Как оценить эффективность




Готовая программа, чтобы развить эмпатическую культуру школьников

Софья Белоусова
педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» на базе МБУ «Школа № 93», г. о. Тольятти

В статье – готовая программа с тематическим планом. Выявить уровень эмпатии у школьников поможет опросник с ключом к ответам.

 


Проведите занятия для школьников по плану, в котором есть девять тем. До занятий организуйте диагностику уровня эмпатии по опроснику И.М. Юсупова.

Как подготовиться к занятиям

Исследуйте эмпатию детей с помощью опросника «Экспресс-диагностика “эмпатии”» И.М. Юсупова. Дополнительно проанализируйте уровень способности к эмоциональному отклику по методике «Шкала эмоционального отклика» А.А. Меграбяна.

Кликните на картинки, чтобы увидеть их в полном размере

 

Опросник «Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова
Скачать опросник
Скачать ключ

 

Что сделать до занятия

В группу включите 12 ребят, незнакомых друг с другом. Проводите занятия один раз в неделю. Контролируйте время каждого занятия – максимум 40 минут. Подготовьте помещение: место для беседы, стулья, стол для рисования, лепки и песочных упражнений, рабочие тетради для участника занятий.

Как провести занятие

Справка
Пример тем профилактических недель:
– «Мы за чистые легкие»;
– «Офлайн»;
– «Здоровая семья»

 

Предлагаем вам соблюдать структуру занятия: начало, беседа, разминка, упражнения, окончание занятия.

Начало занятия. Каждое занятие начинайте с круга общения. Предоставьте детям возможность проговорить свое состояние, настроение, чувства и рассказать, что ожидают от занятия.

Вступительная беседа. Сообщите детям о теме занятия и настройте на работу. Попросите предположить, почему для них это важное занятие и чем оно поможет в жизни. Затем объясните важность темы занятия.

Разминка. Проведите психогимнастические упражнения. С помощью упражнений вы снизите эмоциональное напряжение и поможете ребятам раскрепоститься.

Основное упражнение. Подготовьте практические задания или упражнения, которые погрузят детей в переживания, связанные с темой занятия. Используйте ситуационно-ролевые игры, рассказ, разъяснение, этическую беседу, народные игры. Применяйте элементы сказкотерапии и арт-терапии. На каждом занятии проводите групповые обсуждения, на которых ребята сделают вывод и усвоят полученный опыт.

Окончание занятия. В завершающем круге выясните, в каком состоянии участники покидают занятие. Отслеживайте динамику достижений детей в группе.

Домашнее задание. Если у детей есть желание, предложите школьникам написать рассказ по теме занятия. Еще они могут нарисовать рисунок по сказкам.

Как оценить эффективность

После последнего занятия проведите повторную диагностику. Проанализируйте изменения в знаниях детей об эмоциях. Проследите, как ребенок стал проявлять сочувствие, содействие, активную поддержку и выстраивать отношения.

Тематический план программы

Скачать план

 

Тема Цели Содержание Кол-во часов
Давайте познакомимся Введение в цикл занятий. Установление межличностных контактов между участниками. Выработка правил группы Разминка: упражнение «Встаньте те, кто…». Основная часть: упражнения «Счастье – это…», «Рисунок счастливого человека». Домашнее задание: «Рассказ о счастливом человеке»  
Мир эмоций Познакомить с видами эмоций и их проявлениями. Различать собственные эмоции, их проявления. Формировать способность управлять эмоциональным состоянием. Развитие эмпатии детей. Способствовать развитию эмоционального благополучия Разминка: беседа «Что произошло за день?». Основная часть: упражнения «Знакомство с эмоциями», «Мое настроение», «Передача чувств». Домашнее задание: «Список действий»  
Радость. Как ее доставить другому человеку? Познакомить детей с эмоцией «радость», особенностями мимики и пантомимики при переживании радости. Развивать понимание «свои чувства» и «чувства других людей», воспитывать ответственность, сопереживание. Учить передавать заданное эмоциональное состояние другому человеку, «делиться» радостью, «сорадоваться» с другим Разминка: упражнение «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся». Основная часть: знакомство с эмоцией радости, упражнения «Закончи предложение, «Я рад за тебя» (развитие сорадости), «Рисунок радости»  
Разминка: упражнение «Отгадай, где я иду». Основная часть: упражнения «Превратись в животное», «Как доставить радость другому человеку?», «Скажи мишке добрые слова». Домашнее задание: «Поделись секретом»  
Страх. Стыдно ли бояться? Страх и его относительность Познакомить детей с эмоцией «страх», особенностями мимики и пантомимики данного чувства. Поговорить о страхах учеников. Научить эмоционально воспринимать состояние страха у других людей. Помочь детям научиться осознавать и преодолевать свой страх Разминка: «Дотроньтесь до…». Основная часть: Знакомство с эмоцией страха. Упражнение «Покажи страшилку». Работа с авторской сказкой «Девочка с мишкой» (Е. Зубарева). Работа с авторской сказкой «Темноландия» (Р. Масленикова). Домашнее задание: нарисовать рисунок-иллюстрацию к одной из прочитанных сказок  
Разминка: упражнения «Какие бывают страхи?», «Неопределенные фигуры». Основная часть: упражнения «Чужие рисунки», «Закончи предложение», «Мы просто очень боимся за вас». Работа со сказкой «Маша и Миша» (О. В. Хухлаева)  
Разминка: «Отгадай чувство». Основная часть: упражнение «Страхи младших школьников». Работа с авторской сказкой «Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку» (А. Никитин)  
Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? Знакомство детей с чувством гнева, особенностями мимики, пантомимики, формами проявления у других людей. Обсудить с детьми роль и значение гнева в деятельности и в отношениях. Формировать умение контролировать проявления гнева в стрессовых ситуациях Разминка: «Художники-гримеры». Основная часть: Знакомство с эмоцией гнева. Работа с авторской сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся и потому кусался» (О. В. Хухлаева). Работа с авторской сказкой «Как ромашки с васильками поссорились» (Е. Вишнева)  
Разминка: упражнения «Контрасты» «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались». Основная часть: упражнения «Поссорились – помирились», «Закончи предложения». Работа с авторской сказкой «О путнике и его беде» (С. Кондратенков)  
Имею ли я (другие) право сердиться и обижаться? Обсудить ситуации, которые могут вызывать обиду и способы взаимодействия в подобных ситуациях. Развитие умения отличать эмоцию обиды от других эмоций (гнев, злость и др.). Рассмотреть варианты поведения в ситуациях обиды на кого-то и в ситуации собственной обиды Разминка: упражнения «Найди лишнее слово», «Ученик рассердился». Основная часть: упражнение «Помогите маме»  
Радость. Горе. Страх. Гнев. Удивление Повторить с детьми эмоции: радость, горе, гнев, страх, удивление. Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Воспитывать ответственность, сопереживание Разминка: упражнение «Глаза в глаза». Основная часть: упражнение «Тренируем эмоции»  
Каждый видит мир и чувствует по-своему Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника Разминка: упражнения «Лишнее слово», «Мысленная картинка», «Если я камушек». Основная часть: работа с авторской сказкой «Сказ про Вольняшку» (О. Пасхина)  
Любой внутренний мир ценен и уникален Обсудить тему уникальности и неповторимости каждого человека Разминка: беседа, упражнение «Мысленная картинка». Основная часть: упражнения «Я внутри и снаружи», «Маленький принц»  
Всего часов  

 

  Скачайте содержание программы эмпатической культуры школьников, кликнув на кнопку Скачать

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: