы онлайн, альянсы в Интернет); клиенты (маркетинговые альянсы, стоимость брэнда, ценность клиентов, отток клиентов); эффективность (сбыт, прибыль, доля рынка, доля новых продуктов, продажа лицензий); перспективы роста (сроки вывода новых продуктов на рынок, предполагаемый рост результатов, запланированные инициативы и т.д.) |
Индекс интеллектуального капитала (ИК-индекс) | ИК-индекс - методика "второго поколения", нацеленная на построение всеобъемлющей картины создания стоимости в компании. ИК - индекс пытается объединить несколько различных индикаторов в один индекс, и связать перемены в ИК с переменами на рынке. Подход объединяет стратегию, нефинансовые характеристики, финансы и добавленную стоимость. Отличительные черты ИК-индекса: индиосинкратические измерения, фокусировка на мониторинге динамики ИК, общий обзор компании, отличный от анализа физических активов. |
|
Преимущества этих методов в том, что они применены на любом уровне организации. Они работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Они очень полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и для экологических и социальных целей. Их недостатки в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и каждой цели, которая делает сравнения очень трудными. Кроме того, эти методы новы и не легко принимаются обществом и менеджерами, которые привыкли рассматривать все с чистой финансовой точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, которые трудно анализировать и связывать.