Глава II. Монашеская стезя




Содержание

Введение 2-3

Глава I. Начало пути. 4-5

Выводы по первой главе. 5

Глава II. Монашеская стезя. 6-8

Выводы по второй главе. 9

Глава III. ДеятельностьАрхиепископа Александра в Самарской губернии.

10-12

Выводы по третьей главе. 13

Заключение. 14

Литература. 15

Введение.

Истинный показатель цивилизации – не уровень

богатства и образования, не величина городов,

не обилие урожая, а облик человека,

воспитываемого страной. (Э. Эмерсон)

В современном мире как никогда возрастает роль духовно - нравственного воспитания. Возомнив себя властелинами вселенной, люди на деле все чаще переживают падение, будучи не в силах противостоять испытаниям и искушениям. К сожалению, в 21 веке материальные ценности доминируют над духовными. У большинства детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В одном из своих посланий Федеральному Собранию Владимир Путин обращает внимание на то, что сегодня Российское общество испытывает явный дефицит духовных скрепт: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делал нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё», - писал К. Ушинский. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.

Нормативные документы «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» и ФГОС основного общего образования установили стандарт на «Портрет выпускника основной школы » (п.6), личностная характеристика которого должна свидетельствовать о нем, как о человеке, «любящим свой край и своё Отечество, знающим русский и родной язык, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». В связи с этим, тема нашего исследования приобретает ещё большую актуальность.

На наш взгляд единственным правильным решением этих проблем является возвращение к традиционным православным, христианским ценностям. Сегодня как никогда важно, чтобы в сознании каждого утверждалась вера в нравственные святыни нашего народа и Отечества, так как ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным.

Русская Церковь оставила нам в наследство целую галерею светлых образов богоносцев – духовных наставников и образцов для подражания.

Недавно Русская Православная Церковь причислила к лику Святых большое число Новомучеников и Исповедников Российских. История нашего Самарского края также неразрывно связана с именами православных святых, целым сонмом священномучеников, которые, принимая добровольную смерть, тем самым спасали свое Отечество, иначе оно давно бы исчезло с лица земли. Однако проблема заключается в том что, современное поколение не знает, кем были эти подвижники веры, какие подвиги совершили. Люди должны знать своих духовных покровителей, а уж особенно – покровителей своей родной земли, своего родного края.

К Собору Самарских Святых причислено более двадцати угодников Божиих, среди них священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, о духовном подвиге которого мы и хотим рассказать в своей работе.

Цель нашей работы: Изучить духовный подвиг Александра Трапицына и донести данную информацию до своих сверстников, способствуя, таким образом, их стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки.

 


 

 

ГлаваI. Начало пути

Священномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, где главным занятием крестьян было земледелие. Воспитывался Александр в многодетной семье, где было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.

Своё первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской Духовной семинарии. В 1884 году, как один из лучших воспитанников семинарии, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию и обучался здесь за казенный счет. По окончании академии в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля — во священника к Всехсвятской церкви города Вятки. В этом же году он был назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. В то же время, Александр Иванович активно занимался общественной деятельностью. Он состоял членом комитета школы, где готовили псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы.

В 1891 году, когда в России разразился голод, отец Александр призывал состоятельных людей помочь тем, кто попал в беду и лишился средств на пропитание.

«Совершите, братие, святое дело сострадания бедствующим братьям: помогите им в тяжелой нужде. Не отклоняйте руки, простираемой к вам за подаянием, слагайте лепты свои в обносимые пред вами кружки, посылайте ваши жертвы в учрежденные для сбора их комитеты, чем кто может: кто имеет деньги, да уделит от них по усердию, у кого есть одежды, да подаст из одежды, а у кого есть пища, такожде да творит ».

В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги, с которой состоял в браке с 1888 года. В 1893 году он был назначен законоучителем Вятского Александровского училища, а в 1896 году – определен в состав Епархиального училищного совета. В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии.

После смерти супруги путь отца Александра стал определяться как стезя сугубого церковного служения, как путь монашеский.

 

Выводы по первой главе.

Родился и вырос Александр в простой христианской семье церковнослужителя. Нравственные и духовные устои семьи предопределили построение его жизненного пути в соответствии с замыслом Бога о человеке, его заповедями и его непрерывной устремленности к небесному, поэтому свою юность он посвятил изучению богословия. Зарекомендовав себя способным учеником Вятской Духовной Семинарии, имел честь обучаться за казённый счёт в Казанской Духовной Семинарии. Результат его восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого Александра, так и в духовной атмосфере вокруг него. Первую половину своей жизни он занимался преподавательской деятельностью и завоевал любовь и уважение со стороны воспитанников. Александр успешно продвигается по карьерной лестнице от надзирателя училища до инспектора семинарии. Молодой Александр занимает активную жизненную позицию в общественной жизни, будучи членом комитета школы, депутатом Городской Думы, членом Совета епархиального женского училища. Более того, Александр делает первые не менее успешные шаги продвижения по лестнице церковного служения.

Глава II. Монашеская стезя

26 февраля 1900 г. в субботу на первой недели Великого Поста после Великого Славословия на всенощной Преосвященнейший Алексий (Окоцкий), епископ Вятский и Слободской, совершил пострижение в монашество отца Александра. Это было необычайное событие для Вятской семинарии, так как за последние десять лет здесь всего лишь второй раз постригали в монашество. По этому поводу были отменены занятия в трех старших классах Духовной семинарии, а семинаристам разрешили присутствовать на постриге. Постриг произвел на всех присутствующих огромное впечатление и заставил многих задуматься о глубинном смысле христианской жизни. Новопостриженному иноку было оставлено прежнее имя – Александр.

Вскоре, после пострига, иеромонах Александр был назначен исполняющим должность ректора Вятской Духовной семинарии. В апреле 1900 года указом Святейшего Синода он был награжден наперсным крестом.

Отец Александра был человеком добрым с отзывчивым сердцем. Он очень любил воспитанников Училища и Семинарии, проводил с ними духовные беседы и споры, по самым разным вопросам помогая, таким образом, подрастающему поколению разобраться в происходящих событиях в Церкви и мире.

25 июля 1901 года Святейший Синод издаёт указ о назначении отца Александра ректором Калужской Духовной семинарии, а 6 августа того же года он был возведен в сан архимандрита.

12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге отец Александр был рукоположен во епископа Муромского - викария Владимирской епархии. Высочайший Указ о епископской хиротонии Владыки Александра подписал сам Император Николай II.

Архипастырское служение епископа Муромского Александра, викария Владимирской епархии проходило в годы Русско-японской война, когда в стране назревала первая демократическая революция. Отдавая все свои силы и способности на служение Церкви, Царю и Отечеству, отец Александр в 1905 году был удостоен высокой церковной награды, ордена Святого Владимира 3 степени. Позже Владыка Александр был награжден еще одним орденом Святого Владимира и орденом Святой Анны. В июне 1912 года Епископ Александр назначается на Вологодскую кафедру и 23 ноября был лично представлен в Царском Селе Императору Николаю II. Общение с Государем навсегда укрепило Владыку Александра в монархических убеждениях, которые он сохранил до конца своей жизни. В годы правления Вологодской епархией Преосвященный Александр прослыл щедролюбивым Владыкой, так как посылал средства в другие, нуждающиеся в помощи епархии. С разными просьбами к владыке обращалась даже Царская семья.

Участвуя во всех религиозных мероприятиях епархии, владыка с печалью замечал, что у современных христиан угасает ревность к духовной жизни, как расстраивается жизнь приходов, в делах благотворительности участвует лишь небольшая часть прихожан. Не менее беспокоило архипастыря и отсутствие духовной связи между членами приходской общины. Епископ Александр решает созвать общее собрание пастырей всех городских церквей Вологды для совещания по вопросу о приходской реформе. На данном собрании было выработано специальное обращение архипастыря и пастырей к православному населению города. Чтобы как-то упорядочить духовную жизнь верующих прихожан, в своем обращении они призывали, чтобы каждый православный житель города определился, какой храм он считает своим приходским – по рождению ли в этом приходе, по месту ли жительства или по духовной связи с пастырем.

С 1917 году епископ Александр принимает деятельное участие в Московском Поместном Соборе Русской Православной Церкви, как в общих заседаниях Собора, так и в работе отделов: о церковной дисциплине, о церковном суде, о монастырях и монашестве, о правовом и имущественном положении духовенства, о благоустройстве прихода.

После революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь, в обществе распространялось обновленчество. Обновленцы ставили задачей приспособить церковь к изменившимся после Октябрьской революции условиям, выступали за возвращение к так называемым демократическим порядкам раннего христианства, стремились отождествить коммунизм и христианство.

В епископе Александре они видели опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как «реакционер». Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов.

В 1923 году власти арестовали епископа Александра; он был обвинен «в связи с монашеством и агитации» и осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. По возвращении из заключения преосвященный Александр получил назначение на кафедру в Симбирск, а затем был назначен епископом Симферопольским и Крымским и на этой кафедре прослужил девять месяцев.

 

Выводы по второй главе.

Начало XX века ознаменовало начало монашеского пути Александра Трапицына. Владыка зарекомендовал себя как ревностный церковный деятель, об этом свидетельствуют: его назначение на должность ректора сначала Вятской, а затем Калужской Духовной семинарии; его возведение в сан архимандрита; Указ о епископской хиротонии Владыки Александра, подписанный самим Императором Николаем II. В трудный для страны исторический период епископ Александр старается объединить членов приходской общины, упорядочить духовную жизнь верующих прихожан, призывает их к благотворительности. За своё верное служение Церкви, Царю и Отечеству он был награждён 2 орденами Святого Владимира и орденом Святой Анны. Гонения на Русскую Православную Церковь после революции 1917 года отрицательно сказались на церковной деятельности епископа Александра. В этот период ему пришлось испытать и первое искушение, и первую ссылку, а затем арест и 6 месяцев принудительных работ в концлагере. Но всё это не сломило его, а сделало ещё сильнее духом, укрепило его веру и преданность своим убеждениям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: