Эссе на тему: Можно ли оценить, сколько стоит человеческая жизнь? Насколько подобное оценивание допустимо и необходимо?




Эпиграф: Как люди считают ценность того или другого? Ты знаешь, что автомобиль стоит дороже, чем ко врачу сходить и завести себе ребёночка? Кто, скажи на милость, высчитал, что машина дороже ребенка, вот что мне интересно. Муж моей соседки, Мерл, поехал в Техас, и врач вставил в него новый сердечный клапан, чтобы он не умер, и стоило это меньше, чем дом-прицеп. А доводилось ли тебе слышать, чтобы дом-прицеп спас жизнь хоть одному человеку?

Фенни Флегг «Стоя под радугой»

На первый взгляд вопрос о цене человеческой жизни может показаться исключительно философским. И ответ на него может показаться однозначным: человеческая жизнь бесценна, а попытки оценить её являются аморальными. Эти представления во многом связаны с современным представлением о человеке как об уникальной, неприкасаемой и ценной в своем проявлении личности. Даже упоминание экономики в данном контексте кажется странным и недопустимым. В сознании масс экономическая модель поведения человека напрямую связана с эгоистичным, потребительским отношением, что не приветствуется с точки зрения морали. Но экономика, прежде всего, нужна для того, чтобы спланировать растраты, максимально уменьшить издержки, чтобы обеспечить лучшую жизнь для каждого. Она не угнетает моральные нормы и ценности, а лишь готовит почву для их процветания. Стоит немного углубиться в эту тему, как оценивание жизни уже не покажется нам такой бессмысленной и противоречащей представлениям людей о принципах и ценностях. Не думаю, что многие готовы отказать от материальной компенсации при гибели члена семьи в результате природных катастроф, терактов, военных действий, особенно если не стало кормильца семьи. Часто такие выплаты считаются несправедливыми, оскорбительно маленькими. Мне, например, трудно понять, почему компенсация за смерть рабочего на опасном производстве в разы меньше, чем компенсация за смерть человека в результате авиакатастрофы. Конечно, подразумевается, что работник опасного производства осознано идет и на риск в отличии от человека, оказавшегося в авиакатастрофе. С другой же стороны, рабочий трудится на благо общества, практически ежедневно мы пожинаем плоды его труда и риска, в то время как мы ничего не знаем о личности пострадавшего в авиакатастрофе. Как же добиться справедливости в этом вопросе?

Представителями прессы было проведено расследование с целью выяснениям механизма определения объёма выплаты в той или иной ситуации. Было выяснено, что размер суммы определяется местными органами власти в зависимости от состояния бюджета на данный момент и степени огласки этого случая в СМИ и социальных сетях. Действия правительства в такой ситуации подвергаются критике со стороны общества, кажутся несправедливыми. Но не стоит ли задуматься: может, мы сами виноваты в этом?

На самом деле, у правительства просто нет данных, на основе которых они могли бы адекватную оценку компенсации в каждом отдельном случае. Ранее популярная методика оценки человеческой жизни при помощи человеческого капитала давно устарела в связи с тем, что в данной концепции человек рассматривает только с точки зрения его работоспособности и уровня дохода. Так люди с разным материальным положением оказывают в неравных условиях. Новые методологические разработки в этой области предлагают способ оценивания жизни, в ходе которого опрашиваемым предоставляется возможность самостоятельно оценить собственную жизнь с учетом издержек на обеспечение собственной безопасности (разница в цене безопасного и менее безопасного автомобиля, разница в заработных платах в зависимости от опасности работы). В России попытки исследовать этот вопрос наталкиваются на волну сопротивления со стороны общества. Опять же мы возвращаемся к моральной оценке этого вопроса. У ученых просто недостаточно микроэкономических данных, которые бы они могли использоваться для разработки оценивания человеческой жизни. Приблизительную цену жизни россиянина можно вывести только из сравнения с другими странами, и во многих случаях она окажется значительно меньше. Из этого сравнения так же следует, что в разных странах человеческую жизнь будут оценивать по-разному. Например, цена жизни жителя Африки ничтожно мала по сравнению с жизнью американца. В моём представлении это ужасно несправедливо. Почему в рамках нашей страны разное оценивание жизни богатого и бедного человека вызовет сопротивление, а на уровне жителей разных стран это перестает кого-либо волновать? На мой взгляд, новый подход к оцениванию стоимости человеческой жизни также неудовлетворителен с точки зрения справедливости.

С другой же стороны абсолютное отсутствие такой оценки позволяет властям во многих случаях избегать уплат. Таким образом, они не считают нужным развивать системы безопасности на дорогах, на производстве, совершенствовать медицину, так как отсутствие таких развитых систем не принесет им материального убытка. Если бы возможности избежать выплат не было, государству было бы куда выгоднее обеспечить реализацию проектов, направленных на сохранение жизни, нежели на постоянные затраты в случае смерти граждан.

Подводя итоги, хочется отметить, что оценивание жизни процесс очень нелегкий и трудоемкий, но стоящий того. Благодаря общественному представлению о том, что человеческая жизнь бесценна, этот вопрос остается недостаточно освещенным с точки зрения экономической социологии. Если отказаться от поверхностного взгляда на этот вопрос, можно оцени важность этого процесса не только с точки зрения государства, но и с точки зрения каждого из нас, как я старалась показать в своей работе. Однако существующие на данный момент способы оценивания человеческой жизни представляются мне несправедливыми. В любом случае произойдет дискриминация той или иной социальной группы, национальности. Я с трудом могу вообразить себе такой способ, удовлетворяющий всем нормам морали. Кто знает, сколько лет пройдёт, прежде чем удастся добиться абсолютной справедливости в этом вопросе и удастся ли это вообще? Я очень надеюсь, что рано или поздно это произойдет.

 

 

Список литературы:

1. Гуриев С. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М.: Манн, Иванов, Фербер. 2014. Миф 1. Человеческая жизнь бесценна. С. 29-33.

2. Карабчук Т. С., Никитина М. В., Ремезкова В. П., Соболева Н. Э. Как оценить стоимость человеческой жизни? // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 89-106.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: