Готовая программа, чтобы развить эмпатическую культуру школьников
Софья Белоусова
педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» на базе МБУ «Школа № 93», г. о. Тольятти
В статье – готовая программа с тематическим планом. Выявить уровень эмпатии у школьников поможет опросник с ключом к ответам.
Проведите занятия для школьников по плану, в котором есть девять тем. До занятий организуйте диагностику уровня эмпатии по опроснику И.М. Юсупова.
Как подготовиться к занятиям
Исследуйте эмпатию детей с помощью опросника «Экспресс-диагностика “эмпатии”» И.М. Юсупова. Дополнительно проанализируйте уровень способности к эмоциональному отклику по методике «Шкала эмоционального отклика» А.А. Меграбяна.
Кликните на картинки, чтобы увидеть их в полном размере
Опросник «Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова | |
![]() | ![]() |
Скачать опросник | |
Скачать ключ |
Что сделать до занятия
В группу включите 12 ребят, незнакомых друг с другом. Проводите занятия один раз в неделю. Контролируйте время каждого занятия – максимум 40 минут. Подготовьте помещение: место для беседы, стулья, стол для рисования, лепки и песочных упражнений, рабочие тетради для участника занятий.
Как провести занятие
Справка
Пример тем профилактических недель:
– «Мы за чистые легкие»;
– «Офлайн»;
– «Здоровая семья»
Предлагаем вам соблюдать структуру занятия: начало, беседа, разминка, упражнения, окончание занятия.
Начало занятия. Каждое занятие начинайте с круга общения. Предоставьте детям возможность проговорить свое состояние, настроение, чувства и рассказать, что ожидают от занятия.
Вступительная беседа. Сообщите детям о теме занятия и настройте на работу. Попросите предположить, почему для них это важное занятие и чем оно поможет в жизни. Затем объясните важность темы занятия.
Разминка. Проведите психогимнастические упражнения. С помощью упражнений вы снизите эмоциональное напряжение и поможете ребятам раскрепоститься.
Основное упражнение. Подготовьте практические задания или упражнения, которые погрузят детей в переживания, связанные с темой занятия. Используйте ситуационно-ролевые игры, рассказ, разъяснение, этическую беседу, народные игры. Применяйте элементы сказкотерапии и арт-терапии. На каждом занятии проводите групповые обсуждения, на которых ребята сделают вывод и усвоят полученный опыт.
Окончание занятия. В завершающем круге выясните, в каком состоянии участники покидают занятие. Отслеживайте динамику достижений детей в группе.
Домашнее задание. Если у детей есть желание, предложите школьникам написать рассказ по теме занятия. Еще они могут нарисовать рисунок по сказкам.
Как оценить эффективность
После последнего занятия проведите повторную диагностику. Проанализируйте изменения в знаниях детей об эмоциях. Проследите, как ребенок стал проявлять сочувствие, содействие, активную поддержку и выстраивать отношения.
Тематический план программы
Скачать план
Тема | Цели | Содержание | Кол-во часов |
Давайте познакомимся | Введение в цикл занятий. Установление межличностных контактов между участниками. Выработка правил группы | Разминка: упражнение «Встаньте те, кто…». Основная часть: упражнения «Счастье – это…», «Рисунок счастливого человека». Домашнее задание: «Рассказ о счастливом человеке» | |
Мир эмоций | Познакомить с видами эмоций и их проявлениями. Различать собственные эмоции, их проявления. Формировать способность управлять эмоциональным состоянием. Развитие эмпатии детей. Способствовать развитию эмоционального благополучия | Разминка: беседа «Что произошло за день?». Основная часть: упражнения «Знакомство с эмоциями», «Мое настроение», «Передача чувств». Домашнее задание: «Список действий» | |
Радость. Как ее доставить другому человеку? | Познакомить детей с эмоцией «радость», особенностями мимики и пантомимики при переживании радости. Развивать понимание «свои чувства» и «чувства других людей», воспитывать ответственность, сопереживание. Учить передавать заданное эмоциональное состояние другому человеку, «делиться» радостью, «сорадоваться» с другим | Разминка: упражнение «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся». Основная часть: знакомство с эмоцией радости, упражнения «Закончи предложение, «Я рад за тебя» (развитие сорадости), «Рисунок радости» | |
Разминка: упражнение «Отгадай, где я иду». Основная часть: упражнения «Превратись в животное», «Как доставить радость другому человеку?», «Скажи мишке добрые слова». Домашнее задание: «Поделись секретом» | |||
Страх. Стыдно ли бояться? Страх и его относительность | Познакомить детей с эмоцией «страх», особенностями мимики и пантомимики данного чувства. Поговорить о страхах учеников. Научить эмоционально воспринимать состояние страха у других людей. Помочь детям научиться осознавать и преодолевать свой страх | Разминка: «Дотроньтесь до…». Основная часть: Знакомство с эмоцией страха. Упражнение «Покажи страшилку». Работа с авторской сказкой «Девочка с мишкой» (Е. Зубарева). Работа с авторской сказкой «Темноландия» (Р. Масленикова). Домашнее задание: нарисовать рисунок-иллюстрацию к одной из прочитанных сказок | |
Разминка: упражнения «Какие бывают страхи?», «Неопределенные фигуры». Основная часть: упражнения «Чужие рисунки», «Закончи предложение», «Мы просто очень боимся за вас». Работа со сказкой «Маша и Миша» (О. В. Хухлаева) | |||
Разминка: «Отгадай чувство». Основная часть: упражнение «Страхи младших школьников». Работа с авторской сказкой «Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку» (А. Никитин) | |||
Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? | Знакомство детей с чувством гнева, особенностями мимики, пантомимики, формами проявления у других людей. Обсудить с детьми роль и значение гнева в деятельности и в отношениях. Формировать умение контролировать проявления гнева в стрессовых ситуациях | Разминка: «Художники-гримеры». Основная часть: Знакомство с эмоцией гнева. Работа с авторской сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся и потому кусался» (О. В. Хухлаева). Работа с авторской сказкой «Как ромашки с васильками поссорились» (Е. Вишнева) | |
Разминка: упражнения «Контрасты» «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались». Основная часть: упражнения «Поссорились – помирились», «Закончи предложения». Работа с авторской сказкой «О путнике и его беде» (С. Кондратенков) | |||
Имею ли я (другие) право сердиться и обижаться? | Обсудить ситуации, которые могут вызывать обиду и способы взаимодействия в подобных ситуациях. Развитие умения отличать эмоцию обиды от других эмоций (гнев, злость и др.). Рассмотреть варианты поведения в ситуациях обиды на кого-то и в ситуации собственной обиды | Разминка: упражнения «Найди лишнее слово», «Ученик рассердился». Основная часть: упражнение «Помогите маме» | |
Радость. Горе. Страх. Гнев. Удивление | Повторить с детьми эмоции: радость, горе, гнев, страх, удивление. Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Воспитывать ответственность, сопереживание | Разминка: упражнение «Глаза в глаза». Основная часть: упражнение «Тренируем эмоции» | |
Каждый видит мир и чувствует по-своему | Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника | Разминка: упражнения «Лишнее слово», «Мысленная картинка», «Если я камушек». Основная часть: работа с авторской сказкой «Сказ про Вольняшку» (О. Пасхина) | |
Любой внутренний мир ценен и уникален | Обсудить тему уникальности и неповторимости каждого человека | Разминка: беседа, упражнение «Мысленная картинка». Основная часть: упражнения «Я внутри и снаружи», «Маленький принц» | |
Всего часов |
Скачайте содержание программы эмпатической культуры школьников, кликнув на кнопку | Скачать |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)