ООО «Оборонительные системы – Финанс» 13 глава




«Мостовик» и сотрудников ЗАО «Объединение Ингеоком» [Ермакова, 2012].


По оценкам Счетной палаты, за решения, повлекшие увеличение смет, ответственны топ-менеджеры ГК «Олимпстрой». В Счетной палате подсчитали, что сочинские объекты превышают международные стандарты в разы и по площади, и по стоимости, и пришли к выводу, что проектирование велось таким образом, чтобы умышленно выйти за рамки установленных госэкспертизой бюджета и сроков [там же]. Аудиторы отметили, что в «Олимпстрое» сложилась устойчивая практика срыва сроков и заключения допсоглашений, в результате чего многократно возрастала стоимость [Ермакова, 2012]. Решения по удорожанию сметной стоимости объектов принимались по сомнительным основаниям либо вовсе без них [Счетная палата обвинила…, 2013]. В «Олимпстрое» в свою очередь отметили, что все вносимые в проект строительства изменения проходили согласование в Минрегионразвития [Чеберко, 2012].

Б) Фиктивные сделки и сеть субподрядчиков

Инсайдеры образуют сеть субподрядчиков, как правило, из фиктивных фирм, и передают им выполнение работ или поставку сырья и оборудования. Реально же работы не выполняются, а передаются дальше другим субподрядчикам и так до реального исполнителя. Затраты значительно возрастают, а средства оседают у подконтрольных инсайдерам фирм.

Пример: подобные схемы реализовывались подрядчиком «Олимпстроя» фирмой «Мостотряд № 4», у которой оседали колоссальные средства, тогда как работу выполняло ООО «Новые Передовые Технологии» [На Олимпийских объектах…, 2011]. Оно перерегистрировалось и меняло название несколько раз, по мере того как выводились средства.

В) Взятки за госконтракт и фальшивые экспертизы

В законодательстве отсутствуют нормы об уголовной ответственности за некачественные экспертизы по госзаказу, что ведет к злоупотреблениям. По словам главы Росфиннадзора С. Павленко, работа исполнителей экспертиз в реальности очень плохо контролируется, а цена Олимпийской стройки при условии стопроцентного соблюдения технических норм должна составлять 60% от суммы [Зыкова, 2011]. За «правильную», с точки зрения застройщика, экспертизу цена может составить от 50 до 250 тысяч долларов [там же].

«Откаты» - это также типичное явление, когда отсутствует полноценный контроль за затратами государственных средств. Ревизия «Олимпстроя» выявила, что механизм закупок не является прозрачным, что приводит к необоснованному завышению стоимости объектов [Заключение ревизионной комиссии…, 2009].

Пример: чиновник Управления делами Президента В. Лещевский вымогал у бизнесмена Морозова взятку за госконтракт на строительство жилого комплекса в Имеретинской низменности в размере 12% от стоимости (180 млн. руб), на что тот решил пожаловаться [Коррумпированная Олимпиада-2014…, 2010; Дело чиновника Лещевского…, 2012]. Выплаты происходили под наблюдением милиционеров и снимались скрытой камерой. Однако милицейское начальство распорядилось уголовное дело не заводить, а улики уничтожить. Лещевский занял другой важный пост и теперь через него стали проходить госконтракты на десятки миллиардов рублей [там же]. Зато у самого предпринимателя начались неприятности. Ему были предъявлены претензии со стороны налоговой службы, что заставило его покинуть страну.

Этот эпизод демонстрирует, что взятки и «откаты» стали настолько обыденной нормой, что инсайдерами преступлением воспринимается жалоба на


это. Опора на органы власти позволяет поддерживать инсайдерский контроль на надежном уровне и защищать его от борцов за справедливость.

Г) Фиктивное трудоустройство

Среднемесячный оклад 1100 работников ГК «Олимпстрой» за 2010 год составил 141,4 тыс. руб., что минимум в 2,3 раза выше, чем в среднем по сфере [Соколов, 2012е]. Средний ежемесячный доход топ-менеджеров «Олимпстроя», составил примерно 978,4 тыс. руб., что также выше средних доходов топ- менеджмента в крупных строительных компаниях [там же]. Некоторые менеджеры даже и не работали, а просто числились в ГК.

Пример: В 2010 г. возбуждено 6 уголовных дел по фактам фиктивного трудоустройства в руководство «Олимпстроя» [Журавлева, 2011].

Д) Завышение цен подрядчиками

Изъять свою долю ренты стремятся не только менеджеры госкорпораций, но и многочисленные подрядчики проектов.

Пример: Органами власти удалось выявить значительное завышение стоимости щебня, песчано-гравийной смеси и других сыпучих материалов, которые подорожали в Сочи с 360 до 800 руб, хотя в России стоимость этих материалов в 2-3 раза ниже [Расходы на Олимпиаду-2014 удивили…, 2011]. Как выяснилось, подходящий для нужд Олимпиады щебень находится под Краснодаром, но с доставкой этого материала возникали необъяснимые трудности.

Пример: Заказчиком строительства трассы Адлер - Красная Поляна является дочерняя структура РЖД - «РЖДстрой», возглавляемая крупным чиновником А. Недосеков. Фиктивная компания «Триостройинжиниринг» (ТСИ), принадлежащая сыну чиновника, стала поставщиком материалов для СК «Мост», и перепродавала материалы фирмы Sika по цене на 30-40% их реальной стоимости [Сын сотрудника правительства заработал…, 2012].

Е) Офшоры

Летом 2012 Счетная палата обнаружила, что многие заемщики-получатели госсредств являются лишь проектными компаниями, которые могут не выполнить финансовых обязательств. Ответственных же за расходование средств найти не удастся, а конечные бенефициары находятся в офшорах и юридически не связаны с застройщиками [Гладунов, 2012]. В результате затраты и риски были перенесены на плечи государства.

Ж) Махинации с оценкой недвижимости

Рентоориентированное поведение прослеживается также и на начальном этапе реализации проекта, когда «Олимпстрой» приобретала землю под застройку объектов. Земля и дома сочинцев скупались не по рыночной стоимости, а по значительно более низкой.

Пример: описываются случаи, когда участок земли оценивался в 50 млн. рублей, однако спустя некоторое время цена участка падала в 4 раза в результате проводимой ГК «Олимпстрой» переоценки [Соколов, 2012е]. Мало того, граждан чуть ли не силой сгоняли с их земли и помещали во временные поселения. Все это вызвало широкое недовольство.

Сравнительный анализ расходов на зимние олимпиады

Несмотря на большое количество опасений по поводу деятельности

«Олимпстроя», высказанных специалистами еще в 2007-2008 гг., В.В. Путин называл девальвацию рубля и связанную с ней инфляцию в 2009 году причиной роста стоимости затрат [Соколов, 2012е]. Этому утверждению противоречат


данные Росстата, согласно которым инфляция рубля за 2006-2009 гг. составила 38%, а рост стоимости Олимпиады, как мы рассмотрели выше, составил - 386%. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что все олимпийские стройки, как правило, не укладывались в изначальные бюджеты и росли в стоимости [Flyvbjerg, Stewart, 2012]. Для оценки степени «нормальности» этого явления рассмотрим, каковы были суммы расходов и перерасходов на Олимпиады за 1988-2014 гг.

 

Табл. 3.3.1. Олимпийские расходы и перерасходы в 1988-2014 гг.

Год Олимпиада Город Страна Олимпийские расходы, млрд.$2012
план факт перерасход
  XX Зимние Турин Италия 2,40 4,37 +82,0%
  XXIX Летние Пекин Китай 5,64 5,86 +4,0%
Справочно затраты на Олимпиаду в целом 16,30 43,19 +165%
  XXI Зимние Ванкувер Канада 2,10 2,45 +17,0%
Справочно затраты на Олимпиаду в целом 2,88 6,08 +111%
  XXX Летние Лондон Англия 3,93 15,39 +290,0%
Все Олимпиады 1988-2014 в среднем 2,02 4,06 +120,8%
Летние Олимпиады 1988-2014 в среднем 2,71 5,98 +152,7%
Зимние Олимпиады 1988-2014 в среднем 1,43 2,41 +93,6%
  XXII Зимние Сочи Россия 5,14 *8,60 +67,5%
Итоговые олимпийские расходы (прогноз)   **13,9 +171,0%
Справочно затраты на Олимпиаду в целом 13,10 50,9 +288,0%
Отклонение Сочи-2014 от Зимних ОИ (2009 г.) -72,1% -72,0% -18,7%
Отклонение Сочи-2014 от Зимних ОИ (прогноз) -72,1% -82,7% +77,4%
Примечания: *по данным на 2009 год, **прогноз (см. табл. ниже)

Источник: [Соколов, 2012е; Flyvbjerg, 2012]

 

В таблице 3.3.1 приведены данные по олимпийским расходам. В эту категорию для обеспечения сопоставимости данных включены: а) затраты на организацию и проведение Олимпийских игр (взносы, безопасность, церемонии, управленческие и пр. расходы); б) строительство олимпийских объектов и обеспечивающей их инфраструктуры. Неолимпийские расходы, такие, как затраты на строительство дорог, аэропортов, отелей и пр. для обеспечения сопоставимости данных не включаются в олимпийские расходы. Однако по Олимпиадам 2004, 2008, 2010 и 2014 гг. приведены справочные данные с учѐтом и этих затрат (затраты на Олимпиаду в целом). Для сопоставимости данных все затраты приведены в долларах в ценах 2012 года.

Как видно, плановые расходы на зимние олимпиады обходились в среднем на 72% дешевле сочинской. Если средний перерасход зимних Олимпиад составляет 93,6%, то по Сочи-2014 уже к 2009 г. за 5 лет до Олимпиады минимальный перерасход составил 67,5%. По итоговым расходам сочинская Олимпиада уже в 2009 г. обходилась в 2,1 раза дороже всех Олимпиад в среднем и в 3,6 раза дороже Зимних Олимпиад. Олимпийские расходы в 8,6 млрд.$ беспрецедентны. Если дать прогнозную оценку итоговых олимпийских расходов (исходя из среднего роста стоимости объектов на 171%, см. ниже), то они будут не меньше 13,9 млрд.$. Общие затраты на Олимпиаду в Сочи на 1 февраля 2013 г. составили 1,526 трлн. руб, что стало абсолютным «рекордом». Учитывая, что львиная доля средств (не


менее 2/3) выплачена из бюджета, на каждого россиянина приходится около $230 затрат.

Сравнительный анализ капитальных затрат

Рассмотрим, как росла стоимость конкретных олимпийских объектов и насколько дороже они получались по сравнению с зарубежными аналогами.

а) Главный Олимпийский стадион «Фишт»

Главный Олимпийский стадион будет расположен в Олимпийском парке г. Сочи и вмещать 40 тыс. чел. Изначальная стоимость строительства была 63,5 млрд.$. В сентябре 2010 года в техзадание внесли изменения, касающиеся параметров арены. Главгосэкспертиза утвердила сумму уже в размере 7,5 млрд. рублей (или 261,2 млрд.$ 2012 года) [Sochi: The impact of the 2014…, 2007]. Однако в сентябре 2011 года в инвестиционном паспорте ЦС стояла сумма уже в 11,1 млрд. рублей [Чеберко, 2012]. В августе 2011-го Леонид Моносов утвердил новую смету стадиона - 21,6 млрд. рублей [Ермакова, 2012]. А в феврале она выросла уже до 23,5 млрд. рублей [Чеберко, 2012]. То есть стоимость выросла в 3,1 раза за 2 года и составила 779 млн.$. Внутренние аудиторы госкорпорации дали 137 замечаний к проекту, причем 78 из них - к сметной документации. Президент поручил руководству корпорации принять меры к выполнению первоначального плана, однако это распоряжение было проигнорировано [Ермакова, 2012]. В среднем олимпийские стадионы (10 рассмотренных автором аналогов) обходились в 6,16 тыс.$ на 1 человека вместимости, тогда как на стадион «Фишт» затраты уже составляют не меньше 17,3 тыс.$ / чел., т.е. в 2,8 раза выше [Соколов, 2012е]. Верность наших подсчетов подтверждает и исследование ученых World Stadium Index: средняя стоимость одного места вместимости по 74 рассмотренным футбольным и олимпийским стадионам в разных странах мира обходится в 3,99 тыс. $ капитальных затрат в ценах 2012 года [Alm, 2012]. Таким образом, 64-77% средств, отпущенных на строительство российского олимпийского стадиона в Сочи, являются сверхнормативными.

б) Большой ледовый дворец

Для проведения сочинской Зимней Олимпиады планируется построить к 2012-2013 гг. с нуля 2 хоккейные арены – «Большой» ледовый дворец (12 000 чел.) и Ледовую арену «Шайба» (7 000 чел.). Первоначальная стоимость Большой ледовой арены, застройщиком которой является НПО «Мостовик», была оценена в

$200,2 млн. в долларах 2012 года [Sochi: The impact of the 2014…, 2007]. Однако с помощью 18 дополнительных соглашений стоимость значительно выросла, а менее чем за год к 2012 г. подскочила с 8,5 до 9,6 млрд. рублей, или 303 млн.$ [Ермакова, 2012]. Рост составил 51%. В среднем по 12 рассмотренным автором олимпийским хоккейным стадионам стоимость 1 места вместимости оказывается равной 10,76 тыс.$ в ценах 2012 года, а у российского стадиона - уже равна 25,24 тыс.$ / 1 место, то есть в 2,3 раза дороже [Соколов, 2012е]. Иностранные стадионы обходились на 57,4% дешевле. Впрочем, сочинский хоккейный стадион оказался дороже не только олимпийских аналогов, но и в 2 и более раз дороже российских хоккейных стадионов [там же]. Странно, но по этому объекту уголовного расследования инициировано не было.

в) Фигурное катание и шорт-трек

Для проведения соревнования по фигурному катанию и шорт-треку к Олимпиаде в Сочи строят дворец спорта «Айсберг» вместимостью 12 тыс. чел. По плану на 2006 год, первоначально заявленный объем инвестиций оценивался в 99,2


млн.$ в ценах 2012 года [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Однако к 2011 году цена выросла более чем в 3,5 раза. А к июню 2012 года буквально за 1-2 года по дворцу спорта было заключено 12 дополнительных соглашений, и в итоге смета выросла с 5,6 до 8,8 млрд рублей, или до 278 млн.$ [Ермакова, 2012]. Рост за все время, таким образом, составил 2,8 раз. Относительная стоимость дворца спорта «Айсберг» составляет 23,1 тыс. $ / 1 место вместимости, тогда как 1 место по 6 другим олимпийским стадионам соответствующего назначения обходится в среднем всего в 9,95 тыс. $, или на 57% меньше [Соколов, 2012е].

г) Конькобежный спорт

Еще одни объект Олимпийского парка Сочи «Адлер-Арена» будет принимать спортсменов по конькобежному спорту. Вместимость стадиона равна 8000 чел. Изначальная стоимость строительства стадиона «Адлер-Арена» для конькобежного спорта оценивалась в 45,9 млн.$ в долларах 2012 года [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Однако по данным на конец 2011 год, стоимость объекта выросла уже до 6 миллиардов 214 миллионов рублей [Соколов, 2012е]. Рост составил 330%. 1 место «Адлер-Арены» обошлось в

24 660 $, тогда как 7 аналогичных олимпийских объектов в других странах обходились на 1/3 дешевле – 16 450 $ [там же].

д) Прыжки с трамплина

Олимпийский комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки» расположился в районе горного кластера Красной поляны. Строительство объекта осуществлялось в 2008-2011 гг., его общая вместимость оценивается в 15000 чел., хотя на сайте Сочи-2014 приведена цифра в 9600 чел. Сметная стоимость проектирования и строительства комплекса для прыжков с трамплина «Русские Горки» возросла сначала с 1,26 млрд. руб. до 1,68 млрд., а затем увеличилась еще в 2,6 раза, достигнув 4,38 млрд. руб. [Чеберко, 2012; Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. То есть стоимость объекта выросла с 52,5 млрд.$ до 145,1 млрд.$ в, или в 2,8 раза. 1 место обошлось в 9 680 $, тогда как в других странах по 6 объектам оно стоило в среднем 3 410 $ в ценах 2012 года [Соколов, 2012е].

е) Санно-бобслейная трасса

Санно-бобслейная трасса «Санки» расположилась на горнолыжном курорте

«Альпика-Сервис». Договор на постройку санно-бобслейной трассы «Санки» первоначально предполагал стоимость строительства порядка 147,1 млн.$ в ценах 2012 года [Sochi: The impact of the 2014…, 2007]. Генподрядчик ООО «НПО

«Мостовик» по договору не имел права требовать ее увеличения. [там же]. Однако топ-менеджеры «Олимпстроя» санкционировали к июню 2012 года заключение 14 дополнительных соглашений. Сумма в итоге выросла до 8,9 млрд. руб., то есть почти в 2 раза, составив 281 млн.$ [Ермакова, 2012]. Средняя стоимость 1 места вместимости «Санок» обошлась в 25530 $, тогда как средняя цена по 6 другим олимпийским объектам составляет в 8720 $, или на 65,9% дешевле [Соколов, 2012е].

ж) Олимпийская деревня

К Зимней Олимпиаде в Сочи будет построено 3 олимпийских деревни. Строительство главной Олимпийской деревни в Сочи, капитальные вложения в проект которой изначально составляли около 26,1млрд. руб (или 1089 млн.$ 2012), завершится летом 2013 г. [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Объект будет расположен на территории Имеретинской и состоять из 1,5 тысячи


апартаментов на 3000 человек и 1285 номеров для размещения Олимпийской Семьи. 1 место в 6 других зимних олимпийских деревнях за рубежом обходилось в среднем на 59,1% дешевле, чем сочинские апартаменты даже по плановым ценам [Соколов, 2012е].

 

Табл. 3.3.2. Анализ завышения капитальных затрат на строительство олимпийских объектов для игр Сочи-2014

    Олимпийский объект для игр Сочи-2014     Ответственн ый за строительст во     Вмести мость, чел.   Стоимость объекта Капиталовложения / вместимость (длина), тыс.$ / место (км)
План (2006 г.) млн.$ 2012 Факт (2012 г.), млн.$ 2012     Рост   Сочи- 2014 групп а анало гов     Δ
  Главный стадион Олимпстрой   261,2 778,7 Û в 2,98 17,30 6,16 -64,4%
  Арена для хоккея Олимпстрой   200,2 302,9 Û в 1,51 25,24 10,76 -57,4%
  Фигурное катание и шорт- трек   Олимпстрой     99,2   277,7   Û в 2,80   23,14   9,95   -57,0%
  Конькобежный спорт ОАО «ЦПТ «Омега»   45,9 197,3 Û в 4,30 24,66 16,45 -33,3%
  Прыжки с трамплина ОАО «Красная поляна»     52,5   145,1   Û в 2,76   9,68   3,41   -64,7%
  Бобслей, санный спорт, скелетон   Олимпстрой     147,1   280,8   Û в 1,91   25,53   8,72   -65,9%
  Главная Олим- пийская деревня ООО «РогСибАл»   1089,4 н/д н/д 270,83 148,6 -59,1%
  Среднее         Û в 2,71     -57,4%

Источник: составлено автором [Соколов, 2012е]

В таблице 3.3.2 по 7 изученным олимпийским объектам отражены средний перерасход стоимости по сравнению с плановой, а также масштабы перерасхода по сравнению с группой аналогов.

По 7 рассмотренным нами олимпийским объектам стоимость за 2007-2012 выросла в среднем на 171%, или в 2,71 раза. Норма капиталовложений относительно мощности (вместимости) оказалась в среднем на 57,4% ниже уровня затрат по сочинским объектам, то есть столько составили потери от инсайдерского контроля. Средние олимпийские расходы на Зимние Олимпиады в 1998, 2002, 2006 и 2010 гг. составили 2,93 млрд.$, что на 66% меньше расходов на Сочи-2014, что подтверждает точность наших оценок.

Масштабы изъятия инсайдерской ренты в инфраструктурных проектах (трасса «Адлер-Красная Поляна»)

Помимо спортивных сооружений, значительные инвестиции идут в инфраструктуру. За строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (Красная Поляна) отвечает ОАО «РЖД». Подрядчиком является ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» (группа компаний СК МОСТ) и ОАО «Бамтоннельстрой». Как отмечалось выше, затраты на строительство трассы в 2006 г. были запланированы в размере 91,2 млрд. руб. (или 3,8 млрд.$ в ценах 2012 года) [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006

№357]. Однако уже в 2009 году, по данным Минрегиона, затраты выросли до 266,4


млрд. руб (9,4 млрд.$ в ценах 2012 года), или в 2,5 раза [Соколов, 2012е]. Примерно такую же цифру приводит пресс-служба ОАО «РЖД» (264,18 млрд. руб), причем около 80% - это средства федерального бюджета [На самом деле…, 2013]. Таким образом, строительство 1 км совмещенной трассы обошлось не менее чем в $167,6 млн.$ / км. Примерно схожи и суммарные затраты на строительство в Сочи дублера Курортного проспекта - примерно 100 млрд. руб., или 201 млн.$ / 1 км. [Наумов, 2010].

Протяженность трассы «Адлер - Красная Поляна» составляет 48,2 км железнодорожного пути и 45,6 км автомобильного пути [Строительство совмещенной…, 2011; На самом деле…, 2013]. Данные по структуре проекта противоречивые. Так, по данным СК «Мост» трасса включает: 1) автомобильная дорога: 24 автомобильных моста и эстакады протяженностью 9,4 км + 3 двухполосных автомобильных тоннеля протяженностью 6,868 км + около 30 км обычной автодороги; 2) железная дорога: 22 железнодорожных моста общей протяженностью 11,554 км + 6 однопутных железнодорожных тоннеля общей протяженностью в 11,095 км + примерно 25,7 км обычного участка железной дороги + 3 новые станции [там же]. Однако на сайте РЖД говорится о возведении

37 железнодорожных общей протяженностью 19,5 км и 40 автодорожных протяженностью 14,6 км [Строительство дорог…, 2013]. Следуя консервативному подходу и с учетом этой структуры, рассчитаем верхнюю границу нормальной стоимости проекта и сравним с реальными затратами.

Автомобильная дорога. По ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» средняя стоимость строительства 1 километра дороги в нашей стране в 2010-2015 гг. составляет $17,6млн. [Кричевский, 2010]. Крупные транспортные магистрали обходятся в районе 30-45 млн.$, обычные дороги – около 5 млн.$ [там же]. Согласно данным Международного энергетического агентства (ОЭСР), исследовавшего капитальные затраты по более чем 1000 инфраструктурных проектов в 110 странах, на 2010 год строительство новой автомобильной дороги в странах ОЭСР обходилось в $0,7-3млн./км 1 полосы, в остальных странах – $0,15-2,7 [Dulac, 2013, p. 35]. Автомобильная дорога «Адлер – Красная поляна» будет иметь ширину преимущественно в 2 полосы, иногда переходя в 4, поэтому в качестве нормативной стоимости 1 км автодороги для наших расчетов возьмем и без того завышенную среднюю цифру $17,6 млн./км.

Железная дорога. Анализ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» показывает, что средняя стоимость 1 км новой железной дороги в России обходится в $7,26млн. в ценах 2012 года. Высокоскоростные железные дороги в России обходятся значительно дороже. Средняя стоимость 4 строящихся ВСМ равна $46,9млн. / 1 км [Соколов, 2012е]. По данным МЭА, новая железная дорога строится за $2,0-18млн./км 1 полосы в странах-ОЭСР и $0,085-3,9млн./км 1 полосы в остальных странах [Dulac, 2013, p. 35]. Отдельно в докладе МЭА рассмотрены высокоскоростные железные дороги, которые обходятся по $10-45 млн. за 1 км одной линии [Dulac, 2013, p. 39]. Однако железнодорожная ветка «Адлер - Красная Поляна» не будет являться высокоскоростной, поскольку скорость движения по ней будет составлять не 300 км/ч и выше, а всего 120-160 км/ч. В то же время, учитывая, что строятся дополнительные ж/д станции, в качестве нормальной стоимости 2 железнодорожных полос возьмем сумму, максимальную для стран-ОЭСР, в $36 млн. / км, хотя это будет значительным завышением,


Тоннели. Объемы капитальных вложений на строительство 1 км тоннелей также сильно разняться. Тоннели, проложенные под водными массивами или через твердые горные породы, строятся, как правило, дольше и требуют больше ресурсов. Средняя стоимость сложных тоннелей через Альпы составляет примерно 150 млн.$ / км [Соколов, 2012е]. 50-километровый двухпутный железнодорожный подводный тоннель под Ла-Маншем обошелся англичанам и французам примерно в 250,9 млн.$ / км [там же]. Средняя стоимость рассмотренных ж/д тоннелей составляет 124,2 млн.$ / км [там же]. Средняя стоимость автодорожных тоннелей составляет около 92,0 млн.$ / км за 2 полосы [там же]. Эту стоимость мы возьмѐм в качестве нормальной.

Мосты. Мосты также различаются по сложности конструкции и, соответственно, стоимости. Так, вантовые мосты сложнее и потому дороже балочных. Стоимость моста также зависит от того, какое препятствие он позволяет преодолевать. Водные массивы, высокие овраги и т.п. значительно увеличивают стоимость строительства. Что касается мостов на трассе «Адлер-Красная Поляна», то лишь один из них будет вантовым, а в основном решено возводить мостовые сооружения самого простого балочного типа. Мало того, примерно 75% железнодорожных мостов являются однопутными. При этом местность, через которую пролегает трасса, представляет собой долину мелководной горной реки Мзымта с невысокими оврагами и не отличается высокой степенью сложности, в отличие от большинства объектов, рассмотренных автором. Были изучены капитальные затраты по 50 мостам, причем оценка проводилась с учетом количества полос и сложности: 1 степень сложности - преодоление незначительных препятствий, мелководных рек, небольших обрывов, конструкция преимущественно балочная; 3 степень сложности - висячий или вантовый мост, позволяющий преодолевать глубокие обрывы или массивные реки по большей части длины моста, 2 степень – смешанный тип. В зависимости от степени сложности (1; 2; 3) и количества полос (2; 4; 6; 8) использовались корректирующие

коэффициенты (1,0; 1,5; 2,0; 2,5). В результате средняя стоимость 1 км двухполосного моста 1 степени сложности стоит в мире примерно $72,3 млн. [Соколов, 2012е].

Итак. Как видно из таб. 3.3.3, нормальная стоимость комбинированной автомобильной и железнодорожной трассы «Адлер-Красная Поляна» должна была составлять никак не более 5533,4 млн.$ 2012 или 59,0 млн.$/км.

Табл. 3.3.3. Расчет нормы стоимости трассы «Адлер-Красная Поляна»

    ОБЪЕКТ   тип Длина, км млн.$ 2012   млн.$ / км
  Плановая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» (2007 г.) ж/д, авто 48,2+45,6 3808,3 40,6
  Фактическая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» (2013 г., РЖД) ж/д, авто 48,2+45,6 8076,7 86,1
  Перерасход (факт/план) ж/д, авто 48,2+45,6 Û в 2,12 Û в 2,12
  Нормальная стоимость трассы ж/д, авто 48,2+45,6 <5533,4 <59,0
  - железнодорожные тоннели ж/д 11,095 1378,5 124,2
  - автодорожные тоннели авто 6,868 631,9 92,0
  - железнодорожные мосты ж/д 19,500 1409,3 72,3
  - автодорожные мосты авто 14,600 1055,2 72,3
  - железнодорожное полотно ж/д 17,605 633,8 36,0

  - автодорожное полотно авто 24,132 424,7 17,6
  Отклонение нормальной стоимости трассы от фактической (мин. объем изъятия инсайдерской ренты и других потерь от инсайдерского контроля)         < -31,5%

Источник: [Соколов, 2012е]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: