Теории возникновения Великого Поста




Установление В. п. в ранней Церкви

Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п.- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи.

Теории возникновения Великого Поста

1) Возник пост как подготовка к Пасхе;

2) Высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе;

3) Еще один источник, из к-рого возник В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в.

Остатки этой традиции остались в богослужении. Так, например за ВП богослужением на 6-ом часе читаются Паремии из книги Бытия и пророка Исайи, а на Страстной Седмице в первые три дня прочитывается всё Евангелие. Затем в период от Пасхи до Пятидесятницы прочитывается вся книга Деяний Апостольских (которая в принципе во всех приходах РПЦ читается перед Пасхальной Полунощницей).

Так же с середины ВП ектенья об оглашенных дополняется прошением о просвещенных, то есть те, которые прошли половину поприща подготовки ко Св. Крещению.

Дело в том, что данная гипотеза является доминирующей в литургической науке, т.к в древности была распространена практика I-III вв. приготовления человека к Крещению через пост от 3-ёх дней до 2-ух недель.

Данная практика существовала нефиксированной до того момента, как имп. Константин Великий в 313г. издал «Миланский эдикт», который дал право христианам свободно исповедовать свою веру. Издание эдикта было актуально, так как в Римской империи был развит культ императора. В Римской империи с определённого момента императоры начинают обожествляться. Так, например книга Откровения закодированное послание о тех страшных событиях, которые обрушились на христиан, которые отказывались поклоняться императору как богу. Гонения, смерть и поругание ждало всех христиан, хотя были и времена при некоторых императорах более или менее спокойные. Единственные льготы в культе поклонения императору были предоставлены иудеям, которые имели свою землю и их вера была исторической, что не имели христиане.

Миланский эдикт с одной стороны отменяет бесправное существование христиан, но с другой стороны в Церковь хлынул поток людей не особо верующих. Именно с этого момента древняя практика поста перед крещением начинает унифицироваться и сводится к 40 дням. Если в первые три века оглашенные готовились к крещению 3 года, то теперь эта практика сводится всего лишь к 40 дням. В Страстную Субботу происходило крещение оглашенных, по этой причине читается 15 Паремий, т.к в этот момент например в Иерусалимской общине епископ (патриарх) шёл с просвещенными в баптистерий или даже реку Иордан и крестил их. После крещения новообращенные христиане возвращались в храм для участия в богослужении по песнопение «Елицы во Христа креститься, во Христа облекостеся Аллилуиа». В настоящее время гимн «Елицы…» поётся вместо молитвы Трисвятого перед чтением Апостола.

В период IV-V вв. институт катухеменов полностью исчезает. Видимо эта связано было с тем, что к примеру Византийская империя на общегосударственном уровне становится православной при имп. Феодосии и Юстиниане Великих. Православие становится частью культуры и видимо с этих пор практическая надобность научения веры взрослых граждан империи теряет необходимость.

Определённый вывод: Предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться впоследствии. Так в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. По этой причине Страстная Седмица и не входит в состав ВП, т.к ВП в основной своей массе сформировался как период подготовки к крещению оглашенных, а Страстная Седмица как подготовительный период к Пасхе Христовой. Таким образом, произошло то, что две практики пощение объединились.

 

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), считается 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого.

На Востоке: Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне, но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, к-рое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный.

На Западе: В то время как в Риме ВП соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение.

К кон. IV - нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный В. п., хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехрист. запрет поста в воскресенье (а в нек-рых местностях и в субботу – пост в субботу и в воскресенья появился под влиянием монашеской среды) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений.

Церковные историки V в. Пишут, что ВП в различных местах варьировался от 2 до 7 недель, при этом некоторые не постились в воскресенье или даже субботу.

В плане пищи тоже были разные варианты:

одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных;

некоторые вместе с рыбой едят и птиц;

другие из всех одушевленных употребляют только рыбу;

одни воздерживаются даже от плодов и яиц;

другие питаются только сухим хлебом;

некоторые и того не принимают;

а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: