лекция. МАСОНСТВО И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА




РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР

Легенда о Храме и Золотая легенда

Как символическое выражение прошлых и будущих тайн развития человека

Из содержания Эзотерической школы

GA 093 https://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/093.doc

Двадцать лекций, прочитанных в Берлине между 23 мая 1904 года и 2 января 1906 года

лекция. МАСОНСТВО И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Берлин, 23 октября 1905 (в половине двенадцатого)* (Только перед женщинами)

Вещи, которые мы будем обсуждать сегодня, до этого времени никогда не обсуждались перед женщинами. Поэтому это, собственно, является смелостью, что я сегодня буду говорить об этом с вами. Однако, определенные оккультные течения делают это необходимым.

Внутри этих течений имеются вещи интимного рода, о которых до последнего времени нельзя было говорить перед женщинами, так как оккультные братства, целью которых является забота об этих интимных вещах, имели строгую заповедь — не принимать женщин в качестве членов. То, что они должны были выполнить в мире, они не должны были делать при сотрудничестве женского элемента. До недавнего времени эта заповедь строго выполнялась. Сегодня единственная возможность осуществить примирение между двумя полами дана в Теософском обществе. Только тут находится то место, где о таких вещах говорится перед женщинами.

А теперь спросим: почему произошло это разделение полов, которое в масонских ложах пришло к столь гротескному выражению? — Если хотят понять, почему, собственно, заботились об этом разделении, то приходится употребить несколько гротескное сравнение: когда две силы ведут между собой войну, то было бы неразумно, если бы один полководец выдал свой план другому полководцу до начала военных действий. Если бы масонство допускало бы женщин в свой круг, то это также означало бы передачу оружия врагу. Ибо у масонов дело идет о войне, притом о войне против женского духа, об острой оппозиции против женского духа как такового. Эта борьба была необходима, и оккультное масонство было основано именно для этой цели. Поэтому существовал обычай говорить об оккультных вещах раздельно перед лицами разного пола. Сначала должна быть найдена форма, в которой можно говорить с женщинами об этих вещах.

Основание масонства уходит в далекое прошлое. Оно возникло в начале четвертой подрассы нашей нынешней пятой коренной расы. В то же время был написан Ветхий завет, который раскрывает нам эти вещи. Говорится, что высокие духи дали Моисею откровения, которые он затем записал. Однако, знание высших фактов имелось гораздо раньше и передавалось из рода в род устно, от жреца к жрецу, пока Ездра — ему приписывается запись этих вещей — не зафиксировал их письменно. Так как теперь, благодаря жречеству, Ветхий завет начал становиться силой, то в братстве масонов в силу определенных причин возникла мощная оппозиция против этой жреческой книги, Библии. Она имелась всегда, и она была необходима. Мы должны уяснить себе — почему?

Условимся о том, что все происходящее на физическом плане, сначала определенным образом должно повторить явления, имевшие место раньше. На Земле постоянно происходит повторение событий прошедших времен. Человек должен до рождения пройти те стадии, которые раньше он прошел в своем смутном животном сознании. Так, например, и ренессанс в средневековье был повторением древне-греческого времени. Также и в планетарных процессах имеют место такие повторения. Прежде, чем Земля стала тем, чем она является сегодня, она должна была проделать повторение более ранних состояний, пока в четвертой рунде она не стала самостоятельной планетой, а именно, нашей Землей. Так всегда, когда новые явления должны выступить в мире, ранние ступени повторяются в новой форме. Так, дух человека в пятой коренной расе проделал повторение лемурийской расы, где человек был еще однополым и затем стал двуполым, что имело большое влияние на его духовное развитие. В третьей подрасе пятой коренной расы, в вавилоно-египетское время, в сфере духовной жизни постепенно повторилось то, что в лемурийское время происходило с физическим человеком.

До возникновения мужского и женского, оба пола были объединены, затем они разделились. То же самое происходит в пятой коренной расе в отношении духовного развития.

III коренная раса: расщепление физического развития на мужское и женское, на два пола.

V коренная раса: расщепление духовного развития на мужской дух и на женский дух; на служение Иегове, или жречество, и на масонство.

В первой подрасе, в индийской культуре, всё пока еще приподнято над физическим планом. Древнейшая индийская мудрость, которая происходит из первой подрасы пятой коренной расы, духовно связана, прежде всего, не с сегодняшним физическим планом, а с более ранними состояниями, когда человек был еще мужески-женским. Поэтому там еще не учитывается наличие полов. В ней нет речи о дуалистическом принципе; он выступает только в последующей под-расе. Веды происходят из гораздо более поздних времен. Во второй подрасе уже происходит мощное расщепление. То, в чем это расщепление проявляется, Ветхий завет нам изображает в удивительной картине. Прекрасно и ясно стоит в книге Бытия: прежде, чем Ягве создал человека, он создал на Земле плоды, животных и т.д. и, наконец, он создал человека, Адама, а затем разделил его на два пола.

Это изображение основывается на оккультном познании физических фактов. Разумеется, всякая оккультная мудрость устанавливает связь между физическими фактами и позднейшей духовной мудростью. Ибо физические факты изошли из божественной мудрости, а затем, позднее, мудрость опять исходит из физической жизни, из человека. Существует связь между мудростью, познанием и физической жизнью.

Вся оплодотворяющая и плодоносящая сила, которая производит нового человека, раньше была объединена в одном поле. Затем человек делится на мужское и женское. Какой пол претендует на обладание собственно воспроизводящей силой? — Женский. Поэтому в древнейшей греческой мифологии Зевс, которого почитали как отца человечества, изображен с женским бюстом. Зевс, как сверхчувственное существо, был ближе к женскому полу. Итак, женский пол был первым, более ранним и имел в то время в себе силу воспроизводить весь человеческий индивидуум. Это воспроизводящая сила имелась в однополом человеке, который в своей внешней физической форме был больше похож на женщину. В этом однополом человеке оплодотворяющим началом была мудрость, само духовное, и позднейшим повторением этого является оплодотворение женского духа инспирированной мудростью. Этот однополый человек того времени был результатом имеющейся в женщине вещественности и оплодотворения ее божественным духом.

Теперь вы должны уяснить себе, что же это было, посредством чего женщина могла воспроизводить человека. Физически мы имеем сначала женщину, которая оплодотворяется сверху. То, что было оплодотворяющим, было божественным духом в женщине. Когда произошло расщепление полов, дифференциация произошла таким образом, что сначала для женского пола духовные органы оплодотворения превратились в органы мудрости. Мужская сила, которую женщина имела в себе, претворила творящую силу в органы мудрости. Так что в женщине осталась половина воспроизводящей силы; у мужчины осталась творческая физическая сила. Благодаря этому разделению возникли физический позвоночник и мозг с нервными стволами, изображенные в древе жизни и древе познаний. Орган мудрости образован позвонками со спинным мозгом и его расширением в мозгу. С тех пор имеется двойственность в человеке: это два древа библейского предания, древо познания и древо жизни.

Теперь новые существа приспосабливаются к этому превращению. Не все ранние женские индивидуумы приняли позже женскую форму. В одной части женская сторона, то есть возможность производить человека, отступила, и в качестве замены у нее осталась сила оплодотворения, но в совершенно иной форме. Физическая природа расщепилась на оплодотворяющую и оплодотворяемую. Точно также расщепилась и духовная природа. У женских индивидуальностей дух имеет мужской характер и окраску; у мужчин дух имеет женский характер. Это еще женщина в мужчине.

Библейская легенда изображает это очень точно. Двуполому человеку запрещается есть с древа познания. Та сила, которую Иегова вложил в человека, состояла в том, что он дал своей мудрости действовать в женщине. "Ты не должен есть с древа познания", — означает: ты не должен отделить оплодотворяющую силу и сделать ее самостоятельной. — Ибо этим женщина теряет силу Ягве, оплодотворяющую силу. Когда женщина съела от древа познания, она заложила основу того, чтобы стать независимой в мудрости и тем самым перестать быть несамостоятельным орудием Иеговы, так это было предначертано им. Однако, вместе с силой Иеговы она потеряла и силу оплодотворять себя мудростью. Она выделила из себя эту силу, когда съела (от древа познания) и дала яблоко мужчине. Так стала женщина зависимой от мужчин. Это был Люцифер, кто привел человека на этот путь для того, чтобы сделать его самостоятельным. Ему противопоставил себя Иегова и поэтому запретил есть с древа познания. Однако женщина ест и дает мужчине. Тот тоже ест, и затем следует наказание от Иеговы. Должны возникнуть новые тела, которые несут карму прошедшей жизни; смерть и рождение приходят в мир. Женщина теперь уже не плодоносна из самой себя, она стала бесплодной. И из-за того, что оплодотворение происходит извне, пришла в мир и возможность смерти.

В образе библейского рассказа о рае представлена эта глубокая связь. Древние жреческие традиции стали содержанием этих образов; в них была наглядно воплощена древняя жреческая мудрость. Когда женщина потребовала физического познания, она стала бесплодной по отношению к духовной мудрости. Она дала мужчине, он поел тоже, они стали виновны и были изгнаны из рая, для возникновения которого они не сделали ничего. Это древнее жреческое предание о возникновении полов. В нем содержится глубокое знание о связи действительных явлений.

Что же произошло в результате того, что женское отделилось от мужского? В каком теле в большей степени сохранилась тень продуктивной духовной силы мудрости, в мужском или женском? Мы видели, что женская мудрость имеет, собственно, мужской характер; это творческая, продуктивная интуиция, то, что является оригинальным, что производит. Та самая божественная сила, которая раньше действовала в женщине оплодотворяюще для того, чтобы производить физического человека, теперь действует оплодотворяюще на познание божественного сущностного зерна в человеке. Для того, чтобы способствовать этому процессу, действуют религии через слово и образ.

Женское существо становится физически неплодотворным, то есть не может производить из себя потомков, как раньше. Мужской пассивный дух является неплодотворным духовно, однако мужчина может оплодотворять физически. Духовно он дает оплодотворять себя всему, что находится в мире. Он духовно оплодотворяется, чтобы быть в состоянии оплодотворять физически. Весь мир напирает на него сначала. Он оплодотворяется духовно, а женщина — физически. Напротив, духовно женщина является самооплодотворяющей; мужчина же становится оплодотворяемым духовно. За счет того, что все внешнее собиралось и комбинировалось, оплодотворялась мужская мудрость. Так возникла мужская мудрость. Ее действительно не существовало первоначально, как стекающей ранее сверху. Ее сначала надо было собрать из познания физического мира. Женская же мудрость фактически перешла на жречество. Жреческая мудрость была тем благом, которое первоначально произрастало из древней женской мудрости. Иегова мог сохранить человеческий род только посредством того, что расщепил его на два пола. Возникла оппозиция: масонство и жречество, которые символизируются в Каине и Авеле.

Имеется различие между женской жреческой мудростью и мужским стремлением. Это изображается в легенде о Каине и Авеле. Авель был пастухом; он работал с той жизнью, которая уже присутствовала в мире: он является символом прирожденной божественной силы, которая действует в человеке как мудрость, которую он не добывает сам, а которая в него втекает. Каин создает новое из того, что предлагает ему мир: он представляет пассивную мужскую мудрость, которая сначала должна быть оплодотворена извне, которая выходит в мир, чтобы собирать и творить из собранной мудрости. Каин убил Авеля; это означает, что мужская мудрость защищается от женской мудрости, так как чувствует, что должна завоевать и преобразовать физическую мудрость.

Взять на себя это противостояние древние масоны поставили перед собой в качестве идеала. Они хотели работать посредством мужской мудрости против женской мудрости, перешедшей на жречество. Библию с ее великими образами рассматривали как перенесенную на жречество интуитивную женскую мудрость; ей они хотели противопоставить мудрость, завоеванную самим мужчиной. Эта борьба против жреческой мудрости была выражением оппозиции масонов. Соработников надо было оберегать от какого бы то ни было влияния женской мудрости. Эта борьба имела дело с физическим развитием, и поэтому для масонов было необходимо держаться подальше от общения с женским полом во всем, что касалось их работы. Они знали, что их оппозиция против женского духа могла бы быть осуществлена только в том случае, если бы им не помешали женские мысли. Надо было устанавливать позитивное и вообще, остерегаться проникновения мешающего элемента.

Как противоположность библейской легенде масонство создало Храмовую легенду. Она должна была стать как бы боевым мечом против жречества. Теперь поставим перед нашими душами эту Храмовую легенду. Она имеет следующее содержание.

Первоначально один из элохимов создал Каина, сам соединившись с Евой. Ему элохим Ягве противопоставил Адама. Адам соединился с Евой, и от этого произошел Авель. Каин убил Авеля, затем Иегова сделал род Каина подвластным роду Авеля.

Это значит: первоначально мирская мудрость обратилась против жреческой мудрости и потерпела поражение, ибо в Сифе был продолжен принцип Авеля, и вся мировая мудрость была подчинена жреческой мудрости.

Затем рассказывается, как потомки Каина завоевали Землю, и как они развивали искусства. Они заботились о музыке, искусствах и науках. Тубал-Каин (Быт 4, 21-22) — мастер рудных и железных дел; Иувал, от которого произошли музыканты, играющие на свирели и струнных инструментах; Хирам, строитель Соломонова Храма (1 Цар 7-13) — принадлежат к числу потомков Каина.

Тут — вместе с Хирамом — мы достигаем границы третьей и четвертой подрасы, когда жреческая власть претворилась в царскую власть.* Возникло царство по благодати божией, представителем которого был царь Соломон. Соломон получил свою власть не посредством работы на физическом плане, а посредством того, что пришло по божьей благодати. Жреческая мудрость перешла на царскую власть. Поэтому она считается преемником жреческой власти, которая из самой себя была неспособна сделать необходимое для человечества, для прогресса Земли. Из потомков Каина должен был быть призван тот, кто должен был построить Храм, ибо он обладал выработанными им самим мыслями.

Легенда рассказывает дальше, что царица Савская, Балкис, была обручена с царем Соломоном. Она пришла к нему и дивилась постройке Храма, он же — ее мудрости. Она хотела увидеть самого зодчего, так как не могла понять, как могло возникнуть посредством человеческой мудрости такое удивительное строение. Хирам пришел, и одним лишь своим взором произвел на нее мощное впечатление. Теперь она захотела увидеть рабочих. Когда Соломон сказал, что это невозможно, Хирам начертал мистический знак "тау" в воздухе, и тотчас стеклись рабочие. В мистическом знаке "тау" содержатся силы, посредством которых сыны Каина работают на физическом плане.

Три подмастерья Хирама недовольны, так как их не возвели в степень мастера. Они решили повредить Хираму. Они хотят уничтожить его главную работу. А именно, он хочет сделать рудное море — это великое произведение искусства, которое должно быть отлито из текущего элемента, из расплавленной руды. Это является символом великого произведения искусства, в которое должно быть переработано все минеральное царство: такова задача нашей манвантары. Три подмастерья делают следующее: они вносят беспорядок в отливку рудного моря. Хирам пробует влить воду и этим исправить дело: это распыляет всё в огненный дождь. Когда в отчаянии Хирам считает себя уже погибшим, он ведется неким лицом, в котором он узнает Тубал-Каина, в центр Земли. Там ему говорится: Иегова, или Адонай, враг духов огня. Но у тебя родится сын, которого ты хотя сам и не увидишь, однако он принесет на Землю новый род. Затем Тубал-Каин дает ему молот, с помощью которого он может завершить отливку рудного моря. Но подмастерья убивают его. Перед смертью он выдыхает слово, которое пишет на золотом треугольнике и погружает его в колодец. Слово не понимают. Это слово является утерянным словом масонов. Хирама хоронят, и на его могиле сажают ветвь акации. Треугольник еще раз выкапывают, однако никто не знает его цену. Его вновь погружают и кладут сверху куб, на котором написаны десять записей.

Что это значит: Иегова ненавидит сынов огня? — Это те люди, которые произошли на пути однополости (Каин). Мудрость в них смешана с кама, с земным камическим огнем. Те, кто обратился к женскому жречеству, являются сынами Авеля. Хирам получает пророчество: у тебя будет сын, от которого произойдет новый род, хотя ты его и не будешь знать. Этот новый род должен выступить, когда утерянное слово вновь получит свою силу, когда оно возникнет по-новому. Дать этому слову вновь восстать — над этим работает та оккультная традиция, которая воплощена в масонстве. Она работает над тем, чтобы в мужском элементе к пассивному присоединилось активное, чтобы оно само достигло оплодотворяющего в духе, чтобы из пассивного сделать активное, чтобы сыны Каина могли производить нечто из самих себя.

Оформилась следующая традиция: первоначальная сила была женской. Она дала миру все, что в мире было мудрого. Однако она потеряла часть физической продуктивной силы и перенесла ее на мужское. Теперь всё вновь одухотворяется и при одухотворении мужская сила стремиться захватить господство. Мужской элемент мышления стремится пережить женский. Однако придет время, когда вновь вступит бесполость, и в этой борьбе дело идет о том, который из обоих полов первый завоюет бесполость. Масонство стремилось к тому, чтобы мужской пол, точнее, мужской дух смог пережить женский и завоевать бесполость.

Существует оккультная связь между силой слова и половой продуктивной силой. "Слово" произвело все. Вначале оно жило в человеке. Затем человек утратил его. Он уже не может творить сам, так как у него нет слова. Только тот может знать его, кто присутствовал при творении. Тубал-Каин знал его и дал его Хираму. Это слово должен обрести тот, кто хочет вновь иметь производящую силу. Действительная продуктивная сила должна соединиться со словом. Слово будет производить человека будущего. Тогда действительно увидят сына Хирама. Огонь, божественная сила возникнет тогда по-новому. Новый род заменит старый. — В древнееврейском языке существует слово, мантрам,* о котором говорится, что будучи сказано с достаточной силой, оно порождает мир. Так и человек, когда слово будет достаточно усилено, будет посредством речи производить духовного человека. Теперь мы понимаем, что изображается древом познания: это змея, которая в позвоночнике вьется вверх, как спинной мозг. Познание в физическом — это то, что происходит из нервной системы. "Будет вражда между тобой и женщиной, между ее семенем и твоим семенем", — тут имеется в виду вражда между семенем физического, физического познания, и семенем духовного, духовного познания. Духовное, женщина, хотя и раздавливает голову змеи, однако только после того, как та кусает ее в пятку. Это то, что из центра Земли проникает к ногам.

При созревании мужчины сила речи меняется. Это рассматривалось как провозвестие сына Хирама (2 Пар 2, 13).** Содействовать тому, чтобы породить этого сына из мужского пола, который должен возникнуть из силы гортани, было идеалом, к которому стремилось масонство. Все, что позднее на Земле возникло в физическом, имеет свой источник в духовном. Вначале действовало только то, что возникло на Земле из божественного духа. Затем возникли, с одной стороны — женская образная и жреческая мудрость, а с другой стороны — лишенная образности мудрость Каина. И интересно, что когда искали образное содержание для каиновой мудрости, то мужская мудрость брала взаймы у женской мудрости: Храмовая легенда и все содержание масонства происходит из древней жреческой мудрости, из откровения свыше. Это было облечено в символы. Однако, понимание символов постепенно терялось. Все оккультное постепенно исчезало из масонства. Три Иоанновы степени всецело ориентированы на физический план.

Раз мы увидели, почему эти духовные течения шли рядом друг с другом, то мы поймем и значение Теософского движения. Оно готовит в духовной сфере то, что позже произойдет на физическом плане: воссоединение полов. И разделенная мудрость должна вновь слиться в одну божественную мудрость. В человеке через теософскую (читай – антропософскую! Г.Р.) мудрость должно быть найдено равновесие между религиозной жреческой мудростью и мудростью масонства. Мудрость будущего должна быть взята из высшего человека, который в равной мере живет в людях, как женского, так и мужского пола. Развить то, что на физический план уже не имеет никакого влияния, — в этом цель Теософского движения.

Теософия действительно является мужески-женской мудростью, мудростью, имеющую одинаковую значимость для обоих полов. Через учение о реинкарнации познают, что то, что проявляется при каждом новом воплощении, не является личностью данной земной жизни; но что тело причинности, энтелехия, строится бесполым. Когда мы это осознаем, в нас духовно оживает то, что стоит над половым, что независимо от того, на чем основано противоборство обоих течений. Таким образом, теософия является уравнивающим движением, и только она может внести равновесие. Только в теософии можно говорить об оккультизме, который в равной мере подходит для обоих полов. Только исходя из нее можно думать о действительном уравновешивании полов. Все другое является отголоском ранней двуполости.

Масонство ставит перед собой задачу подготовить будущее. Поэтому уже в XVIII веке отказались от прежнего принципа, совершенно исключающего женщин. В 1775 г. была основана так называемая "адопционная" ложа: женская ложа, — ибо признали закон уравнения полов. И тем, что была основана женская ложа, была установлена связь между мужчинами и женщинами. Однако, каждый член женской ложи должен был быть "удочерен" одним мужчиной в мужской ложе. К одной из таких адопционных лож принадлежала Е.П.Блаватская. Итак, уже из самого масонства была сделана такая теософская попытка. Это показывает вам, что тому, что является правильным, всегда предшествует попытка; только причина, по которой делается такая попытка, не сразу понимается правильно. Однако этого и нельзя требовать, чтобы то, что в мире существует как основная причина, сразу же было бы действительно понято: может случиться так, что отдают предпочтение тому или иному течению. Поэтому оба течения еще долго могут течь рядом друг с другом. Для того, чтобы способствовать спокойному уравновешиванию, может стать необходимым влить в масонство то, что приведет его к теософскому движению.

Теперь вы поймете, почему церковь в средневековье должна была развить совершенно определенный идеал. Масонство создало свой идеал будущего, а церковь — свой. С масонством она не имела ничего общего. Как идеал в церкви жил Христос, то есть мужской идеал. Этот мужской идеал не мог быть достаточным для оккультного внутри церкви. Мужчина в придачу к пассивному нуждался еще и в активном, он должен был домыслить то, чего не хватало ему самому. Он нуждался, как в средстве концентрации, в том, что его восполняло. Мужчиной он уже был, и нужно было примыслить женщину. Оккультист, который кое-что понимал в этих вещах и не был масоном, должен был мыслить о женщине. Так из монашества сознательно возник культ Марии. Он присоединился к церкви, в качестве третьего течения то есть вдобавок к жречеству и масонству.

Все три течения имели, по существу, одну и ту же цель: чтобы человек стал независимым от пола. Однако, метод работы для достижения этой цели был разным. Христианский оккультист в женщине искал мужской принцип, чтобы вживить его в себя.

Надо уяснить себе, что истинный внутренний человек независим от пола, который разделяет; что он проходит через оба пола в различных воплощениях. А теперь вы должны подумать над тем, что в масонстве борьба велась на внешнем физическом плане; все индивидуальности, инкарнирующие в женских телах, постепенно должны были быть приведены к мужским, чтобы мужское продлилось дольше, чем женское. Оно должно пережить женское, так как женское является более ранним. Это представлялось масонству идеалом, однако это было односторонностью.

Что же является идеалом для теософии? Идеалом теософии является следующее: посредством мудрости, приходящей с высших планов, также и на физическом плане осуществить человеческий род, который бы стоял выше того, что связано с полом. Поэтому теософия является мудростью, не дифференцированной на религии, она не основывается на какой-либо религии, а восходит к той прадревней мудрости, которая создала мир, и которая вступает на место жреческой мудрости, дифференцированной на различные религии. Она должна сделать это, ибо жреческая мудрость в течение времени исполнила свою задачу. Теософия же хочет завоевать будущее, то, что еще должно возникнуть в противоположность тому, что было раньше. Она в известном смысле является продолжением древней жреческой мудрости, продолжением мистерий, и при этом все же стоит в определенной противоположности по отношению к ним.

Те, кто захочет косно придерживаться древней жреческой мудрости, кто будет пытаться ее законсервировать, так сказать, забальзамировать в ее старой форме, будут противниками Теософского движения. Высшим планом формирования мира является следующее: ввести его в русло духа нового времени, который должен создавать будущее. Первая заря новой мудрости, которая должна прийти, воссияла благодаря розенкрейцерам, когда в XV веке духовная жизнь нового времени была внесена ими в развитие человечества. Дело было в том, что в мир пришло новое направление. Его тема звучала так: древняя жреческая мудрость должна перейти в новую.

Однако, существовали и такие силы, которые хотели отвоевать мир для древней жреческой мудрости. Поэтому был основан орден с целью отвоевать Землю для древней жреческой мудрости. Этот орден (орден иезуитов), в противоположность культу Марии, избрал мужской идеал. Он использовал оккультные силы, чтобы воздвигнуть некую стену, чтобы задержать внизу всю самостоятельно изливающуюся жизнь, связать то, что хочет подняться ко кресту. Он представляет мужской принцип: он представляет крест без роз. Другой орден присоединил розы ко кресту, из которых расцветает новая жизнь.

Тут мы имеем два течения нового времени. Одно перенесло старое в современность и тем самым всеми силами стремится задержать движение вперед. Другое окружило древний крест розами. Эти течения шли рядом: одно — орден с крестом без роз; другое — почитающее розы на кресте — новое, что должно наступить. Это розенкрейцеры. На этом течении строится Теософское движение; оно происходит из нового зеленеющего ростка розы, который должен врасти в будущее.

Итак, мы видели, как возникла эта борьба, к которой не допускались женщины. Нашей задачей является создание моста над пропастью между масонами и розенкрейцерами. Это трудная работа, но она должна быть сделана. Она состоит в следующем: достичь познания высшего надполого человека. Трудно пробиться к этому, однако это возможно, и это удастся, это станет действительностью.

 


* В основе текста лежат четыре различные записи, дополняющие друг друга.

* Жизнь Хирама приходится на время царствования Соломона, которое датируется 993-953 гг. до Р.Х. Начало четвертой подрасы Р. Штайнер относит к 747 г. до Р.Х.

* Должно быть, имеется в виду неизреченное имя Бога, которое по Г. Л. Хельду было трудной формулой, состоящей из 12, 42 или 72 звуков, знание которой открывало "тайну творения, или деяния Бога от начала до конца".

** "Я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирама-Авия..."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: