Инновационный потенциал рынка труда
Инновационный потенциал - это способность системы организовать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменениям внешних условий, в первую очередь, изменениям требований рынка.
Сегодня рыночная экономика и общество нуждаются в активных
участниках и активно порождают таковых. Наиболее востребованной формой
активности становится инновационная активность, т. е. деятельность,
направленная на создание, распространение и использование новшеств.
Чтобы быть успешной всякая система должна «уметь» реализовывать
свои ресурсы наилучшим образом. Для оценки возможностей и способностей
специалистов может быть использован классический термин «потенциал»,
который в традиционном смысле означает «силу», «мощь», а в современном
прочтении –совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо сфере. Обобщая понятие «потенциал» применительно к инновационной
деятельности человека, к его личности, можно дать следующие определения:
инновационный потенциал –это совокупность качеств специалиста (как
личности, профессионала, субъекта деятельности, социального организма) и
уровень их развития. Компонентами инновационного потенциала являются: а)личностные качества (трудоспособность, креативность, ответственность,
адаптивность и др.), б) профессиональные компетенции и
в) прочие качества, например, качества жизнеспособности.
Относительная оценка инновационного потенциала специалиста
характеризует уровень развития его ключевых качеств (в той или иной
размерности), например в сравнении с уровнем его конкурентоспособности.
|
Абсолютный показатель инновационного потенциала определяет некоторый
системный показатель, который формируется частными «вкладами» каждого из заданной совокупности показателей. Каждый специалист обладает каким-либо личностным и иным потенциалом, однако его может «не хватать» для того, чтобы считать специалиста условно конкурентоспособным в инновационной среде. Предлагается принять в качестве базового уровня инновационного потенциала такой уровень развития всех личностных, профессиональных и иных качеств, который делает специалиста условно конкурентоспособным в данных условиях (например, в инновационной среде).
Система бизнес-образования в Республике Беларусь
Бизнес-образование представляет собой образовательную деятельность по подготовке профессиональных менеджеров, выполняющих функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, работающих в условиях рыночной экономики.
В Республике Беларусь бизнес-образование, в основном, идет по следующим направлениям:
- получение второго высшего (экономического) образования;
- обучение по различным программам магистерской подготовки, прежде всего
MBA (Master of Business Administration);
- переподготовка и повышение квалификации.
Система бизнес-образования - образования с выраженной практической направленностью в отличие от классического экономического образования, объединяет несколько составляющих: знание финансов, маркетинга, менеджмента информационных технологий, навыки управления персоналом, но главное в системе бизнес-образования – его практико-ориентированность.
|
В Республике Беларусь создана Ассоциация бизнес-образования, однако, успешной ее деятельность вряд ли можно признать. Во многом это объясняется степенью развития белорусского образования, стадией его становления, незначительны влиянием общественных организаций на протекающие процессы на рынке образовательных услуг.
Безусловно, что спрос на бизнес-образование будет расти, однако развитию бизнес-образования мешает ряд факторов:
• Институциональная неопределенность. Только в 2010 г. Был законодательно определен статус профессионально ориентированной магистратуры, позволяющий, наконец, полномасштабно начать создание национальных аналогов программы МВА.
• Отсутствие полноформатных совместных образовательных проектов с ведущими зарубежными бизнес-школами. В результате все образовательные программыориентированы исключительно на внутренний рынок и не имеют пока сколь - либоформализованного международного признания.
• Национальные форматы магистерской подготовки в области бизнес-образования или получения второго высшего экономического образования глубоко интегрированы в академическую систему высшего образования. Они зарегулированы множеством положений и инструкций Министерства образования, носящих общий характер и не учитывающих специфику этого сегмента образовательной деятельности, а зачастую, вступающих в прямое противоречие с современными требованиями рынка управленческого
труда.
• Неправильная система набора слушателей: как правило, белорусские бизнес-школы принимают на обучение практических всех, кто платит. На Западе абитуриентов MBA тестируют и отбирают самых сильных.
|
• Не сложилась пока устойчивая система эффективного инвестирования в образовательные проекты
Формирование национальной системы бизнес-образования как особого образовательного кластера, способного в ближайшем будущем стать экспорт ориентированным ресурсом, а также стимулятором инновационных процессов в экономике страны, требует решения следующих задач:
• определение нормативно-правового статуса выпускников системы бизнес-
образования (прежде всего, магистров) на рынке управленческого труда;
• содействие привлечению инвестиций в систему бизнес-образования;
• активизация участия национальных бизнес школ в международных аккредитационных системах;
• поощрение развития в Беларуси международных образовательных проектов, на базе национальных бизнес школ.
Для придания бизнес-образованию авторитета, эффективности и соответствия современным требованиям необходимо создать в Беларуси ведущую (национальную) бизнес-школу, работающую на уровне международных стандартов.