Упражнение «Плавное торможение в повороте»




 

Для начала обратимся к теории.

Казалось бы, нет ничего мудреного в том, чтобы давить на педаль тормоза, тем более если у машины есть АБС и ESP. Нажал – остановился. Вроде бы все элементарно. Как выясняется, правильно рассчитывать дистанцию и дозировать усилие на педали – не так уж просто.

Как вообще правильно замедляться?

Если машина оборудована механической коробкой, то при плавном замедлении мы можем помочь себе двумя способами:

1. Если не будем выключать сцепление. Автомобиль будет замедляться эффектом «торможения двигателем». Однако, при таком торможении следует помнить, что достигая предельно низких оборотов двигатель может заглохнуть.

С АКПП этот способ неприменим – если у вас гидромеханика, то вам разомкнуть сцепление и не удастся, а если робот, то он, наоборот, будет принудительно отключать сцепление – таков уж алгоритм.

2. Второй способ плавного торможения можно описать так:

- Начинаем снижать скорость,

- создаем плавное усилие на педали тормоза и гасим скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки педаль приотпускать и докатываться на минимальной скорости.

Не надо дожимать, как делают многие, в результате чего перед остановкой машина «клюет» носом!

А зачем вообще нужно плавное торможение? В первую очередь, конечно, ради комфорта пассажиров. Во вторую - заранее гася скорость, вы оставляете себе место для исправления ошибки прогнозирования дорожной обстановки.

Например, дорогая сухая, а перед самым перекрестком – лужа, к тому же заледеневшая. Если вы привыкли тормозить резко и с «клевком», то у вас просто не останется возможности остановиться там, где намечено. И можно считать, что повезло, если вы в такой ситуации врезались в зад автомобилю, а не вылетели на «зебру», по которой идут люди.

 

А ведь кроме препятствий спереди бывают еще и не в меру скоростные автомобили сзади! Тормозя заранее плавно и контролируя ситуацию за кормой по зеркалам, вы в разы снижаете риск того, что вам придется узнавать стоимость заднего бампера, крышки багажника и фонарей.

 

Торможение в повороте

Это, пожалуй, один из самых спорных вопросов, дискуссии о котором не утихают уже давно. Попробуем разобраться, можно ли все-таки тормозить в повороте или не стоит.

Для начала стоит понять, что для каждого конкретного автомобиля и поворота есть максимальная скорость, на которой машина сможет повернуть на заданный рулем угол и не вылететь с траектории. Эта скорость зависит от массы факторов. Про конструкцию подвески уже, наверное, знает каждый. Все читали тест-драйвы, все слышали о том, что «с многорычажкой рулится», а «с упругой балкой не рулится». Это, в принципе, правда, но конфигурация ходовой – не единственный фактор. Также важна степень износа подвески и шин, степень загрузки, тип покрытия и даже его температура. Все непросто, как видите.

Общеизвестно, что снижение скорости на дуге поворота нежелательно и может привести к непредсказуемым последствиям: неуправляемому или ритмическому заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу. Это, опять-таки, чистая правда. Однако бывают ситуации, когда приходится идти на риск.

Например, если превышена критическая скорость прохождения поворота, то практически никаким образом невозможно противодействовать центробежной силе, и автомобиль будет выброшен с проезжей части, если не применить торможение на дуге поворота. Другой вопрос, что тормозить можно по-разному.

Торможение на дуге — достаточно сложная операция, и стандартные способы в этом случае не обеспечивают безопасность. Дело в том, что при повороте наружные колеса загружены, а внутренние — разгружены, и при тормозных усилиях последние легко блокируются.

При блокировке переднего колеса происходит потеря управляемости автомобиля, машина перестает реагировать на манипуляции рулевым колесом, начинается снос передних колес, а траектория движения выпрямляется — прямым ходом авто отправится либо на встречную полосу, либо в кювет, в зависимости от направления поворота.

При блокировке заднего колеса тоже не происходит ничего хорошего: немедленно начинается занос и вращение автомобиля. Ну а если резким тормозным усилием ухитриться заблокировать все колеса одновременно, то происходит снос всех колес и автомобиль, опять-таки, неконтролируемо двинется по прямой к наружной стороне дороги навстречу канаве, тротуару или движущемуся автомобилю.

Итак, мы уже поняли, как нельзя тормозить. А как можно?

Очевидно, что при торможении на дуге поворота необходимо полностью исключить блокирование колес автомобиля, что достигается только работой педалями тормоза и газа. На выключенной передаче этого не достичь!

На дуге поворота можно осуществлять только осторожную остановку. Вот, кстати, где пригодятся навыки точного дозирования усилия на педали.

Законы физики мы, безусловно, отменить не можем. Да, современные автомобили обладают хорошими тормозными механизмами, а системы курсовой устойчивости и АБС с регулировкой тормозного усилия на каждом конкретном колесе помогают замедляться и рулить. Целиком или вообще убрать все риски нельзя, зато можно снизить тяжесть последствий. Поэтому еще раз: на современном автомобиле в случае перебора скорости тормозим и рулим одновременно! Только аккуратно.

Поэтому лучше всего - плавно тормозить ПЕРЕД входом в поворот и входить в поворот уже на включенной передаче.

После плавного замедления перед поворотом, выезжая из него, вы должны переместить правую ногу с педали тормоза на педаль газа и добавить оборотов для сохранения общего импульса движения. Тем самым, вы сохраняете баланс веса и используете его для выхода из поворота. Если все делать правильно, вес и обороты двигателя будут вас выталкивать из поворота. Эта техника помогает сбалансировать работу подвески и дает возможность выйти из поворота на оптимальной скорости для последующего разгона.

 

Итак, вывод:

 

1. Плавное торможение необходимо для предотвращения возможных ДТП и выполняется разными способами.

2. Техника его выполнения отличается на автомобилях с разным типом трансмиссии.

3. Торможения в повороте (любого) лучше избегать.

4. Техника плавного торможения в повороте в сочетании с корректной работой рулем исключает блокирование колес автомобиля и позволяет избежать сноса.

 

https://www.youtube.com/watch?v=9rGSnae8oFI

https://www.youtube.com/watch?v=x0PSBgt_Dd8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: