Меры по сохранению окружающей среды на море, в частности, включают меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций; преднамеренных и непреднамеренных сбросов опасных для природы и человека веществ; загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна и его недр, других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Это обусловлено тем, что внесение человечеством в окружающую морскую среду токсических веществ или других веществ, превышающих способность окружающей среды обезвреживать их, наносит серьезный, а порой непоправимый ущерб экосистемам. Необходимы защита и сохранение редких или уязвимых экосистем, а также естественной среды видов рыб и других форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности.
Наибольшую опасность для морской среды представляют аварии в результате посадки нефтеналивных судов на мель, разлив нефти и нефтепродуктов в результате столкновения судов, просто их сброс в море, аварии на установках по добыче полезных ископаемых на морском дне. Огромные усилия были предприняты по локализации последствий аварии в 2010 г. на буровой установке в Мексиканском заливе, которая нанесла большой ущерб экосистеме этого района. Ввиду этого мировое сообщество уделяет этой проблеме большое внимание. Еще в 1954 г. была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. В 1969 г. - Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, с протоколами к ней. В 1990 г. - Международная конвенция по предотвращению загрязнения нефтью, готовности, реагированию и сотрудничеству. В 1992 г. - Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и в дополнение к ней Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью. В 1996 г. - Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ. В 2001 г. - Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. Вопросам предотвращения загрязнения континентального шельфа и района посвящена часть XII Конвенции 1982 г.
|
Большую опасность для природной среды и здоровья человека представляет замусорение морей и океанов отходами, промышленными сбросами, ливневыми стоками, неочищенными стоками муниципальной канализации, мусором с пляжей и прибрежных зон отдыха в результате туризма, рыболовства и судоходства. То же самое можно сказать и в отношении захоронения в море промышленных и бытовых отходов и материалов, веществ военного применения, отслуживших свой срок судов, строительных конструкций и т.п. Угрозу для морского судоходства, рыболовства, окружающей среды представляют затонувшие суда. Поэтому загрязнение моря такого характера нередко рассматривается в международных договорах наряду с загрязнением от нефти. В 1972 г. была заключена Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов <1>; в 1973 г. - Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, в которую были внесены изменения Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 73/78) <2>; в 1973 г. в Лондоне подписан Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными, чем нефть. Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 г. служит для государств правовой базой, позволяющей им производить удаление или договариваться об удалении из их исключительных экономических зон затонувших судов. На международной конференции, состоявшейся в мае 2009 г. в Гонконге (Китай), были приняты Международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов ("Гонконгская конвенция") и шесть резолюций.
|
--------------------------------
<1> Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 15 декабря 1975 г. Ратификационные грамоты СССР депонированы в Москве, Вашингтоне, Лондоне и Мехико 30 декабря 1975 г.
<2> Российская Федерация является участницей настоящей Конвенции с поправками к ней от 1978 г.
Ликвидация подобного рода загрязнения морской среды требует значительных материальных затрат. Нередко государства сотрудничают друг с другом в вопросе оказания международной помощи. В частности, этот вопрос нашел отражение в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в Северном регионе, и повышения ядерной и радиационной безопасности (Москва, 26 мая 1998 г.). Настоящее Соглашение заключено в интересах защиты и сохранения окружающей среды в регионах, примыкающих к российско-норвежской границе. В соответствии с его положениями Норвегия оказывает безвозмездную техническую помощь России в виде поставки оборудования, передачи технологий, предоставления финансовых средств и услуг в целях содействия скорейшей, безопасной для окружающей среды, экономически обоснованной утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в северном регионе России. Это Соглашение распространяется и на обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также на повышение ядерной и радиационной безопасности атомных электростанций и других ядерных объектов.
|
Пристальное внимание со стороны мирового сообщества уделяется проблеме загрязнения отдельных водных бассейнов. В 1976 г. заключены Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения и относящийся к ней Барселонский протокол о предотвращении загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и самолетов; в 1980 г. - Афинский протокол о защите Средиземного моря от загрязнения из наземных источников; в 1982 г. - Женевский протокол относительно особо охраняемых районов Средиземного моря; в 1983 г. - Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами; в 1992 г. в Хельсинки - Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря <1>; в 1992 г. в Париже - Конвенция по защите морской среды северо-восточной части Атлантического океана; в 1992 г. в Бухаресте - Конвенция о защите Черного моря от загрязнения <2> и протоколы к ней. Последняя Конвенция была заключена в целях достижения прогресса в деле защиты морской среды Черного моря от загрязнения и сохранения его живых ресурсов. Причерноморские государства, разрабатывая этот договор, учитывали важное экономическое и социальное значение и целебные свойства морской среды Черного моря, заинтересованность в сохранении, освоении и развитии биопроизводственного потенциала Черного моря, особые гидрологические и экологические условия Черного моря, а также повышенную чувствительность его флоры и фауны к изменениям температуры и состава морской воды. Заключая данную Конвенцию ее участники принимали во внимание также то, что Черноморское побережье является крупным международным курортным районом, где причерноморские страны вложили большие средства в здравоохранение и развитие туризма. В соответствии с ее положениями государства-участники взяли на себя обязательства принимать меры по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды Черного моря из любых источников веществами или материалами, указанными в приложении к этой Конвенции. В Протоколе о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях, который является неотъемлемой частью настоящей Конвенции, его стороны взяли обязательство сотрудничать в целях борьбы с загрязнением морской среды Черного моря, возникшим в результате чрезвычайных ситуаций.
--------------------------------
<1> Конвенция принята СССР в 1980 г.
<2> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 12 августа 1993 г. N 5614-I.
Большую часть Антарктики занимают морские пространства и ледники. Антарктика является уникальным природным районом. Любое загрязнение морской среды этого района может нанести существенный вред сложившимся здесь экологическим системам. Ввиду этого в интересах защиты и сохранения от загрязнения морской среды Антарктики в 1991 г. в Мадриде был принят Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.
12.6.3. Проведение морских научных исследований
Мировой океан является ареной международного сотрудничества при проведении различного рода научных исследований. Морская наука и ее прикладные технологии, углубляя знания и применяя их в управлении и принятии решений, могут внести большой вклад в искоренение нищеты, обеспечение продовольственной безопасности, поддержку экономической деятельности человека, сохранение мировой морской среды и содействие прогнозированию и смягчению последствий стихийных событий и бедствий и реагирования на них. Кроме того, морская наука может в целом способствовать поощрению освоения океанов и их ресурсов в интересах устойчивого развития.
Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют согласно части XIII Конвенции 1982 г. право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных ее положениями. Эти субъекты поощряют и облегчают развитие и проведение морских научных исследований. В соответствии с принципом уважения суверенитета и юрисдикции и на взаимовыгодной основе они содействуют международному сотрудничеству в области таких исследований в мирных целях. Такое сотрудничество осуществляется путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения морских научных исследований в морской среде и в объединении усилий ученых при изучении существа явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.
Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями Конвенции 1982 г., с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с этой Конвенцией, включая положения о защите и сохранении морской среды. Они не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря, совместимым с настоящей Конвенцией, и должным образом уважаются при осуществлении таких видов использования.
Прибрежные государства в осуществление своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем территориальном море. Морские научные исследования в территориальном море проводятся только с определенно выраженного согласия прибрежного государства и на установленных им условиях. Так, проход через территориальное море прибрежного государства может быть прекращен, если судно занимается неразрешенной в его водах исследовательской деятельностью.
Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями Конвенции 1982 г. В этих районах исследования проводятся с согласия прибрежного государства, которое при обычных обстоятельствах дает свое согласие на осуществление другими государствами или компетентными международными организациями морских научно-исследовательских проектов в соответствии с настоящей Конвенцией исключительно в мирных целях и для расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества. С этой целью прибрежные государства устанавливают нормы и процедуры, обеспечивающие, чтобы не было неоправданных задержек или отказов в таком согласии. В таких районах прибрежное государство имеет право потребовать приостановления любой проводимой деятельности по морским научным исследованиям в случае нарушения порядка их проведения.
Все государства независимо от их географического положения, а также компетентные международные организации имеют право в соответствии с частью XI Конвенции 1982 г. проводить морские научные исследования в Районе. Они также имеют право проводить морские научные исследования в водной толще за пределами исключительной экономической зоны.
Государства и компетентные международные организации обязаны обеспечивать, чтобы морские научные исследования, предпринимаемые ими или от их имени, проводились в соответствии с Конвенцией 1982 г. Они несут ответственность за ущерб, причиненный загрязнением морской среды в результате морских научных исследований, предпринимаемых ими или от их имени. Также они несут ответственность за меры, принимаемые ими в нарушение настоящей конвенции в отношении морских научных исследований, проводимых другими государствами, их физическими или юридическими лицами или компетентными международными организациями, и обеспечивают компенсацию ущерба, причиненного в результате таких мер.
12.6.4. Использование возобновляемых источников энергии
Возобновляемые источники энергии. Непомерная зависимость от ископаемых видов топлива, сопровождающаяся ростом расходов и соответствующими экологическими последствиями, заставляет рассматривать альтернативные источники энергии в качестве необходимого компонента будущего процесса развития. По данным Международного энергетического агентства, в течение следующих 20 лет спрос на энергоресурсы возрастет на 40%, причем наибольший рост произойдет в развивающихся странах. Интерес к новым и возобновляемым источникам энергии быстро возрастает во всем мире.
Возобновляемая энергия представляет собой любую форму энергии из солнечного, геофизического или биологического источников, которая восполняется в ходе природных процессов такими темпами, которые равняются или превышают темпы ее потребления. В качестве одного из обширных источников потенциально возобновляемой энергии все чаще рассматриваются океаны, которые покрывают более 70% поверхности Земли. Морская возобновляемая энергия является одним из видов возобновляемой энергии, создаваемой природными процессами в морской среде.
Существует четыре разновидности морской возобновляемой энергии: энергия океана; энергия ветра, производимая ветродвигателями в прибрежных районах; геотермальная энергия, добываемая за счет подводных геотермальных ресурсов; и биоэнергия, добываемая из морской биомассы, особенно из морских водорослей. Энергия океана вырабатывается за счет потенциальной кинетической, термической и химической энергии морской воды, которая может быть преобразована для производства, в частности, электричества или термической энергии, а также питьевой воды. Возобновляемая энергия океана поступает из шести отдельных источников, все из которых имеют различное происхождение и требуют применения разных технологий для их преобразования в энергию: волны; приливы и отливы; приливно-отливные течения (известные также в качестве приливно-отливных водотоков); океанические течения; тепловая энергия океана; градиенты солености.
Океаны накапливают тепло в качестве термической энергии и вызывают мощные береговые ветры, течения и волны. Накопление океанами термической и кинетической энергии открывает благоприятную возможность для производства энергии, особенно в прибрежных районах.
Этот вопрос является актуальным и для развития международного морского права. Международно-правовые документы, касающиеся морской возобновляемой энергии, охватывают прежде всего: права и обязательства государств в различных морских зонах и их права и обязательства в отношении ресурсов, обнаруженных в этих зонах; установку и использование в морских зонах объектов и сооружений, предназначенных для эксплуатации энергоресурсов; транспортировку производимых энергоресурсов; защиту и сохранение морской среды от известных или возможных последствий деятельности, направленной на разработку, развертывание, эксплуатацию и передачу таких энергоресурсов.
Положения и устанавливаемые Конвенцией 1982 г. юрисдикционные рамки распространяются в том числе и на разработку и эксплуатацию морской возобновляемой энергии.
В своих внутренних водах прибрежные государства обладают полным суверенитетом и могут свободно регулировать установку объектов для эксплуатации морской возобновляемой энергии. Аналогичным образом суверенитет прибрежного государства над его территориальными водами подразумевает суверенное право на освоение этой зоны для производства возобновляемой энергии из морских источников при условии обеспечения права мирного прохода.
В Конвенции 1982 г. признаются конкретные суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне в отношении деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, например в отношении производства энергии путем использования воды, течений и ветра. Ссылка на энергию в ее ст. 56 не является исчерпывающей и может разумно толковаться как охватывающая любой вид энергии, производимой за счет использования морской среды. Прибрежное государство при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств по Конвенции, в том числе в отношении судоходства. Что касается объектов по эксплуатации и транспортировке возобновляемой энергии морской среды, то в Конвенции содержатся также положения, касающиеся создания и использования искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, включая создание вокруг них зон безопасности (ст. ст. 56, 60 и 80), и прокладывания подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе (ст. 79).
Право прокладывать подводные кабели и трубопроводы и производить строительство других сооружений, разрешаемых международным правом, предусматривается также в положениях, касающихся свободы открытого моря, при условии соблюдения ст. ст. 87 и 112 части VI ("Континентальный шельф") Конвенции 1982 г.
Поскольку проекты использования морской возобновляемой энергии могут отразиться на морской среде (см. часть V Конвенции 1982 г.), необходимо также учитывать предусмотренное в Конвенции общее обязательство государств защищать и сохранять морскую среду (ст. 192). Аналогичным образом часть XI Конвенции, касающаяся осуществления Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., также может распространяться на проекты использования морской возобновляемой энергии, которые могут иметь актуальное значение для разведки и освоения морских ископаемых ресурсов и сохранения морской среды в районе.
Ряд глобальных специальных международных договоров и иных документов, которые прямо или конкретно не касаются морской возобновляемой энергии, также могут иметь отношение к развитию и освоению такой энергии.
ООН рекомендует правительствам государств принять программы развития возобновляемой энергии для обеспечения более широкого использования таких ресурсов. Количество стран, имеющих такие программы или законодательства, в настоящее время более чем удвоилось - с примерно 55 в начале 2005 г. до 119 в начале 2011 г.
Сегодня океаны продолжают открывать широкие возможности для содействия устойчивому развитию, сокращению масштабов нищеты и создания "зеленой экономики". Рыбный промысел по-прежнему является важным источником для занятости и продовольствия для миллиардов людей. Океанам свойственно крайне богатое биоразнообразие, включая морские генетические ресурсы, открывающее огромные перспективы для их возможного применения, в частности, в промышленной, фармацевтической и терапевтической областях. Недавние открытия и сдвиги в науке и технике раздвинули границы наших знаний об океанических процессах и экосистемах. Объемы морских перевозок продолжают расти, содействуя увеличению коммерческих обменов между государствами, открывая возможности в плане занятости для многих моряков и способствуя развитию государств. Как и в прошлом, указанные вопросы подлежат правовому регулированию на национальном уровне и главными действующими лицами должны быть правительства, неправительственные организации, частный сектор и иные субъекты деятельности на море. В то же время должно развиваться и международное право, в рамках которого осуществляются координация и регулирование деятельности мирового сообщества в морях и океанах.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение международного морского права.
2. Какие вопросы международного сотрудничества государств в пределах морских пространств охватываются международным морским правом?
3. Перечислите основные источники международного морского права.
4. Дайте классификацию морских пространств.
5. Графически нанесите на бумагу расположение внутренних и внешних границ основных видов морских пространств.
6. Чем определяется правовой статус и режим морских пространств?
7. Раскройте особенности действия норм международного морского права в пространстве и в отношении различных объектов на море.
8. Раскройте особенности мирного прохода морских судов через территориальное море прибрежного государства.
9. В чем заключается преследование судна по горячим следам в открытом море?
10. Перечислите основные федеральные законы Российской Федерации, в которые имплементированы нормы международного права. В чем такая имплементация заключается?
Литература
Бекяшев К.А. Морское рыболовное право: Учебник. М., 2007.
Вылегжанин А.Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). М., 2001.
Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное): Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006.
Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М., 2003.
Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.
Коломбос Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1975.
Международное морское право / Отв. ред. С.А. Гуреев. М., 2003.
Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
Ромашев Ю.С. Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море (правовые основы и практика): Монография. М., 2013.
Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право: Монография. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2013.
Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю.Г. Барсегов. М., 1985.
Глава 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
13.1. Понятие и система международного воздушного права
Каждый день самолеты одного государства вылетают в другие страны, доставляя в международные аэропорты разных государств тысячи пассажиров и сотни тонн грузов. В конце XX - начале XXI в. деятельность международного воздушного транспорта приобрела глобальный характер. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), услугами международных авиаперевозчиков пользуются миллионы пассажиров. В 2012 г. число путешествующих по всему миру на воздушном транспорте пассажиров достигло примерно 2 млрд. и международными авиаперевозчиками было перевезено свыше 60 млн. грузов. Огромную роль в том, что международные воздушные перевозки пассажиров и грузов между 194 государствами мира осуществляются регулярно и бесперебойно, играет международное воздушное право, оказывающее огромное регулирующее воздействие на экономику мирового воздушного транспорта.
Международное воздушное право как самостоятельная отрасль входит в систему международного права. Это означает, что современное международное воздушное право обладает ярко выраженными системными свойствами: выполняет функции регулирования использования воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях авиации, регулирует доступ на рынок международных авиаперевозок, обеспечивает безопасность полетов и авиационную безопасность и поддерживает регулярность, эффективность и экономичность всемирной сети международных воздушных сообщений. Поэтому под международным воздушным правом (МВП) следует понимать систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу использования гражданской авиацией воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях осуществления международных регулярных и нерегулярных полетов и выполнения международных воздушных перевозок по установленным между государствами международным воздушным сообщениям.
Международное воздушное право устанавливает правовой статус и режим воздушного пространства, расположенного над государственной территорией и за ее пределами, определяет порядок выполнения международных полетов гражданских воздушных судов, занятых в международных воздушных сообщениях. Особую группу составляют отношения государств, связанные с международными полетами над: а) исключительной экономической зоной; б) открытым морем; в) международными проливами; г) архипелажными водами; д) Антарктикой. Кроме того, в зависимости от вида международного полета между государствами складываются отношения по поводу: а) регулярных и б) нерегулярных международных полетов. Специфические межгосударственные отношения возникают по поводу: а) установления и эксплуатации регулярных международных воздушных сообщений; б) осуществления нерегулярных международных воздушных сообщений.
Наконец, особый вид межгосударственных воздушно-транспортных отношений складывается в отношении доступа иностранных авиаперевозчиков на национальный рынок международных авиаперевозок. Осуществляя контроль над коммерческой деятельностью иностранных перевозчиков, каждое государство регулирует их доступ на свой национальный рынок международных перевозок путем предоставления им прав на коммерческие "свободы воздуха", пользование национальными международными воздушными маршрутами и эксплуатационными правами. Отношения между государствами по поводу этих прав имеют преимущественно двусторонний характер, хотя встречаются случаи, когда они становятся предметом региональных соглашений.
13.2. Источники международного воздушного права
Сотрудничество между государствами по самым разнообразным вопросам международных полетов, международных авиаперевозок и международных воздушных сообщений реализуется, как правило, в форме международного договора и обычая. Нормативную базу современного международного воздушного права составляют:
- универсальная Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.). Долгое время полеты воздушных судов за пределами государственной территории регулировались только ст. 12 Чикагской конвенции 1944 г. Теперь такие полеты над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами регулируются также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.;
- соглашения о коммерческих "свободах воздуха": Соглашение о транзите по международным воздушным линиям от 7 декабря 1944 г. (Чикаго) (Соглашение о двух свободах), Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. (Соглашение о пяти свободах);
- конвенции для унификации правил: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.), Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (Римская конвенция 1952 г.);
- конвенции по борьбе с угоном и захватом самолетов: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская конвенция 1963 г.), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющий Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;
- конвенции для унификации норм, гарантирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов: Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокол по авиационному оборудованию к ней 2001 г. (Кейптаунская конвенция 2001 г.).
Важную часть нормативной базы действующего международного воздушного права образуют региональные многосторонние соглашения: Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 г., Соглашение о порядке установления тарифов при регулярных воздушных сообщениях между членами Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА) 1967 г., Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 1971 г. и др.
В нормативную базу современного международного воздушного права входят также около 3 тыс. двусторонних соглашений о воздушном сообщении, на которых построена вся всемирная сеть международных воздушных сообщений.
Особое значение в правовом регулировании международных воздушных сообщений имеют вспомогательные источники МВП. К ним относятся также стандарты и рекомендуемая практика, принимаемые Международной организацией гражданской авиации в целях обеспечения единообразия правил, касающихся международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Хотя международные стандарты ИКАО не являются строго обязательными и государства вправе по своему усмотрению применять или не применять их в своей национальной практике, заложенные в них параметры безопасности, основанные на мировом опыте гражданской авиации, побуждают государства широко пользоваться ими.