Обязательность В. п. для всех верных была закреплена 69-м Ап. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).




Современные предписания относительно пищи в пост: Правила относительно вкушения пищи в Великий пост излагаются в 32-й главе Типикона. Суть их в том, что в понедельник и вторник 1-й седмицы поста рекомендуется вообще воздержаться от пищи, а в остальные седмичные дни Великого поста предписывается только раз в день принимать пищу вечером, причем полагается «сухоядение»[1]. Лишь в субботу и воскресенье пост относительно нестрогий: разрешается два раза в день вкушать пищу с «вином и елеем». И только два дня в течение всего поста — на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (если праздник случится до Страстной седмицы) и Входа Господня в Иерусалим — разрешается вкушение рыбы.

 

Особенностью ВП богуслужения является так же:

Служение в субботу Литургии свят. Иоанна Златоуста, а в воскресенье свят. Василия Великого. Это связано с тем, что в древности литургия ИЗ была будничной, а ВВ праздничной (особенность Устава св. Софии);

Служение Литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу, а так же в дни полиелейных святых (праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы). Литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис);

Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех »;

Со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях). Причем по рукописным и печатным богослужебным книгам, вплоть до старопечатных московских изданий 1-й пол. XVII в., эта ектения возглашалась и на Преждеосвященных литургиях седмичных дней, и на полных литургиях суббот и воскресений (что соответствует как древней традиции, так и смыслу ектении). В совр. Служебнике предписано возглашать эту ектению только на литургиях Преждеосвященных Даров;

Молитва преп. Ефрема Сирина по уставу должно читаться также и при совершении службы с «Аллилуия» в седмичные дни малых постов. Хотя данная молитва приписывается преп. Ефрему Сирину, но скорей всего её автором был не он. Типикон предписывает читать Е. С. м. про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него. К этой традиции восходит и образ чтения Е. С. м. В практике РПЦ эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе). В греч. Церквах Е. С. м. также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в мон-рях (в т. ч. на Афоне). Сама молитва вначале совершалась с 16 земными поклонами, данная практика сохранилась у старообрядцев. В современной русской и греческой практике совершается 3 земных поклона, 12 поясных и 1 земной.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Боже, очисти мя, грешнаго (12 раз).

Великий Канон появляется приблизительно с конца XII начала XIII вв;

Во время богослужений преимущественно используются темные цвета облачений (напр., в совр. рус. практике принято совершать седмичные службы В. п. в черных облачениях, воскресные и службы 3 последних дней Страстной седмицы - в фиолетовых, по субботам служат в белом или фиолетовом, иные цвета используются лишь на немногочисленные праздники, случающиеся в период В. п.). Стоит отметить, что Устав разрешает и тёмно-бардовый, но в практике укоренился всё же чёрный, хотя среди священнослужителей и есть исключения.

Пассия не является уставной службой ВП. Пассии были введены св. Петром (Могилой) в XVII в., который взял за основу католическое богослужение посвящённое Страстям Христовым. Впоследствии через юг Руси они попали в наше богослужения. До сих пор Пассии не являются уставной особенностью православного богослужения и служатся с благословения настоятеля. Само богослужение состоит из вечерни с особыми песнопениями, которые в основной своей массе являются песнопениями Страстной Пятницы, так же в богослужении поставляется большое Распятие Христа в центре храма и читается Акафист Страстям Христовым, в конце читается Евангелие, творятся поклоны, говорится проповедь, а так же по желанию предстоятеля может совершаться елеопомазание.

Уставные изюминки ВП:

Строго говоря, запрета на служение ЛПД по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни).

Вывод:

Вседневные службы В. п. совершаются в целом согласно с предписаниями Иерусалимского устава.

Стоит сказать, что все предписания Устава в современной богослужебной приходской жизни выполнить невозможно. Хотя многие приходы пытаются это делать в 1-ую неделю ВП, но всё же остаются непрочитанными так называемые Синаксарии (на утрене творения прп. Ефрема Сирина и Лавсаик, а на часах - Лествицу, и это предписание, по-видимому, крайне редко исполнялось на практике).

 

Великопостные седмицы:

Великий пост охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее.

Укажем все недели Великого поста:

Подготовительные недели:

1) Неделя о Закхее (Лк. 19:1-10).

2) Неделя о мы́таре и фарисе́е (Лк. 18:10-14). С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу Типикон (Гл. 49).

3) Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32). На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною» (этот псалом, кроме Недели о блудном сыне, поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную). В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

4) Неделя о Страшном Суде. Посвящено тематически также грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), посвящено грядущему Страшному суду — это последний день, когда разрешено вкушения мяса («заговение» на мясо) —Великий мясопуст. Следующая за ней Сырная седмица: всю седмицу, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пятницу, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

5) Прощёное воскресенье, называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы. В древности, например у египетских монахов Александрии как это мы видим из жития преп. Марии Египетской, была традиция, которая предписывала, что монахи перед началом Великого поста собирались на Вечерню, где все молились и в конце просили друг у друга прощение. Данная традиция исходила из той практики, что монахи Александрии на время Великого поста уходили в пустыню и жили в пещерах, предаваясь молитве и посту. Конечно, в таких условиях любой пустынник мог быть убит, съеден зверями или просто почить естественной смертью. Именно по этой причине монахи не просто просили прощение друг у друга, но и прощались, так как могли больше не увидеть своих братьев по монастырской обители.

 

Великопостные седмицы и недели (воскресенья):

Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом Повечерии читается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение ко́лива (кутьи).

В современной практике Русской православной церкви возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России — государственных преступников. В настоящее время анафематствование ересей совершается только в соборных храмах. По русской (неканонической) традиции, с этого дня в течение всей Четыредесятницы: на часах вычитывается всё Евангелие, а по особым дням совершается Соборование и Пассия.

1-я Неделя — Торжество Православия;

2-я Неделя — святителя Григория Паламы;

3-я Неделя — Крестопоклонная. После великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным.

Четвёртая седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы, от сего дня до Великой среды на всех литургиях преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (т.е к крещению).

4-я Неделя — преподобного Иоанна Лествичника;

Пятая седмица:

В четверг пятой седмицы на утрене читается весь Великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской — «Андреево стояние», или «стояние Марии Египетской».

Получило распространение ещё одно название этой седмицы — «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.

5-я Неделя — преподобной Марии Египетской;

Лазарева суббота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: