«Мостовик» и сотрудников ЗАО «Объединение Ингеоком» [Ермакова, 2012].
По оценкам Счетной палаты, за решения, повлекшие увеличение смет, ответственны топ-менеджеры ГК «Олимпстрой». В Счетной палате подсчитали, что сочинские объекты превышают международные стандарты в разы и по площади, и по стоимости, и пришли к выводу, что проектирование велось таким образом, чтобы умышленно выйти за рамки установленных госэкспертизой бюджета и сроков [там же]. Аудиторы отметили, что в «Олимпстрое» сложилась устойчивая практика срыва сроков и заключения допсоглашений, в результате чего многократно возрастала стоимость [Ермакова, 2012]. Решения по удорожанию сметной стоимости объектов принимались по сомнительным основаниям либо вовсе без них [Счетная палата обвинила…, 2013]. В «Олимпстрое» в свою очередь отметили, что все вносимые в проект строительства изменения проходили согласование в Минрегионразвития [Чеберко, 2012].
Б) Фиктивные сделки и сеть субподрядчиков
Инсайдеры образуют сеть субподрядчиков, как правило, из фиктивных фирм, и передают им выполнение работ или поставку сырья и оборудования. Реально же работы не выполняются, а передаются дальше другим субподрядчикам и так до реального исполнителя. Затраты значительно возрастают, а средства оседают у подконтрольных инсайдерам фирм.
Пример: подобные схемы реализовывались подрядчиком «Олимпстроя» фирмой «Мостотряд № 4», у которой оседали колоссальные средства, тогда как работу выполняло ООО «Новые Передовые Технологии» [На Олимпийских объектах…, 2011]. Оно перерегистрировалось и меняло название несколько раз, по мере того как выводились средства.
В) Взятки за госконтракт и фальшивые экспертизы
|
В законодательстве отсутствуют нормы об уголовной ответственности за некачественные экспертизы по госзаказу, что ведет к злоупотреблениям. По словам главы Росфиннадзора С. Павленко, работа исполнителей экспертиз в реальности очень плохо контролируется, а цена Олимпийской стройки при условии стопроцентного соблюдения технических норм должна составлять 60% от суммы [Зыкова, 2011]. За «правильную», с точки зрения застройщика, экспертизу цена может составить от 50 до 250 тысяч долларов [там же].
«Откаты» - это также типичное явление, когда отсутствует полноценный контроль за затратами государственных средств. Ревизия «Олимпстроя» выявила, что механизм закупок не является прозрачным, что приводит к необоснованному завышению стоимости объектов [Заключение ревизионной комиссии…, 2009].
Пример: чиновник Управления делами Президента В. Лещевский вымогал у бизнесмена Морозова взятку за госконтракт на строительство жилого комплекса в Имеретинской низменности в размере 12% от стоимости (180 млн. руб), на что тот решил пожаловаться [Коррумпированная Олимпиада-2014…, 2010; Дело чиновника Лещевского…, 2012]. Выплаты происходили под наблюдением милиционеров и снимались скрытой камерой. Однако милицейское начальство распорядилось уголовное дело не заводить, а улики уничтожить. Лещевский занял другой важный пост и теперь через него стали проходить госконтракты на десятки миллиардов рублей [там же]. Зато у самого предпринимателя начались неприятности. Ему были предъявлены претензии со стороны налоговой службы, что заставило его покинуть страну.
|
Этот эпизод демонстрирует, что взятки и «откаты» стали настолько обыденной нормой, что инсайдерами преступлением воспринимается жалоба на
это. Опора на органы власти позволяет поддерживать инсайдерский контроль на надежном уровне и защищать его от борцов за справедливость.
Г) Фиктивное трудоустройство
Среднемесячный оклад 1100 работников ГК «Олимпстрой» за 2010 год составил 141,4 тыс. руб., что минимум в 2,3 раза выше, чем в среднем по сфере [Соколов, 2012е]. Средний ежемесячный доход топ-менеджеров «Олимпстроя», составил примерно 978,4 тыс. руб., что также выше средних доходов топ- менеджмента в крупных строительных компаниях [там же]. Некоторые менеджеры даже и не работали, а просто числились в ГК.
Пример: В 2010 г. возбуждено 6 уголовных дел по фактам фиктивного трудоустройства в руководство «Олимпстроя» [Журавлева, 2011].
Д) Завышение цен подрядчиками
Изъять свою долю ренты стремятся не только менеджеры госкорпораций, но и многочисленные подрядчики проектов.
Пример: Органами власти удалось выявить значительное завышение стоимости щебня, песчано-гравийной смеси и других сыпучих материалов, которые подорожали в Сочи с 360 до 800 руб, хотя в России стоимость этих материалов в 2-3 раза ниже [Расходы на Олимпиаду-2014 удивили…, 2011]. Как выяснилось, подходящий для нужд Олимпиады щебень находится под Краснодаром, но с доставкой этого материала возникали необъяснимые трудности.
Пример: Заказчиком строительства трассы Адлер - Красная Поляна является дочерняя структура РЖД - «РЖДстрой», возглавляемая крупным чиновником А. Недосеков. Фиктивная компания «Триостройинжиниринг» (ТСИ), принадлежащая сыну чиновника, стала поставщиком материалов для СК «Мост», и перепродавала материалы фирмы Sika по цене на 30-40% их реальной стоимости [Сын сотрудника правительства заработал…, 2012].
|
Е) Офшоры
Летом 2012 Счетная палата обнаружила, что многие заемщики-получатели госсредств являются лишь проектными компаниями, которые могут не выполнить финансовых обязательств. Ответственных же за расходование средств найти не удастся, а конечные бенефициары находятся в офшорах и юридически не связаны с застройщиками [Гладунов, 2012]. В результате затраты и риски были перенесены на плечи государства.
Ж) Махинации с оценкой недвижимости
Рентоориентированное поведение прослеживается также и на начальном этапе реализации проекта, когда «Олимпстрой» приобретала землю под застройку объектов. Земля и дома сочинцев скупались не по рыночной стоимости, а по значительно более низкой.
Пример: описываются случаи, когда участок земли оценивался в 50 млн. рублей, однако спустя некоторое время цена участка падала в 4 раза в результате проводимой ГК «Олимпстрой» переоценки [Соколов, 2012е]. Мало того, граждан чуть ли не силой сгоняли с их земли и помещали во временные поселения. Все это вызвало широкое недовольство.
Сравнительный анализ расходов на зимние олимпиады
Несмотря на большое количество опасений по поводу деятельности
«Олимпстроя», высказанных специалистами еще в 2007-2008 гг., В.В. Путин называл девальвацию рубля и связанную с ней инфляцию в 2009 году причиной роста стоимости затрат [Соколов, 2012е]. Этому утверждению противоречат
данные Росстата, согласно которым инфляция рубля за 2006-2009 гг. составила 38%, а рост стоимости Олимпиады, как мы рассмотрели выше, составил - 386%. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что все олимпийские стройки, как правило, не укладывались в изначальные бюджеты и росли в стоимости [Flyvbjerg, Stewart, 2012]. Для оценки степени «нормальности» этого явления рассмотрим, каковы были суммы расходов и перерасходов на Олимпиады за 1988-2014 гг.
Табл. 3.3.1. Олимпийские расходы и перерасходы в 1988-2014 гг.
Год | Олимпиада | Город | Страна | Олимпийские расходы, млрд.$2012 | ||
план | факт | перерасход | ||||
XX Зимние | Турин | Италия | 2,40 | 4,37 | +82,0% | |
XXIX Летние | Пекин | Китай | 5,64 | 5,86 | +4,0% | |
Справочно затраты на Олимпиаду в целом | 16,30 | 43,19 | +165% | |||
XXI Зимние | Ванкувер | Канада | 2,10 | 2,45 | +17,0% | |
Справочно затраты на Олимпиаду в целом | 2,88 | 6,08 | +111% | |||
XXX Летние | Лондон | Англия | 3,93 | 15,39 | +290,0% | |
Все Олимпиады 1988-2014 в среднем | 2,02 | 4,06 | +120,8% | |||
Летние Олимпиады 1988-2014 в среднем | 2,71 | 5,98 | +152,7% | |||
Зимние Олимпиады 1988-2014 в среднем | 1,43 | 2,41 | +93,6% | |||
XXII Зимние | Сочи | Россия | 5,14 | *8,60 | +67,5% | |
Итоговые олимпийские расходы (прогноз) | **13,9 | +171,0% | ||||
Справочно затраты на Олимпиаду в целом | 13,10 | 50,9 | +288,0% | |||
Отклонение Сочи-2014 от Зимних ОИ (2009 г.) | -72,1% | -72,0% | -18,7% | |||
Отклонение Сочи-2014 от Зимних ОИ (прогноз) | -72,1% | -82,7% | +77,4% | |||
Примечания: *по данным на 2009 год, **прогноз (см. табл. ниже) |
Источник: [Соколов, 2012е; Flyvbjerg, 2012]
В таблице 3.3.1 приведены данные по олимпийским расходам. В эту категорию для обеспечения сопоставимости данных включены: а) затраты на организацию и проведение Олимпийских игр (взносы, безопасность, церемонии, управленческие и пр. расходы); б) строительство олимпийских объектов и обеспечивающей их инфраструктуры. Неолимпийские расходы, такие, как затраты на строительство дорог, аэропортов, отелей и пр. для обеспечения сопоставимости данных не включаются в олимпийские расходы. Однако по Олимпиадам 2004, 2008, 2010 и 2014 гг. приведены справочные данные с учѐтом и этих затрат (затраты на Олимпиаду в целом). Для сопоставимости данных все затраты приведены в долларах в ценах 2012 года.
Как видно, плановые расходы на зимние олимпиады обходились в среднем на 72% дешевле сочинской. Если средний перерасход зимних Олимпиад составляет 93,6%, то по Сочи-2014 уже к 2009 г. за 5 лет до Олимпиады минимальный перерасход составил 67,5%. По итоговым расходам сочинская Олимпиада уже в 2009 г. обходилась в 2,1 раза дороже всех Олимпиад в среднем и в 3,6 раза дороже Зимних Олимпиад. Олимпийские расходы в 8,6 млрд.$ беспрецедентны. Если дать прогнозную оценку итоговых олимпийских расходов (исходя из среднего роста стоимости объектов на 171%, см. ниже), то они будут не меньше 13,9 млрд.$. Общие затраты на Олимпиаду в Сочи на 1 февраля 2013 г. составили 1,526 трлн. руб, что стало абсолютным «рекордом». Учитывая, что львиная доля средств (не
менее 2/3) выплачена из бюджета, на каждого россиянина приходится около $230 затрат.
Сравнительный анализ капитальных затрат
Рассмотрим, как росла стоимость конкретных олимпийских объектов и насколько дороже они получались по сравнению с зарубежными аналогами.
а) Главный Олимпийский стадион «Фишт»
Главный Олимпийский стадион будет расположен в Олимпийском парке г. Сочи и вмещать 40 тыс. чел. Изначальная стоимость строительства была 63,5 млрд.$. В сентябре 2010 года в техзадание внесли изменения, касающиеся параметров арены. Главгосэкспертиза утвердила сумму уже в размере 7,5 млрд. рублей (или 261,2 млрд.$ 2012 года) [Sochi: The impact of the 2014…, 2007]. Однако в сентябре 2011 года в инвестиционном паспорте ЦС стояла сумма уже в 11,1 млрд. рублей [Чеберко, 2012]. В августе 2011-го Леонид Моносов утвердил новую смету стадиона - 21,6 млрд. рублей [Ермакова, 2012]. А в феврале она выросла уже до 23,5 млрд. рублей [Чеберко, 2012]. То есть стоимость выросла в 3,1 раза за 2 года и составила 779 млн.$. Внутренние аудиторы госкорпорации дали 137 замечаний к проекту, причем 78 из них - к сметной документации. Президент поручил руководству корпорации принять меры к выполнению первоначального плана, однако это распоряжение было проигнорировано [Ермакова, 2012]. В среднем олимпийские стадионы (10 рассмотренных автором аналогов) обходились в 6,16 тыс.$ на 1 человека вместимости, тогда как на стадион «Фишт» затраты уже составляют не меньше 17,3 тыс.$ / чел., т.е. в 2,8 раза выше [Соколов, 2012е]. Верность наших подсчетов подтверждает и исследование ученых World Stadium Index: средняя стоимость одного места вместимости по 74 рассмотренным футбольным и олимпийским стадионам в разных странах мира обходится в 3,99 тыс. $ капитальных затрат в ценах 2012 года [Alm, 2012]. Таким образом, 64-77% средств, отпущенных на строительство российского олимпийского стадиона в Сочи, являются сверхнормативными.
б) Большой ледовый дворец
Для проведения сочинской Зимней Олимпиады планируется построить к 2012-2013 гг. с нуля 2 хоккейные арены – «Большой» ледовый дворец (12 000 чел.) и Ледовую арену «Шайба» (7 000 чел.). Первоначальная стоимость Большой ледовой арены, застройщиком которой является НПО «Мостовик», была оценена в
$200,2 млн. в долларах 2012 года [Sochi: The impact of the 2014…, 2007]. Однако с помощью 18 дополнительных соглашений стоимость значительно выросла, а менее чем за год к 2012 г. подскочила с 8,5 до 9,6 млрд. рублей, или 303 млн.$ [Ермакова, 2012]. Рост составил 51%. В среднем по 12 рассмотренным автором олимпийским хоккейным стадионам стоимость 1 места вместимости оказывается равной 10,76 тыс.$ в ценах 2012 года, а у российского стадиона - уже равна 25,24 тыс.$ / 1 место, то есть в 2,3 раза дороже [Соколов, 2012е]. Иностранные стадионы обходились на 57,4% дешевле. Впрочем, сочинский хоккейный стадион оказался дороже не только олимпийских аналогов, но и в 2 и более раз дороже российских хоккейных стадионов [там же]. Странно, но по этому объекту уголовного расследования инициировано не было.
в) Фигурное катание и шорт-трек
Для проведения соревнования по фигурному катанию и шорт-треку к Олимпиаде в Сочи строят дворец спорта «Айсберг» вместимостью 12 тыс. чел. По плану на 2006 год, первоначально заявленный объем инвестиций оценивался в 99,2
млн.$ в ценах 2012 года [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Однако к 2011 году цена выросла более чем в 3,5 раза. А к июню 2012 года буквально за 1-2 года по дворцу спорта было заключено 12 дополнительных соглашений, и в итоге смета выросла с 5,6 до 8,8 млрд рублей, или до 278 млн.$ [Ермакова, 2012]. Рост за все время, таким образом, составил 2,8 раз. Относительная стоимость дворца спорта «Айсберг» составляет 23,1 тыс. $ / 1 место вместимости, тогда как 1 место по 6 другим олимпийским стадионам соответствующего назначения обходится в среднем всего в 9,95 тыс. $, или на 57% меньше [Соколов, 2012е].
г) Конькобежный спорт
Еще одни объект Олимпийского парка Сочи «Адлер-Арена» будет принимать спортсменов по конькобежному спорту. Вместимость стадиона равна 8000 чел. Изначальная стоимость строительства стадиона «Адлер-Арена» для конькобежного спорта оценивалась в 45,9 млн.$ в долларах 2012 года [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Однако по данным на конец 2011 год, стоимость объекта выросла уже до 6 миллиардов 214 миллионов рублей [Соколов, 2012е]. Рост составил 330%. 1 место «Адлер-Арены» обошлось в
24 660 $, тогда как 7 аналогичных олимпийских объектов в других странах обходились на 1/3 дешевле – 16 450 $ [там же].
д) Прыжки с трамплина
Олимпийский комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки» расположился в районе горного кластера Красной поляны. Строительство объекта осуществлялось в 2008-2011 гг., его общая вместимость оценивается в 15000 чел., хотя на сайте Сочи-2014 приведена цифра в 9600 чел. Сметная стоимость проектирования и строительства комплекса для прыжков с трамплина «Русские Горки» возросла сначала с 1,26 млрд. руб. до 1,68 млрд., а затем увеличилась еще в 2,6 раза, достигнув 4,38 млрд. руб. [Чеберко, 2012; Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. То есть стоимость объекта выросла с 52,5 млрд.$ до 145,1 млрд.$ в, или в 2,8 раза. 1 место обошлось в 9 680 $, тогда как в других странах по 6 объектам оно стоило в среднем 3 410 $ в ценах 2012 года [Соколов, 2012е].
е) Санно-бобслейная трасса
Санно-бобслейная трасса «Санки» расположилась на горнолыжном курорте
«Альпика-Сервис». Договор на постройку санно-бобслейной трассы «Санки» первоначально предполагал стоимость строительства порядка 147,1 млн.$ в ценах 2012 года [Sochi: The impact of the 2014…, 2007]. Генподрядчик ООО «НПО
«Мостовик» по договору не имел права требовать ее увеличения. [там же]. Однако топ-менеджеры «Олимпстроя» санкционировали к июню 2012 года заключение 14 дополнительных соглашений. Сумма в итоге выросла до 8,9 млрд. руб., то есть почти в 2 раза, составив 281 млн.$ [Ермакова, 2012]. Средняя стоимость 1 места вместимости «Санок» обошлась в 25530 $, тогда как средняя цена по 6 другим олимпийским объектам составляет в 8720 $, или на 65,9% дешевле [Соколов, 2012е].
ж) Олимпийская деревня
К Зимней Олимпиаде в Сочи будет построено 3 олимпийских деревни. Строительство главной Олимпийской деревни в Сочи, капитальные вложения в проект которой изначально составляли около 26,1млрд. руб (или 1089 млн.$ 2012), завершится летом 2013 г. [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Объект будет расположен на территории Имеретинской и состоять из 1,5 тысячи
апартаментов на 3000 человек и 1285 номеров для размещения Олимпийской Семьи. 1 место в 6 других зимних олимпийских деревнях за рубежом обходилось в среднем на 59,1% дешевле, чем сочинские апартаменты даже по плановым ценам [Соколов, 2012е].
Табл. 3.3.2. Анализ завышения капитальных затрат на строительство олимпийских объектов для игр Сочи-2014
Олимпийский объект для игр Сочи-2014 | Ответственн ый за строительст во | Вмести мость, чел. | Стоимость объекта | Капиталовложения / вместимость (длина), тыс.$ / место (км) | |||||
План (2006 г.) млн.$ 2012 | Факт (2012 г.), млн.$ 2012 | Рост | Сочи- 2014 | групп а анало гов | Δ | ||||
Главный стадион | Олимпстрой | 261,2 | 778,7 | Û в 2,98 | 17,30 | 6,16 | -64,4% | ||
Арена для хоккея | Олимпстрой | 200,2 | 302,9 | Û в 1,51 | 25,24 | 10,76 | -57,4% | ||
Фигурное катание и шорт- трек | Олимпстрой | 99,2 | 277,7 | Û в 2,80 | 23,14 | 9,95 | -57,0% | ||
Конькобежный спорт | ОАО «ЦПТ «Омега» | 45,9 | 197,3 | Û в 4,30 | 24,66 | 16,45 | -33,3% | ||
Прыжки с трамплина | ОАО «Красная поляна» | 52,5 | 145,1 | Û в 2,76 | 9,68 | 3,41 | -64,7% | ||
Бобслей, санный спорт, скелетон | Олимпстрой | 147,1 | 280,8 | Û в 1,91 | 25,53 | 8,72 | -65,9% | ||
Главная Олим- пийская деревня | ООО «РогСибАл» | 1089,4 | н/д | н/д | 270,83 | 148,6 | -59,1% | ||
Среднее | Û в 2,71 | -57,4% |
Источник: составлено автором [Соколов, 2012е]
В таблице 3.3.2 по 7 изученным олимпийским объектам отражены средний перерасход стоимости по сравнению с плановой, а также масштабы перерасхода по сравнению с группой аналогов.
По 7 рассмотренным нами олимпийским объектам стоимость за 2007-2012 выросла в среднем на 171%, или в 2,71 раза. Норма капиталовложений относительно мощности (вместимости) оказалась в среднем на 57,4% ниже уровня затрат по сочинским объектам, то есть столько составили потери от инсайдерского контроля. Средние олимпийские расходы на Зимние Олимпиады в 1998, 2002, 2006 и 2010 гг. составили 2,93 млрд.$, что на 66% меньше расходов на Сочи-2014, что подтверждает точность наших оценок.
Масштабы изъятия инсайдерской ренты в инфраструктурных проектах (трасса «Адлер-Красная Поляна»)
Помимо спортивных сооружений, значительные инвестиции идут в инфраструктуру. За строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (Красная Поляна) отвечает ОАО «РЖД». Подрядчиком является ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» (группа компаний СК МОСТ) и ОАО «Бамтоннельстрой». Как отмечалось выше, затраты на строительство трассы в 2006 г. были запланированы в размере 91,2 млрд. руб. (или 3,8 млрд.$ в ценах 2012 года) [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006
№357]. Однако уже в 2009 году, по данным Минрегиона, затраты выросли до 266,4
млрд. руб (9,4 млрд.$ в ценах 2012 года), или в 2,5 раза [Соколов, 2012е]. Примерно такую же цифру приводит пресс-служба ОАО «РЖД» (264,18 млрд. руб), причем около 80% - это средства федерального бюджета [На самом деле…, 2013]. Таким образом, строительство 1 км совмещенной трассы обошлось не менее чем в $167,6 млн.$ / км. Примерно схожи и суммарные затраты на строительство в Сочи дублера Курортного проспекта - примерно 100 млрд. руб., или 201 млн.$ / 1 км. [Наумов, 2010].
Протяженность трассы «Адлер - Красная Поляна» составляет 48,2 км железнодорожного пути и 45,6 км автомобильного пути [Строительство совмещенной…, 2011; На самом деле…, 2013]. Данные по структуре проекта противоречивые. Так, по данным СК «Мост» трасса включает: 1) автомобильная дорога: 24 автомобильных моста и эстакады протяженностью 9,4 км + 3 двухполосных автомобильных тоннеля протяженностью 6,868 км + около 30 км обычной автодороги; 2) железная дорога: 22 железнодорожных моста общей протяженностью 11,554 км + 6 однопутных железнодорожных тоннеля общей протяженностью в 11,095 км + примерно 25,7 км обычного участка железной дороги + 3 новые станции [там же]. Однако на сайте РЖД говорится о возведении
37 железнодорожных общей протяженностью 19,5 км и 40 автодорожных протяженностью 14,6 км [Строительство дорог…, 2013]. Следуя консервативному подходу и с учетом этой структуры, рассчитаем верхнюю границу нормальной стоимости проекта и сравним с реальными затратами.
Автомобильная дорога. По ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» средняя стоимость строительства 1 километра дороги в нашей стране в 2010-2015 гг. составляет $17,6млн. [Кричевский, 2010]. Крупные транспортные магистрали обходятся в районе 30-45 млн.$, обычные дороги – около 5 млн.$ [там же]. Согласно данным Международного энергетического агентства (ОЭСР), исследовавшего капитальные затраты по более чем 1000 инфраструктурных проектов в 110 странах, на 2010 год строительство новой автомобильной дороги в странах ОЭСР обходилось в $0,7-3млн./км 1 полосы, в остальных странах – $0,15-2,7 [Dulac, 2013, p. 35]. Автомобильная дорога «Адлер – Красная поляна» будет иметь ширину преимущественно в 2 полосы, иногда переходя в 4, поэтому в качестве нормативной стоимости 1 км автодороги для наших расчетов возьмем и без того завышенную среднюю цифру $17,6 млн./км.
Железная дорога. Анализ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» показывает, что средняя стоимость 1 км новой железной дороги в России обходится в $7,26млн. в ценах 2012 года. Высокоскоростные железные дороги в России обходятся значительно дороже. Средняя стоимость 4 строящихся ВСМ равна $46,9млн. / 1 км [Соколов, 2012е]. По данным МЭА, новая железная дорога строится за $2,0-18млн./км 1 полосы в странах-ОЭСР и $0,085-3,9млн./км 1 полосы в остальных странах [Dulac, 2013, p. 35]. Отдельно в докладе МЭА рассмотрены высокоскоростные железные дороги, которые обходятся по $10-45 млн. за 1 км одной линии [Dulac, 2013, p. 39]. Однако железнодорожная ветка «Адлер - Красная Поляна» не будет являться высокоскоростной, поскольку скорость движения по ней будет составлять не 300 км/ч и выше, а всего 120-160 км/ч. В то же время, учитывая, что строятся дополнительные ж/д станции, в качестве нормальной стоимости 2 железнодорожных полос возьмем сумму, максимальную для стран-ОЭСР, в $36 млн. / км, хотя это будет значительным завышением,
Тоннели. Объемы капитальных вложений на строительство 1 км тоннелей также сильно разняться. Тоннели, проложенные под водными массивами или через твердые горные породы, строятся, как правило, дольше и требуют больше ресурсов. Средняя стоимость сложных тоннелей через Альпы составляет примерно 150 млн.$ / км [Соколов, 2012е]. 50-километровый двухпутный железнодорожный подводный тоннель под Ла-Маншем обошелся англичанам и французам примерно в 250,9 млн.$ / км [там же]. Средняя стоимость рассмотренных ж/д тоннелей составляет 124,2 млн.$ / км [там же]. Средняя стоимость автодорожных тоннелей составляет около 92,0 млн.$ / км за 2 полосы [там же]. Эту стоимость мы возьмѐм в качестве нормальной.
Мосты. Мосты также различаются по сложности конструкции и, соответственно, стоимости. Так, вантовые мосты сложнее и потому дороже балочных. Стоимость моста также зависит от того, какое препятствие он позволяет преодолевать. Водные массивы, высокие овраги и т.п. значительно увеличивают стоимость строительства. Что касается мостов на трассе «Адлер-Красная Поляна», то лишь один из них будет вантовым, а в основном решено возводить мостовые сооружения самого простого балочного типа. Мало того, примерно 75% железнодорожных мостов являются однопутными. При этом местность, через которую пролегает трасса, представляет собой долину мелководной горной реки Мзымта с невысокими оврагами и не отличается высокой степенью сложности, в отличие от большинства объектов, рассмотренных автором. Были изучены капитальные затраты по 50 мостам, причем оценка проводилась с учетом количества полос и сложности: 1 степень сложности - преодоление незначительных препятствий, мелководных рек, небольших обрывов, конструкция преимущественно балочная; 3 степень сложности - висячий или вантовый мост, позволяющий преодолевать глубокие обрывы или массивные реки по большей части длины моста, 2 степень – смешанный тип. В зависимости от степени сложности (1; 2; 3) и количества полос (2; 4; 6; 8) использовались корректирующие
коэффициенты (1,0; 1,5; 2,0; 2,5). В результате средняя стоимость 1 км двухполосного моста 1 степени сложности стоит в мире примерно $72,3 млн. [Соколов, 2012е].
Итак. Как видно из таб. 3.3.3, нормальная стоимость комбинированной автомобильной и железнодорожной трассы «Адлер-Красная Поляна» должна была составлять никак не более 5533,4 млн.$ 2012 или 59,0 млн.$/км.
Табл. 3.3.3. Расчет нормы стоимости трассы «Адлер-Красная Поляна»
ОБЪЕКТ | тип | Длина, км | млн.$ 2012 | млн.$ / км | |
Плановая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» (2007 г.) | ж/д, авто | 48,2+45,6 | 3808,3 | 40,6 | |
Фактическая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» (2013 г., РЖД) | ж/д, авто | 48,2+45,6 | 8076,7 | 86,1 | |
Перерасход (факт/план) | ж/д, авто | 48,2+45,6 | Û в 2,12 | Û в 2,12 | |
Нормальная стоимость трассы | ж/д, авто | 48,2+45,6 | <5533,4 | <59,0 | |
- железнодорожные тоннели | ж/д | 11,095 | 1378,5 | 124,2 | |
- автодорожные тоннели | авто | 6,868 | 631,9 | 92,0 | |
- железнодорожные мосты | ж/д | 19,500 | 1409,3 | 72,3 | |
- автодорожные мосты | авто | 14,600 | 1055,2 | 72,3 | |
- железнодорожное полотно | ж/д | 17,605 | 633,8 | 36,0 |
- автодорожное полотно | авто | 24,132 | 424,7 | 17,6 | |
Отклонение нормальной стоимости трассы от фактической (мин. объем изъятия инсайдерской ренты и других потерь от инсайдерского контроля) | < -31,5% |
Источник: [Соколов, 2012е]