План
1. Общения и его функция
2. Виды общения
3. Общение и общительность
4. Общение и деятельность
д/з Мотивы общения, характеристика личности способствующая успешному общению.
Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
Составные элементы категории общения
Основные функции общения:
Формирующая функция. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения.
Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя.
Организация и поддержание межличностных отношений связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений.
Внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека.
В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды:
Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
|
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.
Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.
Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.
Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
Ролевое общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.
Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.
|
Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.
Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия.
Вербальное общение происходит посредством речи,
Невербальное — с помощью па-ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).
Уровни общения:
Потребности при общении:
Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда общение инициирует активность человека, его стремление к действиям, поднимает эмоциональный тонус.
Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.
Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым поддерживается его самоидентификация.
Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека, с уважением и самоуважением.
Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.
Выбор партнёра по общению
Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного партнёра по общению.
***(остальное на паре, сделать д/з)