Тесты на уровень концентрации внимания




Внимание как познавательный психический процесс

Познавательные процессы – это психические процессы, посредством которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, которые изучает общая психология.

«Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным» - Джонсон Сэмуэл

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания, психической деятельности человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Факторы, определяющие внимание: интенсивность раздражителя, новизна раздражителя или его отличия от других, потребности и интересы человека (учебные материалы, проблемные задачи, учебный материал, соответствующие интересам студента, вызывают его пристальное внимание).

Виды внимания

I. Классификация по направленности активности:

· внешнее внимание (направлено на окружающее)

· внутреннее внимание (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах)

II. Классификация по уровню волевой регуляции:

· непроизвольное внимание носит пассивный характер, то есть не зависит от нашего желания и воли, возникает рефлекторно. Предмет сам навязывает нам себя, отвлекая нас от других видов деятельности

· произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации

· постпроизвольное внимание возникает в случае, когда, заставив себя заниматься чем-либо, человек увлекается, втягивается в работу. Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ею с первой страницы, но далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения. Можно сделать вывод, что постпроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов

Традиционно выделяют пять свойств внимания:

1. сосредоточенность (концентрация) - внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального

2. устойчивость – глубина, длительность и интенсивность внимания

3. объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4–6 объектам

4. распределение внимания - умение человека выполнять одновременно две или даже более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах. Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля. Например, гимнастка может решать простые арифметические примеры, идя по бревну, ширина которого равна 10 см, в то же время человек, далекий от спорта, вряд ли это сделает.

5. переключение внимания – способность быстрого переноса произвольного внимания с одного вида деятельности на другой

Одной из основных особенностей внимания является колебание внимания – кратковременные непроизвольные изменения его интенсивности или нарушения настройки на объект. Так, при попытке подсчитать число ударов пульса за минуту мы в какой-то момент обнаружим, что потеряли его.

Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.

Тесты на уровень концентрации внимания

I. Методика Мюнстерберга

Представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты.

Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом.

После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

II. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять.

III. Методика «10 слов»

Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

1. Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

2. Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

3. Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

4. Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

IV. Корректурный тест Б. Бурдона

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: